Просмотр содержимого документа
«: Нуклеиновые кислоты. История и методы изучения нуклеиновых кислот. Функции ДНК и РНК. Практическая работа№8 Решение задач по молекулярной биологии.»
Тема: Нуклеиновые кислоты. История и методы изучения нуклеиновых кислот. Функции ДНК и РНК. Практическая работа№8 Решение задач по молекулярной биологии.
Цель урока:
Обучающая: сформировать у учащихся понятие о ДНК и РНК ознакомить с историей открытия и методами их изучений;
проанализировать особенности их строения;
обратить внимание на значение нуклеиновых кислот для жизнедеятельности живых организмов;
формировать навыки применения полученных знаний и получения новых, используя информационные технологии.
Использовать компьютер, как средство диагностики знаний учащихся.
Развивающая:
Развивать приемы умственной деятельности: описание-характеристика ,установление причинно-следственных связей между строением и функциями нуклеиновых кислот ,обобщение и формулирование доказательств, выводов; содействовать формированию социальной компетентности(опора на деятельность учащихся, обеспечение сотрудничества при работе в малых группах); информационной компетентности(умение пользоваться новыми информационно-компьютерными технологиями, обрабатывать и использовать информацию из различных источников).
Углубить знания учащихся по информатике ,развивать интеллект.
Воспитательная
Содействовать формированию научного мировоззрения, показать важность научных открытий и возможность примения этих знаний при решении задач.
Воспитывать у учащихся культуру учебного труда ,активизировать творческие способности учеников.
Воспитывать интерес к изучению новых информационных технологий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование :фотографии, схемы, рисунки, которые позволяют иллюстрировать нуклеотидный состав ДНК и РНК, электронный учебник «Биология» 10 класс, мультимедийный проэктор, интерактивная доска на которой можно демонстрировать модели ДНК и РНК, призентации учащихся.
Базовые понятия и термины: нуклеиновые кислоты, нуклеотиды, аденин, гуанин, цитозин, уроцил.
Ход урока
Организационный этап.
1-й Модуль Установочно-мотивационный
I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Учитель: У меня в руках растение, которое имеет красивые цветы, листья. А могут ли эти органы существовать отдельно? Нет. Так же учитель не может обходится без учеников, и на оборот. Поэтому мы сейчас объединим свои усилия, для лучшего овладения новым материалом, и я рассчитываю на вашу активную работу и надеюсь, что дух партнерства поможет нам в этом.
Сегодня мы продолжаем изучать биомолекулярную структуру клетки. Учащиеся группы № 2 делают презентацию «Строение и функции ДНК»с использованием мультимедийной доски.
Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем
Еще на много сотен лет,
Работы хватит всем!
А девизом нашего урока пусть будут слова: знание-это сила, а незнание - беда .
Давайте вспомним какие вещества входят в состав клетки?
Какие вещества клетки являются носителями и передатчиками генетической информации?
Где они находятся в клетке?
Что вы знаетет о ДНК и РНК?
Проблемный вопрос . Цитологи утверждают, что белки в клетке выполняют функцию рабочих, а нуклеиновые кислоты- администраторов клетки. Подтвердите эту мысль раскрыв взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот.
II. Изучение нового материала ( работа в малых группах )
Учащимся было дано задание изучить самостоятельно разделы программы «Нуклеиновые кислоты» с помощью интернет - источника и составить презентации в следующей последовательности:
1.История открытия изучение нуклеиновых кислот.
2.Строение и функции ДНК.
3. Строение и функции РНК.
4.Классификация нуклеиновых кислот и где они находятся в клетке и их роль.
Учащиеся группы № 1 делают презентацию «История открытия и изучения нуклеиновых кислот» с использованием мультимедийной доски.
В процессе работы с разделом «История открытия и изучения нуклеиновых кислот» учащиеся заполняют таблицу:
Фамилии ученных
Год исследований
Вклад в изучения темы(что сделано)
2й – модуль Содержательно поисковый.
Учащиеся группы № 2 делают презентацию «Строение и функции ДНК»с использованием мультимедийной доски.
В процессе работы с разделом «ДНК» выполняются задания:
Подраздел «строение»
Зарисовать схему нуклеотида
2 . Подраздел «принцип комплементарности».
Дана цепь ДНК- достроить вторую цепь.
А-А-Т-Г-Г-Т-Т-Т-А-Ц
Учащиеся группы № 3 делают презентацию «Строение и виды РНК»с использованием мультимедийной доски.
Учащиеся группы № 3 делают презентацию «Строение и функции РНК»с использованием мультимедийной доски.
В процессе работы с разделом «РНК» заполняют таблицу.
Сравнительная характеристика ДНК и РНК
Признаки
ДНК
РНК
Количество цепей
Азотистые основания в нуклеотидах
Пентозы
Нахождение в клетке
Функции
Обсуждение результатов работы в малых группах.( беседа с учащимися.)
1.Какие особенности строения ДНК?
2.Что общего и отличного в строении молекул ДНК и РНК ?
3.В чем заключаются функции ДНК в клетке?
4. Какие вы знаете виды РНК ?
5.Какие функции молекул и-РНК, т-РНК ?
6. Дайте опредиление понятиям « ген» и «геном»,
Дополнительный рассказ учителя о генной инженерии:
Учитель: В 1988 году организован международный проект «Геном человека» - один из самых дерзновенных, дорогостоящих и потенциально важных проектов в истории науки. Увлеченно работают в этой области несколько тысяч ученых во всем мире, специализирующихся в биологии, химии, математике, физике, технике. Ежегодно в мире выделяются огромные средства на изучение генома. Например, в 1990 году было истрачено 60 млн. долларов, а в 1988 году истрачено только в США - 253 млн. долларов
III. Закрепление знаний и умений -выполнение практической работы №8. Решение задач по молекулярной биологии
По электронному учебнику « Биология10 класс» «Вертуальная лаборатория.»
Проверка знаний(чередуется половина учащихся ,работающих с задачами, и на компьютере.)
Обсуждение выполненных заданий. Выставление оценок, по результатам тестирования.
IVПодведение итогов урока
Что нового вы узнали о нуклеиновых кислотах?
V Домашнее задание. Параграф 10 (прочитать ,выучить термины, решить задачи в тетради.)