Обобщающий урок по теме: Бактерии. Грибы.
Цель урока: Повторить особенности организации прокариот, грибов. Закрепить умение выявлять черты сходства и различия изученных групп организмов
Задачи:
1.образовательная: закрепить полученные знания о бактериях и грибах (особенностях их строения, питания, размножения), определить их роль в природе и жизни человека, подчеркнуть особое положение бактерий и грибов в системе органического мира, закрепить изученные термины: прокариоты, микроорганизмы, спора, симбиоз, эукариоты, микориза, геминофор, мицелий, спорангий, гифы, сапрофиты, паразиты, гетеротрофы.
2.развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект (логическое мышление, речь), эмоциональную сферу у учащихся.
3.воспитательная: формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Тип урока: обобщающий (Можно проводить как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели)
Рекомендуемое время- 1,5ч (можно сократить задания и провести в 1урок)
Форма проведения: урок – игра
Оборудование: таблицы, плакаты, коллекции, гербарии, муляжи грибов, рисунки, выставка книг, портреты ученых, слайдовая презентация.
Карточки для оценивания ответов разного цвета.
Конверты с заданиями.
Оценочные листы.
Основные положения урока:
Прокариоты – наиболее древние одноклеточные организмы, не имеющие ограниченного мембраной ядра, играющие значительную роль в природе и жизни человека.
Грибы – особая группа живых организмов, не способная к фотосинтезу, по типу питания делящаяся на паразитов, сапрофитов и симбионтов и имеющая большое значение в природе и жизни человека.
Организация урока: урок проводится в форме игры.
Учащиеся делятся на 3 команды, занимают свои столы. Выбираются капитаны команд и ребята должны дать команде название согласно теме урока. (Например, «Опята-дружные ребята»)
Задания раскладываются по секторам.
Критерии оценивания знаний: за отличные ответы учащиеся получают карточки красного цвета, хорошие - зеленые, удовлетворительные - синие. В конце урока подсчитывается количество карточек и вносится в оценочный лист (можно в помощь привлечь учеников-консультантов), что и определит оценку ученика.
Ход урока:
I Организационный момент:
Ознакомление ребят с организацией проведения урока, постановка темы и цели урока.
II Работа учителя с учащимися. Фронтальная беседа. Вступление.
Сектор № I «Разминка»
За правильный ответ – 1 балл.(Max-7)
Команда 1.
1.Круглая форма бактерий.(Кокки).
2.«Повисла в тени виноградная гроздь». О каких бактериях речь? (Стафилококки).
3.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами живых организмов. (Паразиты).
4.Группа организмов, не имеющая ядра.(Прокариоты).
5.Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка).
6.Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики).
7.Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?(Бактериология)
Команда 2.
1.Палочковидная форма бактерий. (Бациллы).
2.«Точка, точка, запятая…». Назовите формы бактерий. (Кокки и вибрионы).
3.Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты).
4.Ядерные организмы. (Эукариоты).
5.Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро).
6.Взаимовыгодное существование организмов.(Симбиоз).
7.Какой гриб поражает картофель?(Фитофтора).
Команда 3.
1.Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи).
2.Какие бактерии можно назвать санитарами нашей планеты? (Бактерии гниения).
3.Как называется симбиоз гриба с корнями растения? (Микориза).
4.Какие бактерии вызывают квашение капусты? (Молочнокислые).
5.Какие бактерии сыграли важную роль в накоплении кислорода в атмосфере? (Цианобактерии).
6.На корнях каких растений развиваются клубеньковые бактерии? (Семейство бобовые).
7.Какие бактерии приносят вред человеку? (Болезнетворные).
Сектор № 2 «Заморочки».
Каждая команда получает 2 вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передаются другой команде. За правильный ответ – 2 балла.(Max-4)
Важную роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению. (Сухой раскаленный песок пустынь безводен и поэтому является малоподходящей средой для бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают, но не разрушаются).
На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле будет урожай лучше и почему? (На необработанном поле урожай будет лучше, так как на корнях гороха образуются клубеньки, в которых живут бактерии, поглощающие азот воздуха. Они не только питаются им сами, но и накапливают его в растении).
Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии. Дайте объяснение этому явлению. (Грибы любят влажную почву, поэтому их много после дождя. В сухое лето более влажная почва бывает под кроной дерева у ствола,, поэтому и «жмется»гриб к этому месту. В сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом. Поэтому грибы растут дальше от стволов деревьев).
Спорынья чаще встречается на ржи и почти никогда на пшенице. Почему? (Спорынья поражает ветроопыляемые злаки, а пшеница – самоопыляемое растение).
Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться? (Руды железа и марганца образуются на дне многих озер и болот в результате деятельности бактерий, которые накапливают эти вещества).
Иногда можно видеть, как шампиньоны прибились сквозь асфальт. Что позволяет им это делать? (Гриб выкачивает воду из почвы, а так как воду почти невозможно сжать, то гриб растет и, как домкрат, поднимает асфальт, преодолевая огромное сопротивление).
Сектор № 3 «Эрудиты».
Каждая команда получает 2 вопроса. Если у команды нет версии ответа, то вопрос передаются другой команде. За правильный ответ – 2 балла.(Max-4)
Команда 1
1.Признаки и первая помощь при отравлении грибами.
Признаки отравления:
Признаки могут проявляться не сразу, а через несколько часов.
Боль в животе, тошнота, рвота, понос, сильное слюноотделение, холодный пот.
Головная боль.
Температура тела понижается до 36-35.
Пульс слабеет, конечности холодные.
Сознание сохраняется, почти всегда.
Первая помощь при отравлении грибами.
вызвать врача, а до его прихода очистить желудок, положить пострадавшего в кровать, к ногам и животу приложить грелки (не давать спать!);
нужно давать пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайную ложку на стакан воды- это несколько ослабит тошноту!):
можно давать крепкий чай, черный кофе, мед и молоко;
нельзя давать алкоголь, так как спирт содействует быстрому всасыванию ядов грибов;
остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследовании.
2.Какие съедобные грибы можно выращивать в теплице круглый год?
Существует много видов грибов, которые можно разводить самостоятельно, но специалисты рекомендуют заниматься разведением вешенки и шампиньонов. Эти виды легко поддаются культивированию, а по вкусовым качествам и популярности часто превосходят более сложные для разведения грибы.
Команда 2
1.Какой гриб растет на глазах?
Весёлка самый удивительный гриб наших лесов - вроде легендарного цветка папоротника, который ищут в определённый день и в определённый час на Ивана Купалу, чтобы с его помощью обнаружить клад. Весёлку ищут примерно в то же время, тоже в определенные часы и тоже ради клада - только целебного. С древности применяли веселку в ритуалах и в народной медицине.
Знахари утверждают, что нет более эффективного лекарства против рака и любых доброкачественных опухолей, чем сок весёлки. Его очень трудно обнаружить - это редкий гриб. Любит этот гриб скорее всё-таки хвойные леса, хотя можно его встретить где угодно. Что удивляет, так это капризность и непредсказуемость гриба. Он никогда не растёт на одном и том же месте.
Грибы являются родственниками дождевиков, в «юном» возрасте они и напоминают дождевик – беленькие, кругленькие, 3-8 см. Эта стадия роста у весёлки называется стадией яйца. В народе его так и называли «чёртово яйцо» . Длится она очень долго, три – четыре недели. Снизу, как корешки, тянутся остатки мицелия - при собирании их надо аккуратно подрезать или обрывать. Кожица толстая, плотная. Под ней - желеобразная желтоватая масса, потом, ближе к середине - темно-зеленое пористо-плотное тело (зачаток шляпки) , а в самой середине светлый зачаток ножки. Созревшее яйцо разрывается на два - три лепестка и ножка начинает расти со скоростью 5 мм в минуту! Из-за этой своей особенности весёлка занесена в книгу Гиннеса как рекордсмен по скорости роста.
2.Какие грибы ищут со специально выдрессированными собаками, а во Франции - с домашними свиньями?
Есть грибы, которые могут расти под землей – это трюфели. Их находят с помощью специально обученных собак и свиней. Животные находят трюфели по запаху – зрелые грибы издают отчетливый, часто едкий или душистый аромат. Опытные грибники находят эти грибы сами, потому что трава над ними словно выжжена. Самые ценные и съедобные – это черные трюфели. Их употребляют как приправу к изысканным блюдам.
Команда 3
1.Почему лоси и другие животные поедают мухоморы и используют в пищу другие грибы?
Животные давно лечатся грибами. Лоси и коровы поедают мухоморы и вылечиваются от опухолей, любят его также лисы, сороки и др. Белочки заготавливают грибы впрок не только для еды, а еще для того, чтобы зимой ими лечиться! Грибы лисички, например, уничтожают всякого рода гельминтов, боровики обладают антивирусным и антимикробным свойствами, маслята улучшают зрение, которое в конце зимы у животных резко слабеет. Грибы в качестве лекарства едят многие дикие и домашние животные. Огромное значение как лекарство имеет гриб, растущий на берёзе - чага. Лоси, белки, зайцы и другие животные грызут чагу, избавляясь таким образом от заболеваний лёгких, желудка и других.
2.Что вы знаете о грибе - паразите злаковых – фузариум?
На Дальнем Востоке встречается гриб - паразит злаковых - фузариум, который не вызывает тяжелых отравлений, но дает эффект опьянения. Хлеб из такого зерна называют «пьяным хлебом». В Китае, Японии гриб - паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон - роста, что приводит к значительному увеличению органов растения - явление гигантизма
Сектор № 4 «Исследователи»
Задание1.
Перед вами галерея портретов учёных, (можно написать фамилии на доске), внёсших определённый вклад в решение проблем, связанных с изучением грибов.
Карл Линней 4. Генрих Антон де Бари
Александр Флеминг 5. Антон Ван Левенгук
М.С.Воронин. 6. И.И.Мечников
Каждая команда получает 2 вопроса.
Правильный ответ-1балл
Вопросы
1.Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Например, на территории древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 6 тысячелетий до н.э.
А кто же открыл дрожжи? Случилось это около 300 лет назад в Голландии. Первым их увидел в микроскоп и зарисовал…. (Антон Ван Левенгук)
2.В 1928 году произошло замечательное событие – был открыт вид плесени из рода Пенициллиум, убивавший бактерии. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде оно было выделено только в 1940 году. Вскоре в медицине стали применять и другие вещества с подобными свойствами, которые назвали антибиотиками. Кто из учёных открыл пенициллин? ( Александр Флеминг)
3. Мы говорим:
Вешенка обыкновенная;
Дождевик ежевиднокольчатый;
Шампиньон двуспоровый;
Сыроежка желтая
А кто из ученых придумал бинарную номенклатуру? ( Карл Линней ).
4. Есть дрожжи , которые образуют не круглые , а игловидные споры .
Впервые их обнаружил русский ученый в 1884г .в теле дафний ,обитавших
в бассейне ботанического сада в Париже.
Оказывается, игловидная форма помогает спорам прокалывать стенку кишечника хозяина, куда гриб попадает вместе с водой. Теперь эти дрожжи носят имя ученого, обнаружившего их. Назовите их полное название. ( Дрожжи Мечникова)
5. Картофельной гнилью, чумой или холерой называли болезнь, принявшую в Европе в 40г XІX в форму эпидемии. Кто из ученых нашел выход из создавшейся ситуации, установив, что картофельную гниль вызывает микроскопический грибок с красивым названием «фитофтора нифестас », что в переводе на русский означает «губитель растений , их мучающий.» (Генрих Антон де Бари) .
6. Именно этот ученый подверг сомнению предположений Георга Фрезешуса, что в почве гриб артроботрис весьма широко уживается с червями-нематодами. Его догадка окончательно подтвердилась в конце
19 века, когда были открыты грибы – хищники. Назовите имя этого учёного. (Михаил Степанович Воронин)
Задание 2.
Каждая команда получает карточку с заданием.
Команда 1.
1. ОНПИНЬШАМ (шампиньон)
2. ПЕОКОН (опёнок)
3.НУШВИКАС (свинушка)
Команда 2.
1. НОПОДОСИВИК (подосиновик)
2. ЧОКТРОС (строчок)
3.МОРХОМУ (мухомор)
Команда 3.
1. РОКАЕЖСЫ (сыроежка)
2.СЛЕМАНОК (масленок)
3. ВИКХОМО (моховик)
1-шляпка 2-пенек 3-плодовое тело 4-грибница 5-пластинчатые 6- трубчатые
2-пеницилл – 3аспергилл - грибы кистевики
1. бациллы 5. вибрионы 6. спириллы
Сектор № 5 «Эстафета понятий»
Понятие эстафета имеет несколько толкований. По одному из них эстафета – это сообщение, известие, передаваемое одним нарочным, обычно верховым, другому при смене на этапах. Вы тоже поочередно, по командам, будете раскрывать содержание понятий. Для того чтобы легче было раскрыть содержание понятия, воспользуйтесь карточкой. Выигрывает та команда, которая за одну минуту сможет раскрыть содержание большего количества понятий.
Команда 1
Раскрыть смысл понятий: прокариоты, автотрофы, сапрофиты, бациллы, анаэробы, гифы.
Команда 2
Раскрыть смысл понятий: бактерии, гетеротрофы, паразиты, кокки, микориза, спорангий.
Команда 3
Раскрыть смысл понятий: фототрофы, спириллы, вибрионы, мицелий, геминофор, споры.
Сектор № 6 «Знатоки»
Вам даны конверты с половинками примет, вы должны составить из отдельных половинок целое правильное высказывание. Время ограничено. Каждой команде –6 примет. За каждый правильный ответ – 1 балл. ( Max-6)
Приметы из двух половинок.
Команда 1
1.Вечером дожди — утром грибов жди.
2.Коли найдешь белый – остановку сделай.
3.Начинают летать мошки - нужно готовить грибные лукошки.
4.Колосится рожь — много грибов найдешь.
5.Сколько дождей — столько груздей.
6.Много мухоморов – значит, и белых жди много.
Команда 2
1.Зацвела сосна - иди за маслятами.
2.Появились опенки – закончилось лето.
3.Грибы –подснежники – строчки да сморчки.
4.Назвался груздем – полезай в кузовок.
5.Колосится рожь – начинают попадаться белые.
6.Появились рыжики — ждать следует вскорости и осенних опят.
Команда 3
1.Метелки овса созрели — выросли в лесу опята.
2.Гриб перерос – человек нашел опасность на свой нос
3.Если много грибов, то мало меду
4.Поздний гриб — поздний снег
5.Мы грузди - ребятушки дружные
6.Туманы среди лета - к грибам
Сектор № 7«Гонка за лидером»
Отвечает команда, которая первой подняла руку
Загадки:
Зацвели сережки – первый гриб в лукошке. (Сморчки и строчки).
Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)
Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)
Выросли на полочке кисточки – метелочки, кисточки зеленые – лекари хваленые. (Пеницилл)
Стоит Лукашка- белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)
Для Буренки – вкусный силос.
Вам – творог, чтоб были силы,
Сметанку – кошке, сыр – мышке,
Простоквашу – свинке,
А себе – сахарок из кринки. (М-к бактерии)
7.Пылинкой малой опущусь на нежный цветок ржи,
А осенью вместо зерновок будут мои рожки
И вместе с ржаной мукой я в дом вам попаду
Тогда спастись уже невмочь - от злых и страшных корч! (Спорынья)
8.Что случилось с нашим хлебом?
Хлеб таким, ведь, раньше не был.
Стал белым, пушистым, наш хлеб друзья.
Но есть, к сожаленью, его нельзя! (грибы, плесень мукор)
9. Он в лесу стоял
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (мухомор)
10. Стоит мальчонка -замаслена шапчонка. (масленок)
11. .На берёзе я расту,
Не щажу её красу.
Чахнет деревце, скрипит.
Вот такой я паразит (гриб трутовик)
12. Перво-наперво попасть надо спорам в почву
Прорасти, прокрасться, влезть- в листья, стебли, почки!
И появятся тогда черных пятен точки - тут картофелю хана, съем все до листочка!
И потом пущу вокруг щупальца грибницы.
На картофельных полях есть чем поживиться!
Даже если не пропасть клубни вдруг сумеют,
То до следующей весны вряд ли уцелеют.
В сырых подвалах тоже я... ужасная... (Фитофтора)
13. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай:
Это …… (сыроежки)
14.Гриб и водоросль дружно жили.
Вместе ели, вместе пили.
Чтобы я и дальше рос,
Очень важен симбиоз. (Лишайник)
15. Есть старуха вредная-на ней шляпа бледная,
А нога в ботинке, на чулке – пестринки,
Вокруг ворота –пораспорото;
Кто к ней прикоснется.
Тот не проснется. (бледная поганка)
16. Мама тесто замесила,
Меня в тесто положила.
От пузырьков углекислого газа,
Тесто вылезло из таза (Дрожжевые грибы.)
17. Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог (молочно-кислые бактерии)
18. Рядышком с иголками мы растем под елками.
Любим сосны мы и ели, шляпку плоскую надели
А по ней идут круги, срежь-ка нас и не беги.
Когда увидишь на руке сок оранжевый на вид,
Не бойся, он не ядовит! (Рыжик)
19.Есть грибы и не в лесу:
В тесте, в пиве и квасу. (Дрожжевые грибы.)
20.Из темницы дед выбрался на свет.
Стоит, не гуляет, шапку не снимает. (Гриб.)
21. В красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, -
Зовусь я - … (подосиновик)
22. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (болезнетворные бактерии)
23.Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб.)
24.У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит. (Гриб.)
25.В лесу на пенёчке
Выросли грибочки,
Дружные ребята.
Что это?... (Опята.)
26. Знает даже не грибник:
Белый – значит ... (Боровик.)
27. Красный, в белых конопушках,
Гриб опасный на опушках. (Мухомор.)
28.Клейко-слизистый с пелёнок,
Под сосной сидит...
Шляпка шоколадная,
Выпуклая, ладная. (Маслёнок.)
29. Я в еловом лесу,
Бородой своей трясу. (Лишайник бородач)
30. Рыженький Ванек, крепкий паренек,
Спрятался за пень, а шляпка набекрень. (рыжик)
31. На пеньке живет семья:мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша есть у каждого своя. (опята)
32. Рыжие ушки с лисьей макушки
В травке лежат для малых ежат. (лисички)
33. Напоили землю грозы, потому и под березой
Вырос маленький сосед -в шляпку бурую одет. (подберезовик)
Сектор № 8«Отгадай-ка»
По горизонтали.
3. Съедобный гриб. 4. Грибокорень. 7. Часть плодового тела шляпочного гриба. 8. Бактерии, живущие в присутствии кислорода. 10. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами. 11. Олений мох.
По вертикали. 1. Сожительство организмов, полезное обоим. 2. Синезеленая водоросль. 4. Тело гриба. 5. Бактерии, живущие в бескислородной среде. 6. Организмы, способные создавать органические вещества из неорганических. 9. Зеленая плесень.
Ответы:
По горизонтали. 3. Шампиньон. 4. Микориза. 7. Пенек. 8. Аэробы. 10. Гетеротрофы. 11. Ягель.
По вертикали. 1. Симбиоз. 2. Цианобактрия. 4. Мицелий. 5. Анаэробы. 6. Автотрофы. 9. Пеницилл.
Сектор 9 «Мини – викторина» (если позволяет время).
Выписать номера верных высказываний.
1.Наука о грибах называется мифология. (Нет)
2.В лисичках никогда не заводятся черви. (Да)
3.Рекомендуется собирать грибы вблизи заводов, фабрик, автодорог. (Нет)
4.Клубеньковые бактерии – помощники бобовых растений. (Да)
5.Симбиоз – полезное сожительство организмов. (Да)
6. Грибы можно есть без кулинарной обработки. (Нет)
7.Опята – грибы, растущие на камнях. (Нет)
8. Можно употреблять в пищу незнакомые грибы.(Нет)
9.Тело шляпочного гриба состоит из шляпки, грибницы, корня, ножки.(Нет)
10.Грибы любят холодную и сухую погоду. (Нет)
11. Собирать молодые, не пораженные вредителями или плесенью грибы. (Да)
12. Грибы обрабатывают сразу после сборки. (Да)
13. Грибы полезно есть маленьким детям, пожилым людям, людям с
заболеваниями органов пищеварения, печени, почек. (Нет)
14. Гифы – это грибные нити, образующие тело гриба. (Да)
15. Можно покупать съедобные, соленые грибы на улице, у метро и в подобных местах. (Нет)
16. Мицелий является телом гриба. (Да)
Рефлексия
- Понравился ли вам урок?
- Кому было интересно на уроке?
- Что узнали нового?
- Что запомнили?
- Что было непонятно?
Подведение итогов.
Д/задание: (на выбор)
1.Составить кроссворд по теме «Бактерии. Грибы». Оформить красочно на альбомном листе.
2. Оформить красочно на альбомном листе небольшое сообщение о грибах Красной книги России.
Подведение итогов.
Спасибо за урок!
Список литературы:
1.«Биология и анатомия»: Универсальная энциклопедия школьника / сост. А.А. Воротников.- Мн. ТОО «Харвест», 1999 г.
2.«Биология в школе», научно-методический журнал №3, 5, 2005 г.
3. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. для учителя. – М.: Просвещение: АО "Учеб. лит.”, 1996
4. Лернер Г. И. Ботаника, Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 классов. М.: Аквариум, 1998.
5. Медников Б. М. «Биология: формы и уровни жизни»: Пособие для учащихся.- М. Просвещение, 1995 г.
6.Пасечник В. В. «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения»: Учеб. для общеобразоват. учебн. заведений. – М. Дрофа, 2003 г.
7.Сигунов П. «Лесное счастье» - Ленинград.: Детская литература, 1974.
8. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобраз. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998.
9. http://mariya-novch.narod.ru/DswMedia/krossvord2.doc и другие интернет-источники