Просмотр содержимого документа
«Наука о клентке-цитология.»
Тема урока:Наука о клетке - цитология.
Цели:
Познакомить учащихся с проблемами цитологии и её методами.
Обобщить и углубить знания об основных положениях клеточной теории.
Сформировать умение их применять при обосновании единства живой природы.
Ход урока.
Орг. момент
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала
Все живые существа за исключением вирусов состоят из клеток. Становление науки цитологии шло постепенно и окончательно сформировалось только в 19в.
Наука о клетке- цитология. Цитология исследует состав, строение, функции клеток у многоклеточных и одноклеточных организмов.
Клетка – это элементарная единица живого на Земле, лежащая в основе строения, размножения и развития всех организмов.
Прочитайте текст на стр. 18 учебника и заполните таблицу.
(таблица на 2 колонки.1-методы изучения клетки; 2- область применения).
Методы изучения клетки
Световое микроскопирование.
Увеличение светового микроскопа составляет от 100 до 1000. Увеличение некоторых микроскопов достигает 2000. Повышать увеличение еще больше не имеет смысла, так как разрешающая способность при этом не улучшается; наоборот, качество изображения ухудшается
Электронное микроскопирование.
Электронный микроскоп — прибор, позволяющий получать изображение объектов с огромным увеличением, благодаря использованию вместо светового потока пучка электронов. Разрешающая способность электронного микроскопа в 1000÷10000 раз превосходит разрешение светового микроскопа и для лучших современных приборов может составлять несколько ангстрем. Для получения изображения в электронном микроскопе используются специальные магнитные линзы, управляющие движением электронов в колонне прибора при помощи магнитного поля
Центрифугирование.
Измельченные ткани с разрушенными клеточными оболочками помещают в пробирки и вращают в центрифуге с большой скоростью. Разные клеточные органоиды осаждаются в пробирке при разной скорости центрифугирования. Их выделяют и исследуют.
Затем учитель рассказывает о истории изучения клетки. Учащиеся записывают в тетради:
История изучения клетки.
Роберт Гук - рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, увидел ячейки (назвал их клетками).
1680 г. – Антуан ван Левенгук - усовершенствовал микроскоп, увидел клетки при увеличении в 270 раз, первым наблюдал простейших, эритроциты и сперамтозоиды.
Российский ученый Карл Бер в 1827г. Обнаружил яйцеклети животных и сделал вывод что клетка единица развития живых организмов.
4.1831г. – Роберт Браун - открыл и описал ядро растительных клеток.
Сер. XIXв. – Матиас Шлейден показал чтовсе растительные ткани состоят из клеток
Сер. XIXв. – Теодор Шванн изложил первую версию клеточной теории.
Классическое положение клеточной теории по Шлейдену и Швану.
Все живее существа состоят из клеток. Они образуются и растут по одним и тем же законам.
Все клетки имеют сходное строение химический состав и общие принципы жизнедеятельности.
Все клетка самостоятельна.
Процессы возникновения клетки м.б сведены следующему:
-возникновение новых клеток
-увеличение в размере клеток
-превращение клеточного содержимого и утолщение клеточной стенки
Клетка в организме возникает из первичного клеточного вещества.
Рудольф Вирхо- внес дополнение в клеточную теорию в виде постулата: Каждая клетка образуется в результате деления материнской клети.
Позднее Вольф Флеминг описал деление клетки митоз.Ф Оскар Гертвиг и Эдуард Страсбург независимо друг от друга на основании эксперимента над клеточными водорослями пришли выводу что наследственная информация клетки заключена в ядре.
В результате многолетних исследований в биологии была разработана современная клеточная теория которая имеет следующие положения.
Положения современной клеточной теории.
Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития.
Новые клетки возникают путём деления исходной материнской клетки.
Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и жизнедеятельности.
В многоклеточном организме клетки специализированы по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения живого.
Т.о идея о том что все организмы кроме вирусов построены из леток являются важной теоретической основой для изучения всех живых организмов.
4. Рефлексия
Учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос: Что вы узнали сегодня на уроке?