kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по естествознанию " Царство Грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок являестся третим в серии последлвательных уроков, посвященных знакомству с царствами живых организмов. На уроке организуется проверка  материала прошлого урока "Виды взаимоотношений между животными". На уроке использованиы различные приемы развития критического мышления, работа в группах, взаимопроверка. Планирование урока путем интеграции в нем всех семи модулей Программы делает урок  более интересным, результативным, применение различных форм работы и оценивания способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков общения  и критического мышления, повышает мотивацию и развивает самостоятельность и самонаправленность в учебном процессе.  К уроку предложена презентация и ресурсы с дополнительным материалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ресурс Грибы»

РЕСУРС 1

Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов.

Наука, изучающая грибы микология. Грибы выделены в отдельное царство живых организмов, т.к. сочетают в себе признаки растений и животных.

Признаки растений у грибов:

1. Неподвижны.

2. Растут в течение всей жизни.

3. Всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают их, как животные.

4. Наличие у клетки гриба твердой оболочки.


Признаки животных у грибов:

1. Не способны к фотосинтезу, лишены хлорофилла и необходимый для жизнедеятельности углерод получают из готовых органических веществ, развиваясь как сапрофиты или как паразиты.

Грибы - гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами).

2. Наличие в клеточных стенках хитина.

3. Запасное питательное вещество - гликоген


Строение грибов:

Вегетативное тело гриба – мицелий или грибница, представлено системой ветвящихся нитей – гиф. У шляпочных грибов плодовые тела образованы также нитями гифов, которые плотно прилегают друг к другу.



Роль грибов в природных сообществах.

Симбиоз шляпочных грибов с деревьями, роль грибов в водном обмене и минеральном питании растений. Плесневые грибы, выполняющие роль санитаров, разрушают органические вещества мертвых остатков организмов до неорганических веществ. В природных сообществах важна роль грибов — разрушителей органических соединений, что способствует круговороту веществ, значит, и существованию биосферы.























РЕСУРС 2.

Многообразие грибов.

Низшие грибы:

1. Плесневые грибы - небольшие по размерам, нетребовательные к пище и среде обитания, с высокой скоростью размножения.



Мукор (белая плесень) – часто поселяется на продуктах питания при хранении их в теплом, сыром месте, а также на навозе, траве, прошлогодних листьях. Грибница состоит из тонких бесцветных нитей, на концах нитей грибницы расположены черные головки - спорангии со спорами. Нити, поднимающие спорангии над грибницей – спорангиеносцы. Вся грибница представляет собой как бы гигантскую ветвящуюся бесцветную многоядерную клетку.

Пеницилл - образует зелёный налёт (плесень) на пищевых продуктах, вызывая их порчу. Мицелий состоит из ветвящихся гиф, поделённых перегородками на клетки. Отдельные гифы поднимаются над общей поверхностью мицелия и начинают ветвиться. На концах гифов образуются разветвления в виде кисточек. В этих структурах созревает множество одноклеточных, мелких спор, соединенных в цепочки.


Аспергилл обитает на верхних горизонтах почвы, на различных продуктах, главным образом растительного происхождения, где колонии их образуют плесневые налеты разного цвета, особенно часты голубовато-зеленые, реже других цветов. Колонии аспергиллов появляются на хлебе, хранящемся при повышенной влажности, на варенье, влажных обоях, изделиях из кожи и т. п.

Вызывает заболевание аспергиллез - поражая дыхательную систему, центральную нервную систему, пищеварительный тракт, кожу, органы чувств и половую систему.

Значение плесневых грибов:

  1. Разрушение органических веществ и порча продуктов.

  2. Возбудители заболеваний растений, животных и человека.

  3. Использование плесневых грибов: пеницилла (для производства пенициллина)

  4. производство витаминов, антибиотиков, лимонной кислоты, сыра.



2. Одноклеточные грибы – дрожжи (сахаромицеты)

Местообитания связаны с богатыми сахарами субстратами: поверхностью плодов и листьев, нектаром цветов, раневыми соками растений, мёртвой фитомассой и т. д. Распространены также в почве и природных водах. Дрожжи присутствуют в кишечнике.

Дрожжи являются хемоорганогетеротрофами и используют органические соединения как для получения энергии, так и в качестве источника углерода. Им необходим кислород для дыхания, однако при его отсутствии многие виды способны получать энергию за счёт брожения с выделением спиртов (факультативные анаэробы).


Клетки обычно овальные или яйцевидные, длиной 8—10 мкм, шириной 2—7 мкм. Грибницы не образуют.

Используются в хлебопечении, виноделии, для производства спирта.

Размножаются почкованием.



Высшие грибы:

Шляпочные грибы.

Шляпочный гриб состоит из грибницы (4) и плодового тела(1). Плодовое тело в основном состоит из пенька(3) и шляпки(2). Если в месте, где снят гриб, слегка разрыть почву, можно обнаружить тонкие ветвящиеся белые нити – грибницу. На ней растут плодовые тела; грибница – главная часть каждого гриба. Развитие грибницы происходит в почве, на пнях, в тканях деревьев. Под микроскопом видно, что нити грибницы состоят из длинных клеток, расположенных в один ряд.

Шляпка и пенек состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковые, а в шляпке они образуют два слоя – верхний – покрытый кожицей, окрашенной разными пигментами и нижний. У одних грибов нижний слой пронизан многочисленными трубочками (белый гриб, масленок, подберезовик) - это трубчатые грибы.

Нижний слой плодовых тел рыжиков, сыроежек, опят, шампиньонов покрыт многочисленными пластинками - это пластинчатые грибы.



Съедобные

Ядовитые

Белый (боровик), подосиновик, рыжик, лисичка, груздь, трюфель, сыроежка, белые степные,

бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложные опята



Паразитические грибы:

Головня





Ржавчина


Спорынья


Трутовик




РЕСУРС 3

ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Люди давно и широко используют грибы как продукт питания. Грибы богаты белками: в их сухом веществе 20 — 30% приходится на долю чистого белка. Кроме того, в них содержатся жиры, минеральные вещества, микроэлементы — железо, кальций, цинк, йод, калий, фосфор. В подберезовике, например, содержится 8,5% фосфора (от общего веса золы), всыроежках — 3,2, в свинушке толстой — 9,3, в свинушке тонкой — 3,9%. При этом шляпки содержат больше фосфора, чем ножки.

В нашей стране насчитывается около 300 видов съедобных грибов. Однако число видов, употребляемых в пищу, обычно невелико. Большинство съедобных грибов малоизвестно, например, гриб-зонтик, некоторые виды рядовок и т.д. Лучшие съедобные грибы — белый грибподосиновикподберезовикмаслятагруздирыжикиосенний опенок. Хорошие пищевые качества также у летнего опенкасыроежекрядовки фиолетовойволнушек. По подсчетам специалистов, в Подмосковье средняя масса грибов с мая по октябрь составляла в молодом сосняке от 1,6 до 3 кг/га абсолютно сухого веса, а в старых насаждениях того же типа — 15,6-20,2 кг/га.

Среди грибов есть и ядовитые, но их сравнительно немного. В первую очередь следует назвать бледную поганку ивонючий мухомор — смертельно ядовитые грибы, против которых нет надежного противоядия. В разной степени ядовиты мухомор красныймухомор пантерныймухомор порфировыймухомор поганковидный, некоторые видыволоконниц и др. Некоторые ядовитые грибы трудно отличить от съедобных, поэтому никогда не надо употреблять в пищу незнакомые виды грибов.

Многие грибы, особенно микроскопические, образуют физиологически активные вещества. К ним относятся антибиотики, витамины (в том числе из группы фолиевых), органические кислоты (лимонная и др.), ряд ферментных препаратов, галлюциногены и т.п. Некоторые такого рода вещества получают в промышленных масштабах для лечения человека и животных или для других нужд народного хозяйства (пенициллин, лимонная кислота и др.). Псилоцибин и псилоцин, продуцируемые грибами из рода Psilocybe, врачи пытаются применять для лечения психических заболеваний. Препараты из чаги (стерильная форма одного из видов трутовиков) увеличивают сопротивляемость раку и используются для лечения язвенной болезни, гастритов и других желудочно-кишечных заболеваний. Вытяжки из плодовых тел некоторых видов маразмиусов (негниючников) подавляют рост туберкулезной палочки. Фермент руссулин, вырабатываемый одним из видов сыроежек, используется при производстве сыра.

Однако грибы имеют значение не только как пищевые продукты или продуценты лекарственных веществ. Они играютбольшую роль в круговороте веществ в природе. Обладая богатым ферментным аппаратом, грибы активно разлагают попадающие в почву остатки животных и растений, способствуя образованию плодородного слоя почвы. В этих процессах участвуют как напочвенные макромицеты, так и многие микроскопические грибы.

Большое значение в жизни древесных пород имеют грибы-микоризообразователи.

Многие грибы, главным образом микромицеты, паразитируют на растениях, реже на различных органах человека и животных (грибы могут поражать кожные покровы, ногти, волосы человека и животных, легкие, особенно у молодых птиц, и т. д.). Болезни растений, вызываемые грибами, — предмет исследований специальной науки — фитопатологии. Борьбой с болезнями растений занимается государственная служба защиты растений, имеющая свои организации в центре и на местах.

Из макромицетов опасный паразит древесных пород — опенок осенний, хвойным породам вредит корневая губка, различным древесным породам — многие трутовики. Из микроскопических грибов опасные болезни растений вызывают ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, многие несовершенные и другие грибы.
Древоразрушающие грибы могут быть причиной повреждений и гибели живых деревьев, а также порчи деловой древесины. Особая группа домовых грибов разрушает деревянные постройки, особенно сделанные из сырой древесины. Грибы разрушают даже шпалы, и для борьбы с такими грибами приходится пропитывать шпалы специальными веществами.

В последние годы развивалась новая отрасль микологии (науки о грибах) — учение о биоповреждениях промышленных изделий и материалов микроорганизмами, особенно грибами. Под воздействием грибов разрушается бумага и изделия из нее, приходят в негодность нефтяные масла и топливо, лаки, краски, повреждаются оптические изделия, произведения искусства и многое другое.

Особый раздел науки о грибах — учение о грибных токсинах, образуемых как микро-, так и макромицетами. Заражение пищевых продуктов некоторыми грибами (например, фузариями) приводит к их интоксикации, а употребление таких продуктов в пищу — к отравлениям.
Вероятно, многие стороны деятельности грибов, полезной и вредной, пока еще нам не известны.

РЕСУРС 4.



Подпишите части гриба















Просмотр содержимого документа
«кoнспект урока»

Предмет: Естествознание

Класс: 5 класс

Тема урока: Царство Грибы

Дата проведения:

Цель:

образовательная: ученик получает представление о –царстве грибы, оих особенностях, многообразии и значении.

развивающая: сравнивает грибы с другими царствами живых организмов и друг с другом; ученик развивает коммуникативные умения, умения оценивать результаты выполненных действий; ученик умеет текстовую информацию переводить в графическую.

воспитательная: ученик воспитывает самостоятельность, ответственность, информационную культуру.

Ключевые идеи: грибы отдельное царство живых организмов.

Ожидаемые результаты: Ученики знают понятие:грибы, грибница, шляпочные грибы, плесневые грибы, паразитические грибы. Умеют приводить примеры и составлять схемы

время

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

1-10 мин

Стадия вызова

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.












Организует «Мозговой штурм»

Вспомните ребята, что мы изучали с вами на прошлом уроке?

Слайд №1-2

Какие взаимоотношения между животными отражают кадры данных мультфильмов?

Слайд №3 А какие еще взаимоотношения между животными мы изучали?

  • Конкуренция

  • Квартирантство

  • Нахлебничество

  • Хищничество

  • Симбиоз

  • Паразитизм

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему.

Слайд 4-5. Задание №1. Установите соответствие (рабочий лист).

Слайд 6. Проведите оценивание работы.

Организует «Мозговой штурм». Ребята послушайте мой рассказ и найдите в нем ошибку.

Слайд 7.

Вы замечали когда –нибудь, как много красного цвета в осеннем лесу? Краснеют листья на деревьях, висят красные ягоды шиповника и рябины. А в траве видны яркие красные шапки мухоморов. Как богат представителями царства растений осенний лес.

Как вы думаете, какое же царство мы будем дальше изучать?

-Слайд 8. Царство Грибы.

Что мы должны изучить?












Ученики в группе высказывают идеи. Отвечают на поставленные вопросы.


Выполняют задание и проводят взаимопроверку.

Оценка 1. Взаимопроверка.










Ученики в группе высказывают идеи, в результате самостоятельно выходят на тему урока и определяют цели урока.

Фронтально















Работа в парах.

Критическое мышление (групповая мозговая атака). ИКТ

Диалогическая беседа.

Суммативное оценивание.

10-25 мин

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.








Учитель формирует группы. Слайд9. А теперь ребята возьмите на столе кусочек цветного пазла и сложите свои гриб в группе.

Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией, посредством групповой работы. Слайд 10.

Задания для работы в группах:

1 группа- составить диаграмму Венна «Особенности грибов»

2 группа- Подписать части рисунка «Строение Грибов»

3 группа- составить кластер «Многообразие грибов»

4 группа- составить кластер «Значение грибов».













Учащиеся работают в группах, читают текст и предложенные ресурсы, составляют кластер.

Спикеры групп выступают перед классом.







Оценка 2. Оценивают работу в группах.




Работа в группе

Критическое мышление.

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

Диалогическая беседа

Формативное оценивание.

25-30 мин

Стадия размышления

Обсуждение результатов работы групп


Для закрепления изученной информации учитель задает вопросы высокого порядка (открытые вопросы). Слайд 11

  1. Объясните, почему грибы выделили в отдельное царство, а не отнесли к растениям, как часто многие и считают?

  2. Объясните, какое строение имеют шляпочные грибы?

  3. На какие группы разделяют грибы?

  4. Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами?

  5. Как вы думаете,плесневые грибы можно назвать полезными грибами?

  6. Как называется наука о грибах.

Ученики усваивают информацию в активном режиме, с использованием интерактивного общения, в результате использования вербальных средств говорения, обсуждения и аргументации. Обсуждаемые идеи входят в «зону ближайшего развития».














Фронтально












Работа в группах

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

ИКТ. Использование собственного опыта учеников.

Групповая работа.

Критическое мышление

30-40 мин


Закрепление понятия «Грибы»

Для закрепления освоения новой информации учитель задает следующее задание:

Слайд 12.«Верю- не верю»

  1. Грибы – это растения.

  2. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных.

  3. Микология – наука о грибах.

  4. Все грибы можно употреблять в пищу.

  5. Мухомор – это съедобный гриб.

  6. Шляпочные грибы состоят их грибницы и плодового тела, а плодовое тело из пенька и шляпки.

  7. Белый гриб- съедобный гриб.

  8. Плесневые грибы используют для получения кисломолочных продуктов, сыров, лекарств.


Слайд 12. Ключ и критерии оценивания

Ключ:

1- нет

2- да

3- да

4- нет

5- нет

6- да

7- да

8- да


Критерии оценки

«5» - 8

«4»- 6-7

«3»- 4-5








Учащиеся выполняют задание самостоятельно.


Оценка 3. Взаимопроверка.





Оценка 4. Самооценка.

Индивидуально.

Работа в паре

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

ИКТ

Работа в парах.

Критическое мышление.

Оценивание.


40-42мин

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

В завершение нашего урока, представьте, что вы возвращаетесь из осеннего леса, с рассказа о котором мы начина сегодняшний урок. Какой гриб вы заберете с собой домой, в зависимости от ваших впечатлений от урока?

Мухомор – мне не понравилось.

Белый гриб- все понравилось.


Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.



Две звезды и пожелание.

Индивидуально

Новые подходы к обучению. Критическое мышление.

Формативное оценивание.

43-45мин

Домашнее задание


Слайд 14.

А- параграф 27

В – кроссворд из 6-10 вопросов «ГРИБЫ»

С- синквейн «ГРИБЫ»








Просмотр содержимого презентации
«Грибы»

Виды взаимоотношений

Виды взаимоотношений

  • Конкуренция
  • Квартирантство
  • Нахлебничество
  • Хищничество
  • Симбиоз
  • Паразитизм
Установите соответствие: Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм

Установите соответствие:

  • Конкуренция
  • Хищничество
  • Симбиоз
  • Паразитизм

Характеристики:   А) животные проживают на одной территории и в одинаковых условиях Б) один организм живет за счет другого и вредит ему В) одно животное поедает другое животное Г) животные выгодно используют друг друга, принося при этом друг другу пользу Д) отношения хищник- жертва Е) отношения паразит –хозяин Ж) отношения между животными обитающими на одном лугу З) отношения лев - антилопа И) отношения актиния и рыба-клоун К) отношения собака - блоха

Характеристики:

А) животные проживают на одной территории и в одинаковых условиях

Б) один организм живет за счет другого и вредит ему

В) одно животное поедает другое животное

Г) животные выгодно используют друг друга, принося при этом друг другу пользу

Д) отношения хищник- жертва

Е) отношения паразит –хозяин

Ж) отношения между животными обитающими на одном лугу

З) отношения лев - антилопа

И) отношения актиния и рыба-клоун

К) отношения собака - блоха

Ключ Критерии оценки «5» - 9-10 «4»- 7-8 «3»- 5-6 1- А, Ж 2- В, Д, З 3- Г, И 4- Б, Е, К

Ключ

Критерии оценки

«5» - 9-10

«4»- 7-8

«3»- 5-6

1- А, Ж

2- В, Д, З

3- Г, И

4- Б, Е, К

Найдите ошибку

Найдите ошибку

ЦАРСТВО ГРИБЫ Около 100 тысяч видов Микология- наука о грибах

ЦАРСТВО ГРИБЫ

Около 100 тысяч видов

Микология- наука о грибах

Задание №2.Работа в группе 1 группа- составить диаграмму Венна «Особенности грибов» 2 группа- Подписать части рисунка «Строение Грибов» 3 группа- составить кластер «Многообразие грибов» 4 группа- составить кластер «Значение грибов»

Задание №2.Работа в группе

1 группа- составить диаграмму Венна «Особенности грибов»

2 группа- Подписать части рисунка «Строение Грибов»

3 группа- составить кластер «Многообразие грибов»

4 группа- составить кластер «Значение грибов»

Объясните, почему грибы выделили в отдельное царство, а не отнесли к растениям, как часто многие и считают?  Объясните, какое строение имеют шляпочные грибы? На какие группы разделяют грибы? Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами? Как вы думаете, плесневые грибы
  • Объясните, почему грибы выделили в отдельное царство, а не отнесли к растениям, как часто многие и считают?
  • Объясните, какое строение имеют шляпочные грибы?
  • На какие группы разделяют грибы?
  • Объясните, в чем разница между съедобными и несъедобными грибами?
  • Как вы думаете, плесневые грибы

можно назвать полезными грибами?

Плодовое тело Шляпка Пенек Строение шляпочных грибов Около месяца растет под землей Основная часть гриба – грибница (мицелий). Грибница состоит из белых нитей – гифов . На гифах закладываются и развиваются плодовый тела – грибы.

Плодовое тело

Шляпка

Пенек

Строение шляпочных грибов

Около месяца растет под землей

Основная часть гриба – грибница (мицелий).

Грибница состоит из белых нитей – гифов .

На гифах закладываются и развиваются плодовый тела – грибы.

Задание №3.«Верю – не верю»

Задание №3.«Верю – не верю»

  • Грибы – это растения.
  • Грибы сочетают в себе признаки растений и животных.
  • Микология – наука о грибах.
  • Все грибы можно употреблять в пищу.
  • Мухомор –это съедобный гриб.
  • Шляпочные грибы состоят их грибницы и плодового тела, а плодовое тело из пенька и шляпки.
  • Белый гриб- съедобный гриб.
  • Плесневые грибы используют для получения кисломолочных продуктов, сыров, лекарств.
Ключ Критерии оценки «5» - 8 «4»- 6-7 «3»- 4-5     1- нет 2- да 3- да 4- нет 5- нет 6- да 7- да 8- да

Ключ

Критерии оценки

«5» - 8

«4»- 6-7

«3»- 4-5

1- нет

2- да

3- да

4- нет

5- нет

6- да

7- да

8- да

рефлексия Мне не понравилось Мне понравилось

рефлексия

Мне не понравилось

Мне понравилось

Домашнее задание

Домашнее задание

  • А- параграф 27
  • В – кроссворд из 6-10 вопросов «ГРИБЫ»
  • С- синквейн «ГРИБЫ»
2 звезды, 1 пожелание

2 звезды, 1 пожелание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по естествознанию " Царство Грибы"

Автор: Твардовская Наталья Васильевна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322844


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства