kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 8 классе "Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц" соответствует программе Л. Н. Сухоруковой Сферы и является заключительным в теме "Опорно-двигательная система". В теме урока раскрывается польза физических упражнений для нормального развития скелета и мышц, даются рекомендации по рациональной организации труда и отдыха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц.»

Тема: Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц (Человек. Культура здоровья, 8 кл.)

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

К. Ж. Тиссо, французский клиницист 18 в.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие о принципах работы мышц; познакомить с ресурсами, необходимыми для работы мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц; показать роль физических упражнений и труда для формирования скелета и развития мышц.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи.

Воспитательные: способствовать формированию грамотного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни, способствовать воспитанию культуры общения.

Межпредметные и метапредметные связи: история, физика, химия, математика, медицина, гигиена.

Оборудование:

  • таблица «Основные группы мышц»

  • компьютер, телевизор

  • учебник «Человек. Культура здоровья», Л. Н. Сухорукова

  • дидактический раздаточный материал

  • оборудование для выполнения лабораторной работы

  • Развитие компетенций: учебных, познавательных, информационно-коммуникативных, социально-коммуникативных.

  • Формы работы:

  • Беседа

  • Лекция

  • Фронтальный опрос учащихся

  • Работа с дидактическим материалом

  • Работа с учебником

  • Выполнение практических и контрольных заданий

  • План урока:

  • I. Организационная часть.

  • II. Актуализация опорных знаний: устный фронтальный биологический диктант.

  • III. Изложение нового материала:

  1. Значение мышечного движения.

  2. Свойства и физические качества мышц.

  3. Физкультминутка.

  4. Работа мышц. Виды работы.

  5. Обмен веществ в работающей мышце.

  • III. Лабораторная работа: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

  • IV. Изложение нового материала (продолжение):

  1. Регуляция работы мышц.

  2. Влияние физических упражнений на развитие скелета и мышц. Гиподинамия.

  3. Влияние наследственности и среды на развитие мышц

  • IV. Закрепление нового материала: тест (приложение 1), взаимопроверка, биологическая задача.

  • V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • VI. Задание на дом: §19, биологические задачи, сообщения о достижениях людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидах).

  • Ход урока:

  • I. Организационная часть: приветствие, ознакомление с оценочным листом и раздаточным материалом.

  • Слайд 1 (виды мышечной ткани)

  • II. Актуализация опорных знаний: устный фронтальный биологический диктант.

  • Закончить предложение:

  1. Пассивная часть опорно-двигательной системы ….

  2. Активная часть опорно-двигательной системы …..

  3. Количество мышц в теле человека …..

  4. Мышечная ткань делится на виды …..

  5. Быстро, сильно и недолго сокращается ткань …..

  6. Медленно, слабо и долго сокращается ткань ….

  7. Эмоции человек выражает с помощью мышц ……

  8. Движения головы обеспечивают мышцы …..

  9. В изменении объема грудной полости при дыхании участвуют ……

  10. Самой длинной мышцей человеческого тела является ….

  • (самооценка)

  • III. Изложение нового материала: определение темы и целей урока.

  1. Значение мышечного движения. Слайд 2 (радость движения)

  • Движение – это жизнь… Люди не могут не двигаться. Сколько в день совершается человеком движений? Тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов, прыжков. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве?

  • Слайд 3 (И. М. Сеченов)

  • «......все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гнобят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение……»

  1. Свойства и физические качества мышц: учебник с.52 рис.3.12, раздаточный материал (приложение 2)

  • Свойства мышц:

  1. 1) возбудимость

  2. 2) сократимость (Са2+)

  3. 3) растяжимость

  4. 4) эластичность

  1. Слайд 4 (видео актин и миозин)

  2. Физические качества мышц: с.52 рис.3.12

  3. Сила – величина макс. напряжения, которое может развить мышца во время сокращения.

  1. От чего зависит сила мышц?

  1. (самые сильные мышцы человека: жевательная, икроножная)

  2. Скорость сокращения – время, за которое мышца сокращается и расслабляется.

  3. Выносливость – способность мышцы длительное время поддерживать заданный ритм.

  4. Тонус – способность мышцы длительное время находиться в состоянии незначительного напряжения.

  5. Физкультминутка (параллельно - беседа: какие мышцы напрягаются)

  6. 1 упр. Приложите руки к щекам и совершите жевательные движения (жевательная мышца)

  7. 2 упр. Подвигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево, повращайте глазами (глазодвигательные мышцы)

  8. 3 упр. Нахмурьте лоб (мышца гордецов)

  9. 2 упр. Покачайте головой вперед и назад (трапециевидная мышца)

  10. 3 упр. Покачайте головой влево и вправо (грудино-ключично-сосцевидная мышца)

  11. 4 упр. Поднимите прямую руку в сторону (дельтовидная мышца)

  12. 5 упр. Согните и разогните пальцы руки (мышцы сгибатели и разгибатели пальцев) (самооценка)

  13. Работа мышц: учебник с.52 (рисунок), раздаточный материал (приложение 2)

  14. Работа мышцы – действие силы мышцы, направленное на перемещение или фиксацию костей скелета.

  15. A = F ∙ S (кг/м) A = m ∙ h (кг/м)

  16. Слайд 5 (видео работа бицепса и трицепса)

  17. Демонстрация: измерение окружности бицепса в расслабленном и сокращенном состоянии.

  18. Мышцы-синергисты, мышцы-антагонисты: учебник с. 53

  19. Виды работы:

  20. - статическая: мышца длительное время находится в напряжении (удержание груза)

  21. - динамическая: мышца сокращается и расслабляется (ходьба)

  22. Слайд 6 (видео статич. и динамич. работа)

  23. Утомление мышц:

  24. Утомление – состояние, при котором мышца не может выполнять определенную работу.

  25. Причины утомления:

  26. 1. Утомление развивается в нервных центрах и приводит к нарушению проведения нервного импульса в синапсах (места контакта нейрон-нейрон и нейрон-мышца).

  27. 2. В мышце накапливается молочная кислота и другие продукты распада, что затрудняет ее сокращение.

  28. Наиболее эффективна работа в среднем ритме со средней нагрузкой.

  29. Обмен веществ в работающей мышце: Слайд 7 (обмен веществ)

  30. O2, глюкоза

  31. кровь мышца

  32. CO2, продукты обмена

  33. O2

  34. гликоген → глюкоза → CO2 + H2O + E

  35. / \

  36. 30% 70%

  37. АТФ тепло

  38. КПД мышц = 25-30%

  39. (КПД двигателя внутреннего сгорания = 40%)

  40. У нетренированного человека в мышцах накапливается молочная кислота, что приводит к болевым ощущениям.

  41. Биологическая задача: Почему в морозный день лучше играть в снежки, чтобы не замерзнуть, чем неподвижно стоять, даже в теплой шубе?

  42. III. Лабораторная работа (приложение 1): Влияние статической и динамической работы на утомление мышц (выполняется демонстрационно).

  43. (оценка учителя)

  44. IV. Изложение нового материала (продолжение):

  45. Регуляция работы мышц: учебник с.53, раздаточный материал (приложение 2)

  46. 1. Нервная:

  47. - непроизвольная

  48. - произвольная

  49. 2. Гуморальная

  50. Слайд 8 (К. Гален)

  51. Роль нервов в сокращении мышц была впервые замечена еще древнеримским врачом Клавдием Галеном, который изучал анатомию в школах гладиаторов. Там-то он и подметил, что повреждение нервов часто приводит к потере мышечной подвижности.

  52. Постановка проблемы: когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?

  53. Слайд 9 (сороконожка)

  54. Древняя индийская сказка о сороконожке:

  55. «Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе».

  56. Влияние физических упражнений на развитие скелета и мышц. Гиподинамия.

  57. Биологическая задача: по костям скелета умершего человека опытный анатом может решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком, ведущим малоподвижный образ жизни. Что служит основанием для такого решения?

  58. Слайд 10 (И. П. Павлов)

  59. Великий физиолог И. П. Павлов говорил, что от бега возникает чувство «мышечной радости», эмоционального подъема. Это своеобразное сочетание радости физической и радости психической, конечно же, является лучшим лекарством для укрепления здоровья!

  60. В чем состоит польза физических упражнений?

  61. Длительная умственная работа, ответственный экзамен порой ведут к значительному нервному напряжению – это немалые стрессы. В старину можно было до седьмого пота дрова порубить или снять стрессы другой физической работой. В наше время, пожалуй, лучшая отдушина – это энергичная ходьба, медленная пробежка, езда на велосипеде, верховая езда, аэробные танцы, «избиение» боксерского «мешка» или «груши», прыжки со скакалкой. Любое упражнение – хоть полчаса в день.

  62. Гиподинамия: учебник с. 53 (желтая рамка) и ее последствия.

  63. Влияние наследственности и среды на развитие мышц.

  64. Занятия физкультурой (не спортом!) с раннего возраста способствуют укреплению мышц, формированию правильной осанки, правильному положению внутренних органов, укреплению иммунитета.

  65. Слайд 11 («человечек Пенфилда» - двигательная кора)

  66. Уайлдер Пенфилд (канадский нейрохирург): точно определил зоны коры, ответственные за работу определенных мышц.

  67. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие головного мозга.

  68. Связь между умственной активностью и мышечным напряжением – активизация коры мозга импульсами от мышц.

  69. Наследственные дефекты опорно-двигательной системы (сообщения на дом).

  70. IV. Закрепление нового материала: тест (приложение 1), взаимопроверка, оценка товарища

  71. Слайд 12 (ответы)

  72. V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  73. VI. Задание на дом: §19, биологические задачи, сообщения о достижениях людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидах).

  1. Приложение 1

  2. I вариант

  3. Оценочный лист учени _____ 8- _____ класса ______________________________

  4. (фамилия, имя)

  5. Задание 1. Устный биологический диктант. Оценка ______

  6. Задание 2. Физкультминутка. Оценка ______

  7. Задание 3.

  8. Лабораторная работа: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

  9. Цель: выяснить зависимость скорости наступления утомления мышц от вида выполняемой работы, ритма и нагрузки.

  10. Оборудование: гантели, секундомер, метроном.

  11. Опыт 1. Выполнение разных видов работы.

    1. вид работы

    1. время наступления утомления

    1. динамическая

    1. статическая

  12. Вывод: ______________________________________________________________

  13. _____________________________________________________________________

  14. Опыт 2. Выполнение динамической работы в разном ритме.

    1. ритм сокращений

    1. время наступления утомления

    1. средний (70)

    1. быстрый (105)

    1. медленный (45)

  15. Вывод: ______________________________________________________________

  16. _____________________________________________________________________

  17. Оценка ______

  18. Задание 4. Биологические задачи (домашнее задание)

  19. Оценка ______

  20. Задание 5. Тест-закрепление по теме: Работа мышц.

  21. I вариант

  1. Уровень А (каждый вопрос - 0,5 балла, всего - 2 балла)

  2. 1. Мышцы прикрепляются к костям скелета с помощью

  3. А) связок

  4. Б) сухожилий

  5. В) мышечных волокон

  6. Г) хрящей

  7. 2. При активной физической работе в первую очередь расходуются запасы

  8. А) мышечных белков

  9. Б) подкожного жира

  10. В) минеральных солей

  11. Г) гликогена печени

  12. 3. При большой нагрузке на нетренированную мышцу болевые ощущения возникают вследствие

  13. А) растяжения мышцы

  14. Б) накопления молочной кислоты

  15. В) накопления углекислого газа

  16. Г) влияния мышц-антагонистов

  17. 4. Примером динамической работы, может служить

  18. А) удержание поднятой штанги штангистом

  19. Б) ожидание автобуса на остановке

  20. В) чтение книги за партой

  21. Г) бег на месте

  22. Уровень В (каждый вопрос - 1 балл, всего - 3 балла)

  23. 5. В каком состоянии находятся мышцы-антагонисты плеча при удержании груза на вытянутой руке?

  24. А) двуглавая и трёхглавая мышцы сокращены

  25. Б) двуглавая и трёхглавая мышцы расслаблены

  26. В) двуглавая мышца сокращена, а трёхглавая — расслаблена

  27. Г) двуглавая мышца расслаблена, а трёхглавая — сокращена

  28. 6. Производительность физического труда будет выше, а утомление наступит позже, если работу выполняют

  29. А) в медленном ритме и с малой нагрузкой

  30. Б) в медленном ритме и с большой нагрузкой

  31. В) в среднем ритме и со средней нагрузкой

  32. Г) в быстром ритме и с малой нагрузкой

  33. 7. Установите последовательность элементов, образующих мышечную систему, начиная с наименьшего.

  34. А) мышечное волокно

  35. Б) мышцы спины

  36. В) актин и миозин

  37. Г) широчайшая мышца

  1. Оценка _______

  2. Задание 5. Рефлексия

  3. Отметьте эмоции, которые возникли у вас на нашем уроке:

  4. 1 - удовлетворение

  5. 2 - огорчение

  6. 3 - недовольство

  7. 4 - озарение

  8. 5 - удивление

  9. Приложение 1

  10. II вариант

  11. Оценочный лист учени _____ 8- _____ класса ______________________________

  12. (фамилия, имя)

  13. Задание 1. Устный биологический диктант. Оценка ______

  14. Задание 2. Физкультминутка. Оценка ______

  15. Задание 3.

  16. Лабораторная работа: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

  17. Цель: выяснить зависимость скорости наступления утомления мышц от вида выполняемой работы, ритма и нагрузки.

  18. Оборудование: гантели, секундомер, метроном.

  19. Опыт 1. Выполнение разных видов работы.

    1. вид работы

    1. время наступления утомления

    1. динамическая

    1. статическая

  20. Вывод: ______________________________________________________________

  21. _____________________________________________________________________

  22. Опыт 2. Выполнение динамической работы в разном ритме.

    1. ритм сокращений

    1. время наступления утомления

    1. средний (70)

    1. быстрый (105)

    1. медленный (45)

  23. Вывод: ______________________________________________________________

  24. _____________________________________________________________________

  25. Оценка ______

  26. Задание 4. Биологические задачи (домашнее задание)

  27. Оценка ______

  28. Задание 5. Тест-закрепление по теме: Работа мышц.

  29. II вариант

  1. Уровень А (каждый вопрос - 0,5 балла, всего - 2 балла)

  2. 1. Координирует работу мышц

  3. А) опорно-двигательная система

  4. Б) нервная система

  5. В) дыхательная система

  6. Г) сердечно-сосудистая система

  7. 2. К мышцам-антагонистам относятся

  8. А) круговые мышцы глаза и рта

  9. Б) большая грудная мышца и прямая мышца живота

  10. В) четырёхглавая и двуглавая мышцы бедра

  11. Г) большая ягодичная мышца и икроножная мышца

  12. 3. Штангисты и культуристы стремятся к тому, чтобы

  13. А) увеличить площадь поперечного сечения мышц

  14. Б) увеличить длину мышц

  15. В) увеличить частоту сокращений мышц

  16. г) снизить частоту сокращений мышц

  17. 4. Примером статической работы может служить

  18. А) написание диктанта

  19. Б) танец

  20. В) спуск в лифте

  21. Г) подтягивания на перекладине

  22. Уровень В (каждый вопрос - 1 балл, всего - 3 балла)

  23. 5. В каком состоянии находятся мышцы-антагонисты плеча при удержании груза в согнутой в локте руке?

  24. А) двуглавая и трёхглавая мышцы сокращены

  25. Б) двуглавая и трёхглавая мышцы расслаблены

  26. В) двуглавая мышца сокращена, а трёхглавая — расслаблена

  27. Г) двуглавая мышца расслаблена, а трёхглавая — сокращена

  28. 6. Производительность физического труда будет выше, а утомление наступит позже, если работу выполняют

  29. А) в медленном ритме и с малой нагрузкой

  30. Б) в медленном ритме и с большой нагрузкой

  31. В) в среднем ритме и со средней нагрузкой

  32. Г) в быстром ритме и с малой нагрузкой

  33. 7. Установите последовательность элементов, образующих мышечную систему, начиная с наименьшего

  34. А) передняя зубчатая мышца

  35. Б) миофибрилла

  36. В) мышцы груди

  37. Г) актин и миозин

  1. Оценка ______

  2. Задание 5. Рефлексия

  3. Отметьте эмоции, которые возникли у вас на нашем уроке:

  4. 1 - удовлетворение

  5. 2 - огорчение

  6. 3 - недовольство

  7. 4 - озарение

  8. 5 - удивление

  9. Приложение 2

  10. Тема: Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц.

  11. Теоретический материал:

  12. Свойства мышц:

  1. 1) возбудимость

  2. 2) сократимость

  3. 3) растяжимость

  4. 4) эластичность

  1. Физические качества мышц:

  2. 1. Сила – величина максимального напряжения, которое может развить мышца во время сокращения.

  3. Сила зависит от:

  1. - массы мышцы

  2. - площади поперечного сечения

  3. - количества возбужденных волокон

  4. - частоты нервных импульсов

  1. 2. Скорость сокращения – время, за которое мышца сокращается и расслабляется.

  2. 3. Выносливость – способность мышцы длительное время поддерживать заданный ритм.

  3. 4. Тонус – способность мышцы длительное время находиться в состоянии незначительного напряжения.

  4. Работа мышцы – действие силы мышцы, направленное на перемещение или фиксацию костей скелета.

  5. A = F ∙ S (кг/м) A = m ∙ h (кг/м)

  6. КПД мышц = 25-30%

  7. (КПД двигателя внутреннего сгорания = 40%)

  8. Обмен веществ в работающей мышце:

  9. O2, глюкоза

  10. кровь мышца

  11. CO2, продукты обмена

  12. O2

  13. гликоген → глюкоза → CO2 + H2O + E

  14. / \

  15. 30% 70%

  16. АТФ тепло

  17. У нетренированного человека в мышцах накапливается молочная кислота, что приводит к болевым ощущениям.

  18. Виды работы:

  19. - статическая: мышца длительное время находится в напряжении (удержание груза)

  20. - динамическая: мышца сокращается и расслабляется (ходьба)

  21. Утомление – состояние, при котором мышца не может выполнять определенную работу.

  22. Причины утомления:

  23. 1. Утомление развивается в нервных центрах и приводит к нарушению проведения нервного импульса в синапсах (места контакта нейрон-нейрон и нейрон-мышца).

  24. 2. В мышце накапливается молочная кислота и другие продукты распада, что затрудняет ее сокращение.

  25. Наиболее эффективна работа в среднем ритме со средней нагрузкой.

  26. Регуляция работы мышц:

  27. 1. Нервная:

  28. - непроизвольная: спинной мозг и ствол головного мозга;

  29. - произвольная: двигательная зона коры головного мозга.

  30. 2. Гуморальная: с помощью химических веществ.

  31. Задание на дом: §19, биологические задачи, сообщения о достижениях людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидах).

  32. Биологические задачи (домашнее задание).

  33. 1. Почему мышцы прикрепляются к костям при помощи сухожилий, а не самих мышечных волокон?

  34. 2. Для чего спортсменам перед серьезными соревнованиями дают шоколад?

  35. 3. Как вы думаете, какой органоид будет особенно развит в мышечных волокнах? Почему?

  36. 4. Поспорили два ученика. Один из них утверждал, что груз лучше нести без отдыха попеременно правой и левой рукой. Другой говорил, что лучше нести одной правой рукой, а потом, отдохнув в течение некоторого времени, груз снова нести той же рукой.

  37. Кто из них прав?

  38. Когда скорее восстановится рабочее состояние правой руки: во время ее отдыха или во время работы левой руки?

  39. 5. Известно, что примерно 40% массы тела приходится на мышцы. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько кг приходится на мышцы.

  1. Ответы к тесту: Работа мышц

  1. I вариант

  1. А

  2. Г

  3. Б

  4. Г

  1. _____________ 2 балла

  1. А

  2. В

  3. В А Г Б

  1. _____________ 3 балла

  2. II вариант

  1. Б

  2. В

  3. А

  4. В

  1. ____________ 2 балла

  1. В

  2. В

  3. Г Б А В

  1. ____________ 3 балла


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Черний Елена Леонидовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства