Обобщающий урок с использованием ИКТ по теме:"Строение клеток живых организмов"
Обобщающий урок с использованием ИКТ по теме:"Строение клеток живых организмов"
В настоящее время всё большее значение приобретает умение работать с информацией. На данном уроке используються различные приёмы работы с информацией (составление синквейнов, кластеров,работа с графиками, рисунками, цифровой информацией, отрабатываются умения сворачиваь и разворачивать информацию,)находить нужную информацию в интернет-ресурсах)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок с использованием ИКТ по теме:"Строение клеток живых организмов"»
Обобщающий урок по теме: «Строение клеток живого организма».
Цель: Обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету.
Задачи:
Образовательная - систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот; показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории; формировать способность находить нужную информацию и работать с ней (выделять главное, обобщать и систематизировать, работать с числовой информацией, со схемами, рисунками, моделями …).
Воспитательная - воспитывать в учащихся ответственность за общее дело, удовлетворение от процесса умственного труда.
Развивающая - развивать у учащихся логическое мышление, умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, анализировать, делать выводы и обобщения, развивать речь – словарный запас биологических знаний развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи, работать в команде.
Формирование элементов общих компетенций:
ОК 1. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения.
ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 3. Осуществлять поиск информации работу с ней: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, сравнение…
ОК 4. Работать в команде.
Планируемый результат:
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения клетки;
— особенности строения клетки эукариот и прокариот;
— функции органоидов клетки;
— основные положения клеточной теории;
— химический состав клетки;
— клеточный уровень организации живого;
— строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
.
Учащиеся должны уметь:
— использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
— формулировать выводы;
— устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приёмами смыслового чтения;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно_коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций.
Личностные результаты обучения
— Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
— умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признание права каждого на собственное мнение;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— осознание ответственности за общее дело.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: дидактическая игра-путешествие.
Межпредметные связи:медицина,информатика, химия.
Внутрипредметные связи:цитология, микробиология.
Оборудование: материал для моделирования клетки; индивидуальные листы для рефлексии учащихся; экран, проектор, презентация по теме «Клетка – структурная и функциональная единица живого», цитоны.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Преподаватель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к занятию, отмечает отсутствующих на уроке.
2.Вводный этап. Постановка цели урока.
Учитель: Клетка. Кто она такая? Маленький комочек жизни, который можно увидеть лишь в микроскоп или мельчайшая частица Вселенной, в которой умещается все понятия жизни?
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с клеткой – структурной, функциональной и единицей развития всего живого. Сегодня у нас обобщающий урок по данной теме с использованием информационно-коммуникативной технологии. Основная форма работы – групповая. Урок будет проходить в виде дидактической игры – путешествия в мир клетки. Каждый путешественник, отправляясь в путь, знает цель, которую он должен достигнуть в результате путешествия. Давайте вместе попробуем сформулировать цели сегодняшнего обобщающего урока.
Коллективная формулировка целей урока.
Правила игры.
Учитель:
1. В игре принимают участие 2 команды.
2. В путешествии вам понадобятся деньги. В государстве клетка денежная единица – цитон. Заработать цитоны вы сможете во время разминки перед путешествием. На заработанные деньги можно купить: 1) мудрость, - возможность пользоваться источником информации – цена 3 цитона 2) палочку-выручалочку - разовая возможность получить подсказку – 5 цитонов, 3) шапку-невидимку - разовая возможность уйти от ответа на вопрос – 6 цитонов.
3. За каждый верный ответ команда получает количество цитонов, соответствующее стоимости вопроса.
4. Побеждает команда, набравшая большее количество цитонов.
Ход игры.
1.Разминка (блиц-опрос).
Цель: проверить общую информированность учащихся по теме «Строение клетки».
Вопросы задаются каждой группе (цена вопроса – 1ц.).
Учитель: Итак, начнем.
Команда №1
1. Авторы первой клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден)
2.Зеленые пластиды (хлоропласты)
3. Синтезирует белки (рибосома)
4. Хромосомный набор соматической клетки (диплоидный)
5. Служит энергетической станцией клетки (митохондрия)
6.Регулирует все процессы в клетке (ядро)
7. Ограничивает клетку от окружающей среды (оболочка)
8.Постоянные структуры клетки, имеющие определённое строение и функции (органоиды)
9. Организмы, клетки которых имеют оформленное ядро (эукариоты)
10.Какое вещество образует клеточную стенку грибов? (хитин)
2. Какое вещество образует клеточную стенку бактерий? (муреин)
3. Хромосомный набор половой клетки (гаплоидный)
4.Доядерные организмы (прокариоты)
5. Кто автор высказывания «Клетка из клетки» (Рудольф Вирхов)
6. Принимает участие в делении клетки (клеточный центр)
7. Временные образования в клетке (включения)
8. Бесцветные пластиды (лейкопласты)
9. Процесс поглощения клеткой капелек жидкости (пиноцитоз)
10. Ядерный сок (кариоплазма)
Покупки!
1) мудрость, - возможность пользоваться источником информации – цена 5 цитонов,
2) палочка-выручалочка - разовая возможность получить подсказку – 3 цитона,
3) шапка-невидимка - разовая возможность уйти от ответа на вопрос – 6 цитонов.
2. Проникновение в клетку (команда №1 – растительная, команда №2 – животная).
Учитель: Чтобы попасть внутрь клетки надо преодолеть оболочку. Как будете проникать: с помощью фагоцитоза или с помощью мембранных белков? (с помощью мембранных белков, клетки растений не способны к фагоцитозу)Если ответ неверный – теряют 1 цитон, объяснили причину – потеря восстановлена.
Вы в клетке и мчитесь по её транспортной сети. Назовите её. (ЭПС)-1ц.
Какие виды ЭПС вы знаете? (1ц.)
3.Первая станция «Аукцион»
Цель: проверить степень овладения учащимися умениями пользоваться различными источниками информации, анализировать информацию и отбирать необходимую.
Учитель: На продажу выставлены органоиды: хлоропласт и митохондрия. Цена каждого органоида – 5ц. Вам было дано домашнее задание; найти как можно больше информации об этих органоидах, используя любые источники информации. Торги начинаются.
Путешествие продолжается. Вот машут нам в след временные образования клетки. Как они называются? (включения) Следующая
4.Станция «Что бы это значило?»
Цель: проверить степень осмысления знаний, способность ориентироваться в них, умение находить логические связи, работать со схематичными рисунками, числовой информацией.
Учитель: Ваша задача: узнать по числовой информации о каком органоиде идёт речь и дать о нём развёрнутую информацию
Команда №1: 9 * 2 + 2 (жгутики, реснички)
Команда №2: 9 * 3 (центриоли клеточного центра)
Учитель: Вам предстоитработа с рисунком - схемой (задача: узнать о каком органоиде идёт речь и дать о нём развёрнутую информацию
Команда №1: Жидкостно-мозаичная модель мембраны
Команда №2: Схема строения рибосомы
И снова мы в пути. Следующая
5.Станция « Что в имени тебе моём…» (вопросы об учёных, сделавших открытия в цитологии). Если знаний недостаточно, можно использовать мудрость (поиск информации с помощью ИКТ)
Команда №1: 1) Роберт Гук
2) Кейт Робертс Портер (1945г. Открыл ЭПС )
Команда №2: 1) Антоний Ван Левенгук
2) Фридрих Мевес (1904г. Открыл митохондрии у растений)
Едем дальше. За окном мелькают опорные структуры цитоплазмы. Это -? (цитоскелет). Чем он образован? (микрофиломенты, филоменты, промежуточные филоменты)
6.Станция «Творческая» (задача свернуть информацию об органоидах в форме синквейна)
Цель: В ходе решения творческих задач выявить умения, рассуждать, анализировать, делать логические выводы.
Цель: развитие умений по применению полученных знаний на практике.
Учитель: Мы с вами знаем, что одним из методов в изучении биологии является моделирование. Сегодня мы попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки.
Капитан команды №1 создаёт модель растительной клетки.
Капитан команды №2 создаёт модель животной клетки.
Установите сходство(№1) и отличия (№2) в строении клеток растений и животных. О чем свидетельствует сходство?
А пока капитаны выполняют задание, послушайте стихи о клетке.
Вам кажется, мала она,
Но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна
Как в натуральном виде
И в той стране столица
Является ядром,
Внутри её хранятся
Запасы хромосом.
А цитоплазма ширится
Огромным океаном
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органоиды внутри
Трудом поглощены,
Своим, согласно отраслям,
На благо всей страны.
Все знают, без энергии
Придет всему конец
Её даст митохондрия,
Работая, как ТЭЦ
Заводов рибосомы
Работа нелегка
Их очень вклад весомый
При синтезе белка.
А эндоплазмы сети,
То транспорт для веществ.
Пути-дороги эти
Основа связи есть.
Ещё есть комплекс Гольджи
Покуда полон тайн.
Его ты, если хочешь,
Попробуй, разгадай.
Учёным, чтобы решить секрет
Всех клеточных проблем
Ещё на много сотен лет
Работы хватит всем.
Страна, с названьем «клетка»
В огромном мирозданье
Как капля у пипетки
В глубоком океане.
Размеры ей малы даны
Но нет важней другого
Ведь в ней то и заключены
Все принципы живого.
8. Возвращение.
Цель: Определить степень овладения умениями выявлять взаимосвязи и закономерности между понятиями и устанавливать аналогичные взаимосвязи в новой ситуации. Развивать логическое мышление.
Учитель: Наше время на исходе. Пора возвращаться. Чтобы не блуждать в клетке составьте схему обратного маршрута, используя дорожные знаки-подсказки.
Учитель: Вы у выхода, осталось только произнести пароль, и вы покинете клетку. Пароль: процесс выведения веществ из клетки - ? (экзоцитоз 1ц.)
9. Домашнее задание.
Сегодня на уроке мы говорили об истории развития цитологии, приоткрыли завесу исторического прошлого, а что, если сегодня заглянуть в будущее этой науки? По каким направлениям будет развиваться цитология после 2015года? Попробуйте ответить на этот вопрос выполнив творческое домашнее задание: подготовьте презентацию «Цитология. Взгляд в будущее».
10. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Вот и закончилось путешествие в чудесный и неповторимый мир клетки. Мир, который присутствует в каждом из нас. Ваша активность во время урока, позволяет мне сделать вывод, что цели урока достигнуты.Вы сегодня хорошо поработали и получаете следующие оценки…..
Но мне хочется чтобы и вы оценили наш урок .У вас на столах есть листы рефлексии. Сначала оцените своё эмоциональное состояние. Затем работаем с рефлексионной мишенью, оценивая работу в команде, свою активность на уроке и т.д.
Используемая литература:
Основные источники:
1. «Общая биология». А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений. Москва. «Дрофа». 2011. – 367 с. (Допущено Министерством образования РФ).
2.Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. Москва «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА». 2011. – 816 с.
Дополнительные источники:
1. «Общая биология». В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений. Москва. «Дрофа». 2011. – 624 с.(Допущено Министерством образования РФ).