Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" "Как до ста лет расти нам без старости?"
Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" "Как до ста лет расти нам без старости?"
Тип урока: обобщение изученного материала по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии» с использованием межпредметных связей биологии, химии, физики, систематизацией знаний и контролем уровня усвоения.
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация (программа PowerPoint), «черный ящик» с муляжами пищевых продуктов, таблицы по строению системы органов пищеварения, листы ответов учащихся.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ».
Планирование урока я осуществляла с учетом уровня подготовленности класса. Из всего многообразия вопросов по теме считала нужным отбирать наиболее важные для формирования у детей целостного представления о строении и функциях пищеварительной системы. Часть вопросов подбиралась с учетом межпредметных связей с химией и физикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Пищеварение. Обмен веществ" "Как до ста лет расти нам без старости?" »
Урок биологии в 8 классе по теме
«Как до ста лет расти нам без старости?»
Учитель биологии, химии, физики Волкова Татьяна Валентиновна
Джатиевская основная общеобразовательная школа Приозерского района Ленинградской области
Девиз урока:
«Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть», «Я знаю, что ничего не знаю» - Сократ-
Тип урока:обобщение изученного материала по теме «Пищеварение. Обмен веществ и энергии» с использованием межпредметных связей биологии, химии, физики, систематизацией знаний и контролем уровня усвоения.
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, презентация (программа PowerPoint), «черный ящик» с муляжами пищевых продуктов, таблицы по строению системы органов пищеварения, листы ответов учащихся.
Цель урока: Обобщитьи систематизироватьзнания по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ».
Задачи урока:
образовательные: закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения; об основных этапах обмена веществ в организме; о правилах гигиены и вредных привычках; скорректировать выявленные пробелы в знаниях, расширить знания на основе проведения межпредметных связей естественно – научных дисциплин.
развивающие: формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий, стимулировать развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний.
воспитательные: создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный.
Приемы деятельности учителя:постановка и решение проблемы, организация повторения, тестирования, выступлений учащихся с сообщениями.
Организация деятельности учащихся: демонстрируют имеющиеся знания и умения, слушают сообщения, обсуждают выступления одноклассников и проблему, выполняют задания, делают выводы.
Ход урока
Организационный момент.
Вводное слово учителя, объявление темы урока, постановка цели и задач.
Сегодня на уроке мы должны подвести итоги изучения темы «Пищеварение. Гигиена пищеварения. Обмен веществ». В качестве эпиграфа к уроку уместно привести крылатые выражения древнегреческого философа и мыслителя Сократа, жившего в V-IV веках до нашей эры: «Я знаю, что ничего не знаю», «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Как вы понимаете второе высказывание? (учитель вместе с учащимися осмысливают выражение о вреде неправильного, избыточного питания)
Наши предки знали, что: «На пустое брюхо всякая ноша тяжела», «Щи да каша – пища наша», «Здоровье не купишь – его разум дарит». Все это - известные русские пословицы и поговорки, они основывались на тысячелетней практической истории жизни людей, передавались из поколения в поколение, подтверждая основные правила употребления пищи. В старину люди знали, как питаться сытно и в то же время экономно, они «ели, чтобы жить». В современном мире многое изменилось. Век технического прогресса привел к тому, что еды стало больше, она добывается не так трудно, как раньше, появились тысячи новых продуктов питания, и в итоге мы стали «жить, чтобы есть», то есть фактически употреблять в пищу «что хочу и сколько хочу». Всем известно, что любое излишество в чем – то всегда приводит к негативным последствиям. Эти последствия в современном мире приводят в конечном итоге к ухудшению здоровья людей во всем мире, и наша страна – не исключение.
Тема здоровья школьников в нашей стране чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. Медицинские статистические данные очень тревожные: лишь около 10% выпускников школы полностью здоровы, а 40% имеют к 14 годам хронические заболевания, среди которых лидируют сколиоз, гастрит и нарушения зрения.
Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 60% - от здорового образа жизни, на 10% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от системы здравоохранения. Понятие здоровый образ жизни включает в себя правильное питание, физическое и умственное развитие, отсутствие вредных привычек.
При изучении темы «Пищеварение» мы касались очень многих вопросов – строение пищеварительной системы, гигиена ее, режим и нормы питания, витамины, то есть мы вооружились знаниями.
Какую проблему мы сегодня на уроке можем поставить перед собой? Можем ли мы ее решить, используя полученные знания? (Обсуждаются возможные варианты ответов, вместе с учителем формулируется проблемный вопрос)
Как до ста лет расти нам без старости? (слайд) Как сохранить свое здоровье на долгие годы?
Для решения проблемы мы должны рассмотреть ее со всех сторон: вспомнить о строении органов пищеварения, о правилах гигиены, составе пищи и витаминах, обмене веществ. Чтобы подвести итоги изучения темы мы проведем аукцион знаний, который покажет, в какой мере каждый из вас способен решить поставленную проблему. Аукцион пройдет по станциям, согласно тому, как они у вас оформлены в «Листе ответов учащегося» (знакомство с листом ответов). Оценка каждого вопроса зависит от его сложности, в ходе выполнения заданий будут применяться приемы взаимопроверки, самопроверки, оцениваться индивидуальные ответы. В конце урока каждый оценит свои знания - от количества заработанных баллов будет зависеть оценка. Но это еще не все – в конце урока мы озвучим результаты экспресс – теста на здоровое питание учеников нашего класса. И тогда, видимо, встанет еще один проблемный вопрос «Если я вооружен знаниями, почему же я питаюсь неправильно? Его нам стоит обсудит на следующем уроке.
Станция «Пищеварительная».
Проверка знаний о строении и функциях пищеварительной системы
(Каждый учащийся отвечает на предложенные вопросы в листе ответов, затем взаимопроверка, выставление баллов за ответы)
Вопросы по пищеварению и гигиене в ротовой полости:
Какие органические вещества начинают перевариваться уже в ротовой полости ? – 1балл.
Что входит в состав слюны? – 2 балла.
Почему в ротовой полости могут размножаться вредные микроорганизмы? Какая химическая среда в ротовой полости? – 1балл.
Какие зубы у человека появляются только к 20- 22 годам? – 1балл.
Какое заболевание зубов врач не будет лечит бесплатно, оно может привести к потере зуба? -2 балла.
Как правильно чистить зубы? – 2 балла.
Вопросы по пищеварению и гигиене в желудке:
Какие вещества входят в состав желудочного сока?- 2 балла?
Каковы функции соляной кислоты? – 2 балла.
Сколько времени может находиться пища в желудке? – 1 балл.
Почему желудок не переваривает сам себя? – 1 балл.
Что такое гастрит?- 2 балла.
Какое блюдо полезно есть с утра и почему? – 2 балла.
Вопросы по пищеварению и гигиене в кишечнике:
На какие отделы можно разделить весь кишечник? – 1 балл.
Какие ферменты вырабатываются в поджелудочной железе? – 1 балл.
Что такое желчь и каковы ее функции? – 2 балла.
Почему печень называют химической лабораторией организма? – 2 балла.
Куда всасываются продукты расщепления белков, углеводов и жиров? 2 балла.
Как называются все химические реакции в желудочно – кишечном тракте? 1 балл.
Какую физическую величину можно применить для характеристики процессов в ЖКТ? – 2 балла. (работа)
Как называется полезный микроорганизм, обитающий в кишечнике? – 1 балл.
Какие органические вещества необходимо употреблять для нормальной работы кишечника? -1 балл.
Какие продукты питания богаты этими веществами? – 2 балла.
Станция «Витаминная»
Вам уже известно, что кроме белков, жиров и углеводов в пище есть особые вещества, название которых произошло от слов «витас» – жизнь и «амин» - содержащие азот в своем составе. Как они называются? Какова их роль в организме?
На этой станции вам предлагаются следующие задания:
Задание «Амины жизни». Задание содержит суждения о витаминах. Вы должны за 5 минут определить, правильные они или нет. Если суждение правильное, рисуем смайлик , если нет-
Витамины содержатся во всех пищевых продуктах.
Заболевание цинга связано с отсутствием в пище витамина А.
Все витамины хорошо растворяются в воде.
Недостаток витаминов – это авитаминоз.
Витамин Д особенно необходим маленьким детям, так как у них идет рост и формирование костей.
Витаминов группы В содержится много в оболочках злаковых растений.
Витамины – очень стойкие соединения, они не разрушаются при приготовлении пищи.
Самая большая суточная потребность человека в витамине С.
Чтобы питание было сбалансировано по витаминному составу, человеку достаточно употреблять в пищу только животные продукты.
Искусственно синтезированные витамины усваиваются организмом хуже, чем натуральные.
(Учащиеся самостоятельно проверяют ответы (на слайде), записывают свои баллы в лист ответов.
Задание «Что в черном ящике?»
В черном ящике находится пищевой продукт – источник витаминов. Необходимо отгадать, о чем идет речь. С каждым последующим вопросом цена его снижается на 1 балл.
(учитель задает вопросы по порядку, баллы получает отгадавший учащийся, учитель комментирует ответы, предлагает записать баллы ответившему ученику)
Первый продукт.
Это плод тропического растения – 5 баллов Тот, кто хоть однажды его пробовал, навсегда запоминает его вкус. – 4 балла В нем содержится много витамина С – 3 балла В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа - 2 балла.
Второй продукт
Это продукт животного происхождения – 5 баллов Этот продукт является одним из органов пищеварительной системы хордовых животных, его еще называют «химической лабораторией» – 4 балла. В нем содержится много витаминов группы В – 3 балла В магазине можно купить паштет из него – 2 балла
Третий продукт Это неприхотливое овощное растение, которое дает в нашей области хорошие урожаи – 5 баллов. Употреблять в пищу его лучше с растительным маслом или сметаной – так от него больше пользы – 4 балла Содержит много каротина – провитамина витамина А – 3 балла А еще его любят кролики – 2 балла
Четвертый продукт
Маленькие дети очень не любят его запах – 5 баллов Получают его из тел морских обитателей – 4 балла Он содержит очень много витамина D – 3 балла Сейчас фармацевтическая промышленность выпускает его и в капсулах – 2 балла
«Физкультминутка»
Предлагаю вам немного отдохнуть.
Если я называю правильное суждении- вы поднимаете обе руки вверх, если неправильное – качаете головой, обхватив ее руками.
1. Рецепторы горького вкуса находятся на кончике языка (НЕТ)
2. Ферменты – это вещества белковой природы, во много раз ускоряющие химические реакции обмена веществ (ДА)
3. Недостаток витамина В приводит к заболеванию – БЕРИ - БЕРИ (ДА)
4. Гликоген – это животный крахмал (ДА)
5. Углеводы и жиры могут превращаться в белки (НЕТ)
6. Длина тонкого отдела кишечника составляет примерно 2 метра (НЕТ)
Если я говорю правильно – вы сидите, если неправильно – встаете.
1. Недостаток витамина С приводит к заболеванию куриная слепота (НЕТ).
Самое твердое вещество зуба - эмаль (ДА)
Аминокислоты всасываются в кровь в толстом кишечнике(НЕТ)
Аппендикс – это отросток слепой кишки (ДА)
Кишечная палочка – очень вредный микроорганизм для нашего кишечника (НЕТ)
Иван Петрович Павлов – русский физиолог, получивший Нобелевскую премию за работы в области пищеварения.(ДА)
Станция «Обмен веществ»
Каждый вопрос оценивается в 1 балл
Задание на знание терминов.
Обмен веществ в организме – это…. (метаболизм)
Химические реакции соединения, образования новых веществ в организме, которые идут с затратой энергии – это….(ассимиляция)
Химические реакции разложения, распада веществ в организме, идущие с образованием энергии – это….(диссимиляция)
Энергетическая ценность продуктов питания – это…(калорийность)
Энергетическая ценность рациона питания измеряется в … (килокалориях или килоДжоулях)
В заключение урока – итоги опроса учащихся нашего класса о том, как правильно каждый из них питается, напомню, что от образа жизни зависит 50 % нашего здоровья.
Проанализировав результаты, оказалось, что только 33% ребят из нашего класса питаются более – менее сносно, то есть наши золотую середину, в 11% - ниже среднего, а 55% одноклассников питаются из рук вон плохо и это грозит проблемами со здоровьем. В общем итоге пересмотреть свое отношение к питанию следует почти 70 % учащихся. Стоит задуматься об этом уже сейчас.
В заключение урока прошу подсчитать ваши результаты в листах ответов и поставить себе итоговую оценку.
От 40 баллов и выше – оценка «5»
30 – 40 баллов – оценка «4»
Ниже 30 баллов – оценка «3»
Как высчитаете, решили мы сегодня поставленную перед собой проблему?
Итак, сегодня на уроке мы отвечали на главный вопрос: как вырасти здоровыми, полагаясь на собственные знания, как применять эти знания на практике и выяснили, что … (анализ оценок)
Домашнее задание: к следующему уроку проанализировать свой экспресс – тест, ответить на вопрос: что я должен изменить в своем образе питания, чтобы последовать совету мудрого Сократа: «Мы должны есть, чтобы жить!»