Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных органоидах клетки, определить их взаимосвязь.
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное при сравнении особенностей строения и функции прокариотических и эукариотических, растительных и животных клеток.
Воспитательная: продолжить формирование навыков самостоятельной работы, работы в группе, воспитывать чувство коллективизма и дух соперничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме:"Клетка"»
Контрольно – обобщающий урок.
Тема: Клетка.
Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи:
Образовательная: обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных органоидах клетки, определить их взаимосвязь.
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное при сравнении особенностей строения и функции прокариотических и эукариотических, растительных и животных клеток.
Воспитательная: продолжить формирование навыков самостоятельной работы, работы в группе, воспитывать чувство коллективизма и дух соперничества.
Оборудование: таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение клеток растений, животных, грибов, бактерий; микроскопы, микропрепараты, компьютер, электронные носители, учебник, тестовые задания.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение и обобщение знаний о строении и функциях органоидов клетки, о сравнении клеток прокариотических и эукариотических, растительных, животных:
Подготовительный этап:
Фронтальная беседа:
- Как называется наука, изучающая клетку.
- Расскажите историю открытия клетки.
- Когда и кем была впервые сформулирована клеточная теория?
- Основные положения клеточной теории.
- Кто впервые увидел ядро в клетке?
- Кому принадлежат слова «Каждая клетка – из клетки» - Назовите и покажите по таблице органоиды животной клетки.
- Назовите и покажите по таблице органоиды растительной клетки.
- Назовите и покажите по таблице органоиды бактерии.
- Каким образом в клетку проникают вода и молекулы разных веществ.
- Охарактеризуйте строение ядра.
- В клетках каких тканей и органов в наибольшей степени развиты органоиды – митохондрии, обоснуйте ответ.
- Каким образом в строении ЭПС получили отражение её функции.
а) в ядерном соке; б) в ядерной оболочке; в) в хромосомах.
10. Какая из ядерных структур принимает участие в сборке субъединиц рибосом:
а) ядерная оболочка; б) ядрышко; в) ядерный сок.
(Ответ. Приложение 5)
3 этап. Итог урока.
Учащиеся сдают тетради на проверку. Оцениваются задания № 3, 4, 5. Выставляются оценки за работу на уроке по заданиям № 1, № 2 и фронтальный опрос.
4 этап. Организованное окончание урока.
Приложение 1
Таблица № 1
прокариоты
эукариоты
Черты различия
Нет ядра
Генетический материал – кольцевая ДНК в цитоплазме.
Наружная оболочка – клеточная стенка, образована пектином и муреином, окружена слизью.
Мембранные органоиды – нет.
Цитоскелет – нет.
Митоз, мейоз – нет.
Гаметы – нет.
Отличаются размерами
Есть ядро.
Генетический материал – линейная ДНК (хромосомы) в ядре клетки.
Наружная оболочка: у растений – клеточная стенка (клетчатка, целлюлоза); у животных – ультрамикроскопическая плёнка (белки, липиды)
Мембранные органоиды, ЭПС, митохондрии,
комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды.
Цитоскелет – есть.
Митоз, мейоз – есть.
Гаметы – есть.
Черты сходства
Мембрана, цитоплазма, рибосомы, генетический материал – молекула ДНК, жгутики (разные по строению)
Вывод: прокариоты – более древние клетки, они были первыми живыми существами на Земле, возникли миллиарды лет тому назад. В процессе эволюции появились клетки – эукариоты.