kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок на тему "Общая характеристика червей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет закрепить знания учащихся по типу плоских, круглых и кольчатых червей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок на тему "Общая характеристика червей"»

Обобщающий урок по теме: «Общая характеристика червей»



Цель урока:   В игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся о типах червей (тип плоские черви, тип круглые черви, тип кольчатые черви
 Задачи:
1. Обобщить, расширить, закрепить и проверить знания учащихся об особенностях организации, многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности плоских, круглых, кольчатых червей, их значении в природе и жизни человека, проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания;
2. Развивать интерес к природе, ее изучению, умение приобретать знания самостоятельно, работать в коллективе, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд. 
3. Способствовать санитарно- гигиеническому и экологическому воспитанию учащихся.
 Оборудование –презентаций PowerPoint, таблицы по теме.


 

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.

Солнышко осеннее

В окно глядит на нас

С хорошим настроением

Урок начнем сейчас.

2.Актуализация знаний

Задание № 1 «Закончи предложения»

1)    Группа сходных органов, выполняющих сходные функции, называется…(системой органов)

2)    Системы внутренних органов дождевого червя расположены…(во вторичной полости)

3)    Пищеварительная система дождевого червя начинается…(ртом)и  заканчивается…(анальным отверстием)

4)    Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называется…(регенерацией)

5)    Дождевой червь цепляется при движении за неровности  почвы при помощи…(параподии со щетинками)

6)    Группа сходных по строению и функции клеток называется…(тканью)

7)    Ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы называется…(рефлексом)

8)    Кровеносная система дождевого червя состоит из…(кольцевых сосудов (сердца), кровь, капилляры)

9)       Кожно-мускульный  мещок дождевого червя состоит из…(продольных и кольцевых мышц)

10) Тело планарии снаружи покрыто

11) Сосальщики удерживаются внутри кишечника при помощи

12)тело ленточных червей состоит из большого числа

13) Организмы,в котором живут взрослые черви,называют.



Задание № 2 Решение биологических задач

Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

Задание № 3 Решите тесты

1. У ленточных червей нет:

  • Пищеварительной системы

  • Нервной системы

  • Выделительной

  • Половой

2. В лёгких человека аскарида

  • Размножается

  • Находится во взрослой стадии

  • Паразитирует в виде личинки

  • Не присутствует ни в одной из форм

3. Кольчатые черви отличаются от круглых:

  • Двусторонней симметрией

  • Сквозным кишечником

  • Наличием полости тела

  • Наличием кровеносной системы

4. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться:

  • Бычьим цепнем

  • Человеческой аскаридой

  • Острицей

  • Белой планарией

5. Круглые черви при передвижении могут:

  • Укорачивать и удлинять тело

  • Только изгибать тело в стороны

  • Удлинять и уплощать тело

  • Укорачивать и уплощать тело

6.Почему опасно гладить бездомных собак?

  • Можно заразиться печеночным сосальщиком

  • Можно заразиться детскими острицами

  • Можно заразиться эхинокком

  • В организм могут попасть финны бычьего цепня

7. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании

  • воды из стоячего водоема

  • в пищу немытых овощей

  • плохо вымытой посуды, которой пользовался больной

  • плохо прожаренного мяса

8. К круглым червям относится:

  • эхинококк

  • белая планария

  • острица

  • пиявка

Самопроверка

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


В

г

а

б

г

а

в

а

б

в

в

а

б



3.Физминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

И на место тихо сели.


4. Деление ребят на группы.

Задание группам.

Задание: каждой группе необходимо после 15 минутного обсуждения  назвать особенности какого – либо  типа червей:

1 группа – рассказывает об особенностях Круглых червей

2 группа – об особенностях Плоских червей

3 группа – об особенностях Кольчатых червей.

Рассказ составляют по плану, рассказывает один ученик из группы в течении 2 минут, остальные могут дополнять. Максимум – 5 баллов.


План рассказа:

- место обитания;

-  внешнее строение;

- особенности внутреннего строения кратко (кожно-мускульный мешок, дыхание, нервная система)

- размножение;

- питание;

 

 

 

 ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные характеристики:

  1. Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.

  2. Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.

  3. Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.

  4. Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц.

  5. Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:

  1. Тело нечленистое.

  2. Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.

  3. Кровеносной и дыхательной системы нет.

  4. Особи раздельнополые.

Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:

  1. Тело состоит из колец-члеников.

  2. Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.

  3. Появляется замкнутая кровеносная система.

  4. В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.

  5. Большинство видов – гермафродиты.

  6. Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет. Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма. Какую роль выполняет мезодерма?

  1. образует мышцы

  2. опорно-соединительная ткань

  3. стенки полости тела

  4. кровеносная и выделительная система

  5. половые органы



  1. Защита проектов



  1. Закрепление

Задание: «Решите кроссворд»

Вопросы по вертикали:

2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)

4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (анальное)

5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)

9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)

Вопросы по горизонтали:

1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)

3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)

6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)

7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)

8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки)

10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)

 







8.Рефлексия

Подведение уроков Учащиеся комментируют урок поднятием цветных карточек:

  • Розовый цвет- урок очень понравился, особенно….

  • Зеленый цвет- урок понравился, но….

Желтый цвет- урок не понравился, потому что….

Отметьте "+" то выражение, которое соответствует вашему состоянию.

1. На уроке я работал           активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я  доволен / не доволен

3. Урок для меня показался   коротким / длинным

4. За урок я    не устал / устал

5. Мое настроение         стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был       понятен / не понятен

                                                      полезен / бесполезен

                                                       интересен / скучен

                                                       комфортно / некомфортно

Сегодня на уроке мне было   интересно / не интересно


9.Домашнее задание

Предложите меры предотвращения заражения гельминтами



Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Обобщающий урок на тему "Общая характеристика червей"

Автор: Минуллина Валентина Борисовна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357451


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства