kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка для преподавателя по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие позволит обобщить и систематизировать знания о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»»

Тема урока: Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ключевые понятия: Митоз , Мейоз,  Гаметогенез, . Оплодотворение у животных и растений, Онтогенез  

Цель урока: обобщение и систематизация  знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов, умение сотрудничать,  добиться четкости и организованности в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

 Оборудование урока:  проектор, презентация, интернет ресурсы- видео

Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-практические.

   Цитата урока: А.Дистервег  «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»


1.     Организационный момент.

Добрый день. Прошу, садитесь.

Начинаем наш урок.

Сядем ровно, не сутулясь,

За осанкою следим.

Постороннее забудем

И про жизнь поговорим.

Эту тему «Размноженье»

Знают все без исключенья.

Мы сегодня на уроке

Знанья ваши закрепим,

Материал весь обобщим.

Слушай, смело отвечай

И пятёрку получай.

1)      Учитель приветствует учащихся, раскрывает цель и задачи урока, знакомит учащихся с  планом урока, заданиями  для зачетной работы и критериями оценивания работ.

2)      Заполнение листа самооценки в ходе выполнения различных заданий.  



(На фоне музыки на экране демонстрируют фотографии человека от рождения до старости.)
Учитель. Жизнь каждого человека это своеобразный атом невообразимой, безмерной вечности. И, как атом, оно очень сложное, но и безмерно малое по сравнению с вечностью. Нередко говорят, что оно вроде искры, которая вылетела из костра, вспыхнула на короткое мгновение в темноте и сразу погасло….Такие сравнения - печальное осознание скоротечности человеческой жизни.
Но оно такое многогранное!
Жизнь каждого из нас существует не само по себе. Оно прочно вплетено в ткань общего бытия, подчинено законам природы - сложным и таинственным. Узнать их непросто, но очень интересно.

Мозговой штурм  Объясните смысл цитаты:  «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время» СЛАЙД

Предполагаемый ответ: Размножение составляет одну из важнейших  характеристик сущности жизни.  Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.

Терминологическая перекличка


  1. За каждый правильный ответ получает один балл, в случае ошибки при ответе появляется возможность заработать баллы у команды соперников.
    1. Назовите свойства живых организмов (питание, рост, развитие, движение, размножение и тд)
    2. Что за процесс - размножение (воспроизведение себе подобных)
    3. Какие вы знаете способы размножения организмов?
    (Половое и бесполое. Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах. Половое размножение отличается тем, что формируются гаметы- специализированные половые клетки)
    4. Перечислите формы бесполого размножения (амитоз, вегетативное размножение, почкование, спорообразование).
    8. Каково преимущество бесполого размножения? 1. (Оно надежно т.к. любая особь вида способна оставить потомство.) 2. (Потомство будет многочисленным т.к. его оставляет каждая особь.)
    9. Каковы недостатки бесполого размножения? (Пониженная изменчивость, и нет возможности унаследовать полезные качества других особей
    10. Отличительная черта полового размножения от бесполого (Формирование гамет)
    11.Каковы преимущества полового размножения? (Все потомки индивидуальны, у них появляются новые неповторимые сочетания признаков)
    12. Каковы недостатки полового размножения? (Есть риск остаться без потомства, Т.К. для оплодотворения необходима если не особи противоположного пола, то хотя бы их гаметы)

  2. Явление, при котором яйцеклетки и сперматозоиды формируются в теле одного организма(гермафродитизм)

  3. Процесс развития половых клеток (гаметогенез)

  4. Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала (оплодотворение)

  5. Виды, у которых есть и мужские, и женские особи (раздельнополые)

  6. Что лежит в основе бесполого размножения? (митоз)

  7. Как называется деление половых клеток? (мейоз)



  • Просмотр видео тжой тубе митоз 1 декабря 2011 год.

Мейоз 14 декабря 2011 год.



  1. Каждый живой организм обладает индивидуальным развитием.



  • Развитие организма (Онтогенез). Научфильм СССР 1987 год. | VK



В детстве сказку про лягушку,

Что царевной стала вдруг,

вы читали и не знали,

что подобное в природе

происходит там и тут.

И такие превращенья

В цирке только и в кино

Можно видеть,

Но в природе происходит то давно.

Вот прекрасное созданье

На цветок пархнуло вмиг.

Бабочек то очертанья

Красотой пленили лик.

И кто б мог подумать

раньше

гусеницей был их вид.

Вот таких загадок много

нам природа припасла.

Удивляет нас она.

И ещё загадок много

Разгадать придёт пора.

О каком типе постэмбрионального развития идёт речь?( развитие с метаморфозами)

Постэмбриональное  развитие  организма  состоит  из  трех  периодов:

1) Дорепродуктивный  –  рост  организма,  развитие  и  половое  созревание.

2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.

3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.

Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.

Выполнение заданий

1.Соотнести понятия:    

(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Термин

Определение термина

1.Метаморфоз

2. Партеногенез

3. Конъюгация

4.Гаметогенез

5. Половое размножение

6.Онтогенез

7. Двойное оплодотворение

8.Эктодерма

9.Бластула

10. Оплодотворение

1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри

2.Процесс слияния женских и мужских гамет

3.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.

4.Непрямое постэмбриональное развитие организмов.

5.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям

6.Наружный зародышевый листок.

7.Форма размножения, при которой происходит обмен генетическим материалом.

8.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.

9.Индивидуальное развитие организма.

10.Процесс образования половых клеток.

 

Ответы:  1-4, 2 – 8, 3 – 7, 4 -  10, 5 – 3, 6 – 9, 7 – 5, 8 – 6, 9 – 1, 10 – 2  СЛАЙД

 

2.  «Четвертый лишний»   Исключите лишнее понятие:               

 

1)      Анафаза                   2)  Конъюгация        3) Овогенез             4)  Дробление      5) Лягушка

Интерфаза                  Кроссинговер          Онтогенез                  Зигота                   Комар

Телофаза                        Метафаза               Эмбриогенез             Бластула            Собака

Профаза                          Хромосома              Гаструла                  Мейоз                Бабочка

 

ОТВЕТЫ:  1. Интерфаза   2. Метафаза  3. Овогенез  4. Мейоз     5. Собака 

 

3.Распределите признаки, относящиеся к разным формам размножения в две колонки:    

1.      Более молодой способ размножения

2.      Дочерние  особи  идентичны  родительской

3.      2 родительские особи

4.      Без участия половых клеток

5.      Скорость размножения невелика

6.      Более древний способ размножения

7.      Эффективен  в постоянно меняющихся условиях

8.      Дочерние  особи  не идентичны родительской

9.      Генетический материал не обновляется

10.  Эффективен в стабильных, неменяющихся условиях

 

ОТВЕТЫ:                                                     СЛАЙД12

Бесполое

Половое

2, 4, 6, 9, 10

1,  3, 5, 7, 8,

 

 

 

 

4. Выберите утверждения, касающиеся митоза и мейоза            

Вопросы и утверждения

1)      Этот процесс имеет место при созревании гамет.

2)      Перед началом деления удваивается ДНК.

3)      Ядро клетки делится один раз.

4)      Образуются соматические клетки.

5)      Имеет место кроссинговер.

6)      В результате процесса образуются гаметы.

7)      Гомологичные хроматиды конъюгируют.

8)      Ядро делится два раза.

9)      Образующиеся клетки имеют диплоидный набор хромосом.

10)  Конъюгация гомологичных хромосом отсутствует.

11)  Имеет место редукционное деление.

12)  Образуются биваленты.

13)  Создаётся возможность для возникновения в гаметах новых генных комбинаций.

14)  Образуются две дочерние клетки.

 

ОТВЕТЫ:     СЛАЙД 14
МИТОЗ  – 2, 3, 4, 9, 10, 14                                              МЕЙОЗ  – 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14


 5.Определить, из какого зародышевого листка образуются органы 
(эктодерма, энтодерма, мезодерма)

1. кишечник - Энтодерма 
2. ногти -  Эктодерма 
3. легкие - Энтодерма 
4. сердце - Мезодерма 
5. семенники - Мезодерма 
6. поджелудочная железа- Энтодерма 
7. кожа -  Эктодерма 
8. хорда -  Мезодерма 
9. скелетные мышцы- Мезодерма 
10. желудок - Энтодерма 
11. нервы - Эктодерма 
12. головной мозг-  Эктодерма 
13. почки - Мезодерма 
14. мочевой пузырь- Мезодерма 
15. печень - Энтодерма


 Прозвенит сейчас звонок и окончится урок.

Поработали на славу вы сегодня все, друзья.

Может чуточку устали, но ведь знанья показали.

Это радует меня.

И осталось мне одно — оценить вас хорошо.



            ЛИСТ  САМООЦЕНКИ  работы на уроке

ТЕМА:  Размножение и  индивидуальное развитие  живых организмов.

Студента (ки) _________________________________________________ группа_________                                        Дата:_____________________

 

Критерии

Работа на уроке

Выполнял всю работу  – «5»

Старался быть активным – «4»

Делал кое-что – «3»

В стороне – «2»

 1

10-9 – «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Менее 5 – «2»

2

5  - «5»

4 -  «4»

3 – «3»

Менее  3 – «2»

3

10-9 – «5»

7-8 – «4»

5-6 – «3»

Менее 5 – «2»

4

13-14 – «5»

10-12 – «4»

7-9 – «3»

Менее 7 – «2»

5

15-14 – «5»

13-12 – «4»

11-10 – «3»

Менее 10 – «2»

Оценка учителя

Самооценка

 

 

 

 

 

 



 


Рефлексия:

Мне показалось интересным ____________________________________________________

Вызвало затруднения________________________________________________________

Что надо изменить__________________________________________________________

 Д/з подготовиться к зачёту…

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванова Ольга Васильевна

Дата: 16.06.2016

Номер свидетельства: 334877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства