kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика кишечнополостных. Лабораторная работа №5 Изготовление модели пресноводной гидры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика кишечнополостных. Лаб. работа №5 Изготовление модели пресноводной гидры.

Цель урока: раскрыть особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика кишечнополостных. Лабораторная работа №5 Изготовление модели пресноводной гидры.»

Тема: Общая характеристика кишечнополостных. Лаб. работа №5 Изготовление модели пресноводной гидры.

Цель: раскрыть особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Саморазвитие и самообразование на основе мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.

Метапредметные: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать объекты. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Предметные: Выделять существенные признаки кишечнополостных, выделять сходства и различия кишечнополостных.

Оборудование: таблицы с изображением строения пресноводной гидры, различных видов кишечнополостных, презентация о внешнем и внутреннем строении гидры.

Формирование функциональной грамотности:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Какие функции может выполнять клетка?

Всегда ли клетка – это один организм?

Каких многоклеточных животных вы можете назвать?

3. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

1. На основании каких признаков животных относят к многоклеточным беспозвоночным?

2. По каким при­знакам животных объединяют в тип губок?

3. В чем проявляется связь строения и процессом жизнеде­ятельности губок с их средой обитания?

4. Изучение нового материала. Презентация + работа с текстом учебника.

Общая характеристика. К типу кишечнополостных относятся многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию, кото­рая позволяет провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части. Тело у кишечнополостных, как у губок, состоит из двух слоев клеток, между которыми находится студенистое неклеточное вещество. Свое название эти животные получили за то, что их тело образует кишеч­ную полость, где происходит переваривание пищи. Эта полость имеет одно отверстие – рот. Клетки тела, омываемые водой снаружи и изнутри, обеспечиваются кислородом и выделяют продукты обмена, которые уносятся этой же водой. У кишечнополостных хорошо развита регенерация – способ­ность восстанавливать поврежденные части своего тела.

Чередование поколений – си­дячего (полипы) и свободноплаваю­щего (медузы), внешне совершенно непохожих друг на друга, – интерес­ная особенность, впервые отмечаемая у кишечнополостных.

Образ жизни. Примерно из 10 тыс. видов кишечнополостных лишь немногие обитают в пресных во­дах, остальные – в морях и океанах. Самые мелкие представители это­го типа имеют длину около 1 мм, а са­мые крупные, такие как медуза цианея, имеют щупальца длиной до 30 м. Кишечнополостные ведут или колони­альный, или одиночный образ жиз­ни. Колонии организмов, имеющих известковый скелет, образуют рифы. Другие колониальные кишечнополо­стные могут плавать (физалия). Оди­ночные особи существуют в форме полипа или медузы. Полипы малопод­вижны, часто ведут сидячий образ жизни. Медузы свободно плавают в толще воды. Стрекательные клетки кишечнополостных помогают им за­щищаться от врагов и парализовать добычу.

В типе кишечнополостных 3 класса.

Класс Гидроидные. К нему отно­сятся преимущественно мелкие поли­пы, напоминающие морские растения, имеющие, как правило, щупальца (от 1 до 380). Щупальца служат для за­хватывания пищи, а в некоторых слу­чаях, как у пресноводной гидры, и для передвижения. У некоторых гидроидных щупалец нет.

Наружный слой клеток – эктодерма. В ней расположены раз­ные клетки, в том числе нервные и стрекательные. Все нервные клетки соединены между собой в сетевидное нервное сплетение. Нервные, стрекательные и половые клетки формируются из проме­жуточных клеток, которые обеспечивают замену старым клет­кам, выполнившим свою функцию и затем выпавшим из эктодер­мального слоя. Регенерация.

Энтодерма – внутренний слой клеток, состоящий из желези­стых, выделяющих пищеварительный секрет, и эпителиально- мускульных, обеспечивающих сокращение или растяжение всего тела и отдельных его частей. Клетки энтодермы имеют жгутики. Пищевые частицы захватываются и перевариваются внутри клеток.

Физминутка.

Питание. Стрекательные клетки парализуют жертву. Через ротовое отверстие пища попадает во внутреннюю полость. Переваривание пищи происходит с помощью мускульных клеток. Пищеварение двух типов – внутриклеточное и внутриполостное

Размножение кишечнополостных происходит половым и беспо­лым путем. При половом размножении после оплодо­творения яйцеклетки они образуют подвижную личиночную стадию. Личинка перемещается в толще воды, а затем, прикрепившись ко дну, превращается в неподвижную стадию полип. У колониальных полипов на теле скоро образуются и отпочковываются другие поли­пы. Так возникает колония. Другие полипы, не способные сами к половому размножению, отпочковывают медуз, которые размно­жаются половым путем.

Половые клетки гидры похожи на клетки простейших, в частности жгутиковых. Это один из признаков родства простейших кишечнополостных, которые в процессе эволюции произошли от колониальных одноклеточных организм.

Половое размножение гидры:

1. Время размножения - осень.

2. Особенности строения половых клеток (яйцеклетка, сперматозоид).

3. Оплодотворение.

4. Развитие яйца, образование многоклеточного зародыша и маленькой гидры.

? Многоклеточная гидра в начале жизни состоит из одной клетки. О чем свидетельствует одноклеточная стадия в развитии гидры? Вывод о родстве кишечнополостных и простейших, о происхождении их от древних одноклеточных животных.

Лаб. работа (дома). Изготовление модели пресноводной гидры. На А4 нарисовать строение тела пресноводной гидры (слои клеток, типы клеток – обозначить).

5. Обобщение и закрепление: Фронтальная беседа.

1. Как называется способ бесполого размножения гидры? При каких условиях оно происходит?

2. Какие организмы размножаются таким способом?

3. Почему гидр называют раздельнополыми?

4. Почему оплодотворение у гидр называется внутренним?

5. С какими простейшими сходны по строению половые клетки гидры? Какой вывод можно сделать на основании этого?

Тест.

1. Наружный слой клеток у гидры называют:

  1. эктодермой Б) подошвой

  2. энтодермой Г) кишечной полостью

2. В половом процессе участвуют:

  1. клетки тела Б) мужские и женские половые клетки

  2. клетки внутреннего слоя Г) только женские гаметы

3. Оплодотворение - это процесс:

  1. почкования Б) регенерации

  2. слияния мужской и женской гамет Г) развития половых клеток

4. Гаметами называют:

  1. только мужские половые клетки Б) мужские и женские половые клетки

  2. клетки тела гидры Г) только женские половые клетки

Закрепление. Тест.

6. Рефлексия. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

7. Домашнее задание. Стр. учебника. Лаб. работа (дома).




































Тема: Многообразие кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Цель: ознакомить с многообразием кишечнополостных (классов сцифоидных и коралловых полипов), значением кишечнополостных в природных сообществах, их практическим значением; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: Познавательный интерес к естественным наукам. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Метапредметные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Умение воспринимать информацию на слух, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и с учителем.

Предметные: Знать особенности организации кишечнополостных, об усложнении животных, их организации в процессе эволюции.

Формирование функциональной грамотности:

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.

Читательская грамотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Оборудование: презентация, таблицы с изображением многообразия кишечнополостных, рисунки из учебника, других книг.

Ход урока:

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания:

1. Проверка знаний о питании, размножении гидроидных на примере пресноводной гидры. (Устный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка знания особенностей организации кишечнополостных. (Работа по заданию из рубрики «Какие утверждения верны?»).

Утверждения

  1. Кишечнополостные ведут исключительно водный образ жизни.

  2. Гидры образуют колонии.

  3. Тело всех кишечнополостных образовано двумя слоями клеток.

  4. Пищеварительная полость встречается только у гидр.

  5. Нервные клетки кишечнополостных находятся в энтодерме.

  6. Гидра имеет диффузную нервную систему.

  7. Стрекательные клетки распределены по всей эктодерме.

  8. Из промежуточных клеток образуются только половые клетки.

  9. Пищеварение гидры происходит только в пищеварительной полости.

  10. Все гидры гермафродиты.

  11. Мезоглея медузы содержит до 98% воды.

  12. У сцифоидных медуз наблюдается четко выраженное чередование полового и бесполого поколений.

  13. Все коралловые полипы имеют скелет.

  14. Все кишечнополостные – хищники.


3. Изучение нового материала

Кишечнополостные – водные (преимущественно морские) одиночные или колониальные животные. Практически все кишечнополостные – хищники, питающиеся планктоном, личинками беспозвоночных и даже мальками рыб. Немногие из них (например, кунина) ведут паразитический образ жизни. В основе классификации типа лежит соотношение между жизненными стадиями медузы и полипа. Примерно 10 000 видов кишечнополостных делятся по наиболее распространённой классификации на три класса: гидроидных, сцифоидных и коралловых полипов. Первые два класса иногда объединяются в подтип медузовых (Medusozoa).

В классе гидроидных (Hydrozoa) доминируют полипы, обычно образующие путём почкования ветвистую колонию из огромного числа особей – гидрантов. От полипов отпочковываются медузы, живущие, как правило, недолго; некоторые виды не образуют медуз.

6–7 отрядов гидроидных разделяются на 4000 видов, встречающихся, в основном, в морях. Большинство обитают на литорали, лишь немногие гидромедузы – глубоководные формы. Некоторые гидроидные (гонионема, португальский кораблик) вызывают сильные ожоги, опасные для человека.

Гидра – характерный представитель пресноводных полипов – обитает в озёрах, прудах и реках. Цилиндрическое тело подошвой прикреплено к субстрату; на противоположном конце имеется рот, окружённый щупальцами. Оплодотворение внутреннее. Находящиеся в эктодерме интерстициальные клетки способствуют регенерации повреждённых тканей. Гидру можно резать на куски, даже вывернуть наизнанку – всё равно она будет жить и расти. Гидра окрашена в зелёный или бурый цвет; длина тела составляет от 5 мм до 1 см. Срок её жизни составляет лишь один год.

Иногда в отдельный класс выделяются сифонофоры, образующие плавающие на поверхности воды колонии. Отдельные особи, входящие в её состав, различаются внешним видом в зависимости от выполняемых функций. Плавательный пузырь с газом поддерживает колонию в горизонтальном положении, а иногда служит парусом.

Сцифоидные (Scyphozoa), наоборот, выделяются свободноплавающими медузами, размеры которых колеблются от нескольких миллиметров до 2–3 м (цианея); щупальца цианеи вытягиваются в длину до 20 м. Полип развит слабо, иногда его нет совсем. Кишечная полость разделена неполными перегородками на камеры. Сцифомедузы живут несколько месяцев.

Около 200 видов в умеренных и тропических водах Мирового океана. Некоторые виды (корнероты, аурелия) употребляются в солёном виде в пищу. Многие медузы при прикосновении вызывают сильные покраснения и ожоги. Австралийская сцифомедуза хиродрофус может вызвать смертельные ожоги у людей.

Коралловые полипы (Anthozoa) – колониальные (реже одиночные) морские организмы. Тело длиной от нескольких миллиметров до одного метра обладает шестилучевой или восьмилучевой симметрией. Из-за того, что оплодотворение у кораллов внутреннее, личинка планула развивается в кишечной полости полипа, образующего яйцеклетки. Стадия медузы отсутствует. Ротовое отверстие соединяется с кишечной полостью глоткой. У полипов одной колонии кишечная полость общая, и пища, добытая одним из полипов, становится достоянием всей колонии. Около 6000 видов коралловых полипов обитают во всех морях с достаточно высокой солёностью; в северных и дальневосточных морях России около 150 видов.

Некоторые бесскелетные актинии (морские анемоны) служат хорошим примером симбиоза. Они сосуществуют вместе с раками-отшельниками, живя на их раковинах. Рак питается остатками добычи актинии, а взамен переносит её с места на место – в более удачные для охоты места. Другая актиния симбиотирует с рыбой-клоуном. Яркая рыбка, невосприимчивая к яду щупалец, завлекает врагов, а актиния хватает их и поедает. Кое-что перепадает и клоуну. Отдельные актинии доживают (в аквариумах) до 50–80 лет.

Некоторые колониальные полипы (например, мадрепоровые кораллы) окружают себя массивным известковым скелетом. Когда полип умирает, его скелет остаётся. Колонии полипов, разрастаясь в течение тысячелетий, образуют коралловые рифы и целые острова. Самый крупный из них – Большой Барьерный риф – тянется вдоль восточных берегов Австралии на 2300 км; его ширина составляет от 2 до 150 км. Рифы в местах своего распространения (в тёплых и солёных водах с температурой 20–23 °С) являются серьёзным препятствием для судоходства. Веточки кораллов используют как украшения.

Коралловые рифы представляют собой уникальные экосистемы, в которых находит приют огромное количество других животных: моллюсков, червей, иглокожих, рыб. В ледниковый период коралловые рифы окаймляли многие острова. Затем уровень моря начал подниматься, и полипы со средней скоростью сантиметр в год надстраивали свои рифы. Постепенно сам остров скрывался под водой, а на его месте образовалась мелководная лагуна, окружённая рифами. Ветер приносил на них семена растений. Затем появились животные, и остров превратился в коралловый атолл.

По одной из гипотез, кишечнополостные произошли от одноклеточных животных в результате нерасхождения дочерних клеток после деления. По другой, они появились из-за многократного деления ядра в клетке с последующим образованием перегородок между дочерними ядрами. Представители большинства классов известны уже в кембрии; в конце палеозоя произошло массовое вымирание древних кишечнополостных. Всего известно около 20 000 вымерших видов этого типа. Многие из них, обладая массивным скелетом, принимали участие в формировании мощных слоёв известняка.

4. Закрепление знаний о многообразии кишечнополостных, их роли в природе и жизни человека. (Беседа.)

1. На какой стороне тела находится у медузы рот?

  • на спинной;

  • на брюшной;

  • на боковой.

2. Каким образом передвигаются медузы?

  • выбрасывают воду из кишечной полости через ротовое отверстие;

  • выбрасывают воду из-под купола колоколообразного тела;

  • благодаря движениям щупалец, расположенных по краям тела.

3. Как называют способ передвижения медузы?

  • поступательный;

  • реактивный;

  • колебательный.

4. Назовите класс, к которому относят колониальный полип физалию - “португальский кораблик”.

  • гидроидные;

  • сцифоидные;

  • коралловые полипы.

5. Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры.

6. Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?

7. Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?

8. Какой самый большой коралловый риф?

9. Какие существуют способы размножения кораллов?

10. Назовите геометрическую фигуру, на которую по своей форме похожи атоллы - острова, образованные колониальными рифами:

  • круг;

  • кольцо

  • треугольник.

11. Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?

12. Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?

13. В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?

14. Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?


5. Итог урока. Рефлексия.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)? Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

6. Задание на дом: изучить раздел до конца, ответить на вопросы 13, 14 из рубрики «Проверьте свои знания».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства