kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок систематизации,закрепления и обобщения знаний по теме "Плоские и Круглые черви"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"»

Обобщающий урок по теме

«Тип Плоские и Круглые черви»


(8 класс)

Тема урока:



Цели урока:



Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними

-обобщить, закрепить, систематизировать знания об особенно­стях внешнего и внутреннего строения животных типов Пло­ские и Круглые черви;

-знать общую характеристику типов Плоские и Круглые черви, а также их отличительные особен­ности;

-называть особенности строения паразитических червей в связи с переходом к паразитическому образу жизни; особен­ности жизненных циклов гельминтов и пути заражения ими человека;

- называть способы борьбы с паразитическими чер­вями и основные пути дегельминтизации, а также профилак­тические меры против заражения гельминтами.

Тип урока: Оборудование:

урок закрепления систематизации и обобщения знаний

Рисунки эхинококка, лентеца широкого, острицы, власоглава, трихинеллы, свекловичной, пшеничной, галловой нематод; карточки для программированного опроса; доклады учащихся «Ленточные черви - возбудители заболеваний животных и человека», «Круглые черви - паразиты человека», «Нематоды - вредители растений»; карточки -задания для игры «Исключи лишнее» и «Найди ошибку»; карточки с тестовыми заданиями по теме; плакат «Основные пути дегельминтизации»; таблица «Должны знать; должны уметь», презентация к данному уроку; ММП.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вводное слово учителя: приветствие учащихся, сообщение темы, цели, задач данного урока.


На предыдущих уроках мы с вами знакомились с простейшими трёхслойными животными, обладающими двусторонней симметрией - Плоскими и Круглыми червями. Мы выяснили, что животные типов Плоские и Круглые черви - это в большинстве своём паразитические животные, вызывающие тяжёлые заболевания человека, животных и да­же растений. Поэтому изучение их строения, поведения, размножения, развития и взаимосвязь этих процессов с образом жизни имеет большое значение для знания способов их уничтожения и мер профилактики.

Итак, на сегодняшнем уроке, который называется «Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними», мы повторим, закрепим и обобщим знания по данной теме.

На сегодняшнем уроке у меня есть два помощника - консультанта (заранее выбираются учителем из учащихся класса), которые будут вни­мательно следить за вашей работой на уроке- и помогут мне подвести общие итоги урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

Данный этап урока проводится учителем совместно с учащимися. Форма работы класса- фронтальный опрос .На данном этапе урока учителю помогают заранее выбранные им консультанты, они фиксируют все ответы учащихся в специальной ведомости. Этап актуализации опорных знаний проводится в виде кроссворда (приложение 1), который заранее вычерчивается учителем на доске и включает в себя повторение основных понятий, изученных в данной теме.




Задания для кроссворда


По горизонтали:

  1. Симметрия плоских червей. (двусторонняя)

  2. Кем являются плоские и круглые черви по способу питания. (паразиты)

  3. Организмы, в теле которых происходит обра­зование мужских и женских гамет. (гермафродиты)

  4. Головка бычьего (свиного) цепней. (сколекс)

  5. Внутренний слой тела плоских, круглых чер­вей. (энтодерма)

  6. Тело бычьего цепня.(стробила)

  7. Дыхание в кислородной среде.(аэробное)

  8. Средний слой тела плоских, круглых червей. (мезодерма)

  9. Некоторые плоские черви (например, белая планария) могут восстанавливать своё тело из 1/300 оставшейся части его. Как называется такая способность к восстановлению утраченных ор­ганов и тканей. (регенерация)

  10. Органы, в которых происходит созревание мужских гамет. (семенники)

  11. Органы выделения плоских червей. (протонефридии)

  12. Где переваривается пища у печёночного со­сальщика? (кишечник)

  13. Личинка бычьего (свиного) цепней, находя­щаяся в их мышцах. (финна)

  14. Личинка бычьего цепня, паразитирующая в желудке КРС. (онкосфера)

  15. Чем снабжена онкосфера для прикрепления к стенкам желудка? (крючки)

  16. Хвостатая личинка печёночного сосальщика. (церкария)

По вертикали:

  1. Наружный слой тела плоских, круглых чер­вей. (эктодерма)

  2. Один из органов пищеварительной системы круглых червей (у них появляется впервые). (пищевод)

  3. .Единственный класс в типе Плоские черви, лишённый паразитов. (Ресничные)

4. Нервные узлы. (ганглии)

5.Органы, в которых происходит созревание женских половых клеток. (яичники)

6.Личинка печёночного сосальщика, покрытая ресничками (в тот период, когда внедряется в тело малого прудовика). (мирацидий)

7.Органы прикрепления бычьего (свиного) цеп­ней к стенкам кишечника человека. (присоски)

8.Кто по типу дыхания бычий цепень. (анаэроб)

9.С каким из животных класса Нематоды мы познакомились? (аскарида)

10.Через какое отверстие (у неё появляется впервые в царстве Животные) происходит выде­ление непереваренных остатков пищи у аска­рид? (анальное)

11.Членики ленточных червей. (проглоттиды)

3) Программированный опрос.


После такой небольшой разминки давайте с вами повторим основ­ные черты классов Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви, Круглые черви, а также - общие черты животных типа Плоские черви.

Перед каждым учащимся - карточки для программированного оп­роса (Приложение 2).

На доске:

I. Представители

1

аскарида человеческая

2

кошачья двуустка

3

лентец широкий

4

свиной цепень

5

печёночный сосальщик

6

эхинококк

7

острица

8

белая планария

А- паразиты

II. Признаки


Б- хищники

В- трехслойные животные

Г- обитает в водоеме

Д- полости нет

Е- пищеварительная система отсутствует

Ж- тело членистое

З- кровеносная и дыхательная системы отсутствуют

И- дыхание анаэробное

К- симметрия двусторонняя

4)Выступления учащихся с докладами

На предыдущих уроках мы познакомились только с неко­торыми паразитическими плоскими и круглыми червями, а их - гораздо больше. Чтобы расширить свои знания о них, прослушайте, пожалуйста, следующие доклады:

а) «Ленточные черви - возбудители заболеваний человека и живот-­ ных» (приложение 3)

б) «Круглые черви - паразиты человека» (приложение 4)

в) «Нематоды - вредители растений» (приложение 5)

5) Игра

а) «Исключи лишнее» (приложение 6)

б) «Найди ошибку» (приложение 7)

6) Тестовые задания (приложение 8)

7) Подведение итогов урока

а) Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились лишь с не­которыми паразитическими плоскими и круглыми червями, а на самом деле их гораздо больше. Общее количество видов нематод, целиком пе­решедших к паразитическому существованию, составляет более 2,5 ты­сяч; если к этому количеству присоединить ещё паразитические виды плоских червей - сосальщиков (около 3000 видов) и лентецов (около 1800 видов), то перед нами будет уже не менее 7000 различных видов глистов, или гельминтов: этим общим именем (от греческого хел ьмис - червь, глист) называют всех паразитических червей независимо от их принадлежности к той или иной систематической группе. Из них на до­лю человеческого рода приходится около 150 видов, которые почти по­ровну подразделяются между типами Плоских и Круглых червей.

Ещё большее количество гельминтов оказывается паразитами наших домашних животных, либо приводящих их к гибели, либо понижающи­ми их продуктивность, поэтому знание особенностей внешнего и внут­реннего строения гельминтов, знание циклов их развития и особенно­стей размножения играет важную роль в профилактике гельминтозных заболеваний.

Итак, вопрос:

а) Какие приспособления выработались у паразитических червей в свя­зи с их образом жизни?

  • органы прикрепления;

  • отсутствие пищеварительной, дыхательной систем, слабое разви­- тие нервной системы;

  • сложно устроена сисгема органов размножения, высокая плодови­тость, яйца с защитной оболочкой.

б) А теперь давайте обсудим с вами вопрос о том, какие меры борь­бы с гельминтами нам известны?

  • плоские черви: бычий и свиной цепень, кошачья двуустка, лентец, эхинококк = не есть сырое, плохо проваренное либо прожаренное мясо;

  • круглые черви: аскарида человеческая = не употреблять в пищу немытые фрукты, овощи, мыть руки перед едой.

Наука, изучающая особенности строения, образа жизни и способы борьбы с паразитическими червями, называется гельминтологией.

Одним из основоположников гельминтологии в нашей стране был академик АН СССР К. И. Скрябин, который разработал и внедрил в ме­дицинскую и ветеринарную практику методы борьбы с гельминтами. Комплекс мероприятий, направленный на излечение больного от гель­минтов и на предохранение внешней среды от загрязнения заразным ма­териалом, по предложению К. И. Скрябина, назван дегельминтизацией.

  • сообщение одного из учащихся класса об основных путях дегель­минтизации (приложение 9)

в) стихотворение (приложение 10)

г) отчёт консультантов о работе учащихся, оценивание учащихся, общая оценка деятельности класса на уроке.



























Приложение 3

Ленточные черви - возбудители заболеваний человека и животных.

Овечий мозговик.

В ленточной форме овечий мозговик, или ценур, живет в кишечнике собак, волков и шакалов, а в пузырчатой стадии - у овец, которые заражаются яйцами этого паразита на пастбищах, где собаки и дикие хищники оставляют свои испражнения. Пузырчатая форма поселяется у овцы в полости черепа и достигает там размеров грецкого ореха или даже куриного яйца. Пузырь этот давит на мозг (отсюда название « мозговик ») и вызывает так называемый вертеж или глистную вертячку овец: овцы худеют, начинают бесцельно бегать и кружится, наконец слабеют, падают и погибают.

Внутри пузыря мозговика образуется не один вырост с головкой, как в финке свиного и бычьего цепней, а множество. Поэтому собака, волк или шакал, съевшие вместе с мозгом павшей овцы пузырь мозговика, получают сразу несколько десятков или сотен ленточных глистов. Зато по размерам они много меньше наших ценней, длина их не превышает 50-70 см. Они мало вредят своим окончательным хозяевам, которые, бегая по всей округе, заражают окрестные пастбища яйцами паразита. Поэтом, чтобы не допускать дальнейшего распространения овечьей вертячки. Необходимо глубоко закапывать (или сжигать) головы павших овец. Чтобы до них не могли добраться собаки и другие хищники.

Эхинококк.

Ленточная форма эхинококка живет в кишечнике собаки и ее диких родичей в виде маленьких червячков всего лишь в 3-6 мм длиною, состоящих из трех или четырех члеников.

Промежуточными хозяевами эхинококка бывают наши сельскохозяйственные животные: свиньи, овцы и крупный рогатый скот.

Животные заражаются яичками эхинококка на пастбищах, где собаки и дикие хищники оставляют свои испражнения.

Личинка эхинококка пробуравливается через стенку кишечника, попадает в кровь и затем в каком - либо внутреннем органе хозяина превращается в пузырь («водянку») размерами с яблоко или даже с головку новорожденного ребенка. Внутри этого пузыря образуются другие - «дочерние » пузыри.

Эхинококк представляет непосредственную опасность и для человека, который может оказаться его промежуточным хозяином, заразившись паразитом от собаки. Когда собака совершает свой « туалет » и вылизывает загрязненные части своего тела, она может перенести изверженных из кишечника зародышей эхинококка к себе на язык, а валяясь в различных нечистотах, может сделать источником заражения свою шерсть. Если затем, ласкаясь к хозяину, собака лизнет его в губы или если хозяин не вымоет рук после возни с собаками, то он может получить зародышей эхинококка и подвергнуться очень тяжелому заболеванию печени.

Об этом следует твердо помнить, соблюдая осторожность при возне с собаками и не допускать здесь излишних взаимных нежностей.







Приложение 4

Нематоды - паразиты человека.

Власоглав.

К числу нематод, паразитирующих в кишечнике человека, принадлежит также власоглав. Название этого гельминта уже характеризует его внешний вид. Вытянутое тело власоглава, достигающее в длину 35-40 мм, сильно утоньшается в своей передней части: этим тонким, как волосок, головным концом червь глубоко внедряется в слизистую оболочку слепой кишки и поэтому прочно держится на месте и с трудом поддается изгнанию.

Трихинелла.

Очень опасными паразитами человека могут оказаться трихинеллы, более известные под старым названием « трихин ». Трихинелла - очень маленький червячок: взрослая самка достигает 3 мм длины, самцы - вдвое меньше. Личинки трихинелл попадают в кишечник нового хозяина, когда он поедает зараженное этим паразитом мясо. Здесь они уже на другой день достигают зрелости. Самцы вскоре погибают, а оплодотворенные самки внедряются в стенки кишечника и здесь рождают 80 ООО - 100 ООО микроскопически мелких личинок. Из стенок кишечника новорожденные личинки попадают в кровеносную систему, и поток крови приносит их к мышцам. В мышцах личинки остаются на месте. Здесь вокруг каждого червячка образуется известковая капсула, и в ней свернувшаяся клубочком личинка сохраняется живой в продолжение многих лег, пока зараженное трихинеллами, мясо не будет съедено новым хозяином.

Заражение трихинеллами вызывает у человека очень тяжелое заболевание, характеризующееся повышением температуры, отеками лица и ног, не редко приводящее к смертельному исходу.

Острица.

Острицы - это те маленькие белые червячки, которые паразитируют в кишечнике человека и, появляясь в заднем проходе, вызывают очень неприятный раздражающий зуд. В большом количестве находятся они и в испражнениях зараженных ими людей. Особенно часто острицы встречаются у детей.

По форме тела и по строению острицы напоминают аскарид, но только в сильно уменьшенном виде. Самцы вдвое меньше самок, и задняя часть тела у них изогнута спирально. В живом состоянии наружу выходят только самки; они достигают 10мм длины, и тело у них сзади заканчивается заостренным хвостиком (от которого червячки и получили свое название).

Тело у острицы полупрозрачно, а если самку рассмотреть в сильную лупу на просвет, у нее видна сильно раздутая матка, набитая огромным количеством яичек (до 10-12 тыс.).

Выползая через задний проход из кишечника, самка острицы начинает гут же поблизости откладывать свои яички. Чувствуя раздражающий зуд, человек - особенно во сне - начинает почесываться, давит червячков, и к его пальцам прилипают сотни и тысячи яичек остриц. Теперь стоит ему только, не вымыв тщательно рук, слизать пальцами в рот или подержать что-нибудь съестное, как яички снова попадут в кишечник и дадут там новое поколение остриц. При недостаточной опрятности больного (а этим пороком часто страдают дети) острицы держатся долго и упорно, в течение многих лет, вызывая различные болезненные явления: боли в левой стороне живота, потерю аппетита, тошноту, головокружение, расстройство пищеварения и малокровие.

Нечистоплотный человек, зараженный острицами, является источником заражения и для окружающих, так как яички паразита легко могут быть переданы им другим людям через рукопожатие, через захватанные немытыми руками съестные припасы, через дверные ручки и разные веши, находящиеся в общем употреблении.

Приложение 5

Нематоды - вредители растений.

Свекловичная нематода.

Развитие свекловичной нематоды - очень опасного вредителя свеклы - невозможно без соответствующего растения-хозяина, хотя часть своей жизни нематоды проводят в почве.

- Взрослая самка свекловичной нематоды - сильно раздутый червячок около 1 мм длиною - сидит под кожицей корня, а когда эта кожица под давлением ее разбухающего тела лопается, оказывается на поверхности свеклы, здесь ее находят живущие в почве самцы. Оплодотворенная самка откладывает 200-300 яичек. Выходящие из них личинки расползаются в почве и затем выбуравливаются в новые корешки растений. Молодые самки остаются внутри растения, а подросшие самцы выбираются наружу и начинают жить в почве.

Интересно, что самка свекловичной нематоды откладывает не все свои яйца: часть яиц остается в теле матери, которая вскоре умирает и отваливается от корня; ее кутикула буреет и образует цисту, внутри которой яйца могут сохраняться живыми до 6 лет. Таким образом, благодаря этим цистам у нематоды имеется своего рода «запасной фонд» потомства, которое в состоянии скрытой жизни может пережить неблагоприятные условия, гибельные для активноживущих личинок.

Вред, причиняемый свекловичной нематодой, очень велик.

Выражается он в том, что листья свеклы желтеют, покрываются пятнами и гибнут, а корень у ослабленного растения остается мелким и содержит мало сахара. Борьба с этим вредителем очень трудна, так как, во-первых, он может найти себе пристанище не только * в свекле, но и во многих других растениях, и, во-вторых, цисты с яйцами позволяют ему переживать и неблагоприятные для его развития годы.

Пшеничная угрица.

Большой вред зерновому хозяйству приносит пшеничная угрица - нематода, самки которой достигают 5мм (самцы мельче). На зараженных угрицей колосьях вместо зерен образуются темно-бурые или темно-красные вздутия - галлы, содержащие тысячи мельчайших покоящихся червячков. В таком состоянии скрытой жизни личинки угриц могут пробыть более десятка лет, пока содержащие их галлы не попадут вместе с посевным материалом в почву. Под влиянием почвенной влаги личинки оживают, выходят в землю, а затем снова проникают в растения, вызывая недоразвитие стеблей, скручивание листьев, а позднее проникают в колосья, где и происходит их размножение.

Вариант 1


Приложение 8


  1. Какое это животное:

а) лентец широкий;

б) бычий цепень;

в) эхинококк.

  1. Кем по типу дыхания является бычий цепень:

а) аэробом; б) анаэробом.

  1. К какому классу Плоских червей относится эхинококк:

а) ресничные черви;

б) сосальщики;

в) Ленточные черви.

  1. Какими органами для прикрепления снабжена онкосфе- ра:

а) крючьями, б) присосками

  1. Членики бычьего цепня называются:

а) стробила; б) проглотгида; в) сколекс.

  1. У какого из перечисленных паразитических червей про­межуточным хозяином является малый прудовик:

а) лентец широкий;

б) аскарида человеческая,

в) печёночный сосальщик;

г) эхинококк ^


  1. Назовите органы пищеварительной системы печёночного сосальщика.

  2. Для аскариды характерны системы внутренних органов, кроме:

а) кровеносной; г) выделительной;

б) пищеварительной; д) дыхательной;

в) нервной; е) половой.

  1. Какую роль играет кожно-мускульный мешок:

а) поглощение пиши,

б) выделение продуктов распада;

в) внешний скелет.

  1. Какие органы пищеварения у бычьего цепня:

а) рот, глотка, кшшчник;

б) органы пищеварения отсутствуют,

в) рот, глотка, пищевод, анальное отверстие.

  1. Что служит источником заражения человека бычьим цепнем:

а) яйца; б) финна; в) личинка.

  1. У ребёнка, съевшего немытую клубнику, через неделю начался кашель и возникли признаки воспаления лёгких. Через 2,5 месяца при анализах в кале больного найдены яй­ца червя. О каком паразите речь:

а) эхинококк;

б) аскарида человеческая;

в) печёночный сосальщик.

Вариант 2



  1. Какое животное изображено на рисунке

а) эхинококк; о » широкий лентец; в | аскарида человеческая.

  1. К какому классу Плоских червей относится свиной це­пень:

а) Ленточные черви; о) Ресничные черви; в) Сосальщики.

  1. Кем ] ю типу дыхания является ленточный сосальщик:

а) аэробом, б) анаэробом.

  1. Как называется хвостатая личинка печёночного сосаль­щика:

а) мирацидий; б) церкария; в) онкосфера.

  1. Головка бычьего цепня называется:

а) с гробила; в) сколекс; б) проглоттада.

  1. У какого из перечисленных паразитических червей в цикле развития образуется пузырчатая стадия:

а) свиной цепень;

б) эхинококк,

в) острица.

  1. Назовите органы пищеварительной системы аскариды:

  2. Для печёночного сосальщика характерны системы внут­ренних органов:

а) кровеносная; г) выделительная;

б) пищеварительная; д) дыхательная;

в) нервная; е) половая.

  1. Какое дыхание характерно для взрослой аскариды:

а) кислородное;

б) бескислородное.

  1. Органы выделения у печеночного сосальщика:

а) протонефридии;

б) органы выделения отсутствуют,

в) кожные железы

  1. Какие часта тела имеются у финны:

а) головка с присосками;

б) шейка;

в) членики тела.

  1. Человек съел плохо прожаренное говяжье мясо. Как вы думаете, к какому классу принадлежит паразит, который мог проникнуть в тело человека вместе с этим мясом:

а) Сосальщики;

б) Круглые черви;

в) Ленточные черви.



Ч



Вариант 3

в) проглоттида.


  1. Какое животное изображено на рисунке:

а) бычий цепень;

б) печёночный сосальщик;

в) эхинококк

  1. К какому' классу Плоских червей относится овечий мозговик:

а) Ленточные черви;

б) Ресничные черви;

в) Сосальщики

  1. Кем по типу дыхания является аскарида человеческая:

а) аэробом; б) анаэробом.

  1. Двусторонней симметрией обладает:

а) амёба; б) печёночный сосальщик;

в) гидра; г) белая планария.

  1. Тело бычьего цепня называется:

а) сколекс; б) стробила;

  1. У какого из перечисленных ниже червей основным хо­зяином являегся человек

а) бычий цепень; б) печёночный сосальщик;

в) свиной цепень; г) эхинококк

  1. Назовите все части гермафро­дитного членика бычьего цепня:

  1. Для бычьего цепня характерны системы внутренних ор­ганов, кроме:

а) пищеварительная; г) нервная;

б) дыхательная; д) половая;

в) выделительная; е) кровеносная.

  1. Каких червей можно отнести к гапу Крутые черви:

а) печёночного сосальщика;

б) молочную гшанарию;

в) аскариду;

г) эхинококка;

д) острицу.

  1. Пищеварительная система отсутствует у:

а) печёночного сосальщика;

б) эхинококка;

в) белой планарии;

г) свиного цепня.

  1. Паразитами растений являются:

а) острица;

б) свекловичная нематода;

в) лентец широкий;

г) галловая нематода.

  1. При употреблении недостаточно кулинарно обработан­ной рыбы человек может заразиться:

а) бычьим цепнем; б) свиным цепнем;

в) эхинококком; г) лентецом широким.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Автор: Гутова Светлана Сергеевна

Дата: 28.12.2016

Номер свидетельства: 374233


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства