Методическая разработка для преподавателя по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Методическая разработка для преподавателя по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Занятие позволит обобщить и систематизировать знания о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для преподавателя по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»»
Тема урока: Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ключевые понятия: Митоз , Мейоз, Гаметогенез, . Оплодотворение у животных и растений, Онтогенез
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о формах и способах размножения живых организмов, особенностях оплодотворения у растений и животных, процессе онтогенеза живых организмов, умение сотрудничать, добиться четкости и организованности в самостоятельной работе, дать каждому ученику возможность достичь успеха.
Оборудование урока: проектор, презентация, интернет ресурсы- видео
Методы урока: наглядные, информационно-развивающие, поисково-практические.
Цитата урока: А.Дистервег «Можно знания человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»
1.Организационный момент.
Добрый день. Прошу, садитесь.
Начинаем наш урок.
Сядем ровно, не сутулясь,
За осанкою следим.
Постороннее забудем
И про жизнь поговорим.
Эту тему «Размноженье»
Знают все без исключенья.
Мы сегодня на уроке
Знанья ваши закрепим,
Материал весь обобщим.
Слушай, смело отвечай
И пятёрку получай.
1) Учитель приветствует учащихся, раскрывает цель и задачи урока, знакомит учащихся с планом урока, заданиями для зачетной работы и критериями оценивания работ.
2) Заполнение листа самооценки в ходе выполнения различных заданий.
(На фоне музыки на экране демонстрируют фотографии человека от рождения до старости.) Учитель. Жизнь каждого человека это своеобразный атом невообразимой, безмерной вечности. И, как атом, оно очень сложное, но и безмерно малое по сравнению с вечностью. Нередко говорят, что оно вроде искры, которая вылетела из костра, вспыхнула на короткое мгновение в темноте и сразу погасло….Такие сравнения - печальное осознание скоротечности человеческой жизни. Но оно такое многогранное! Жизнь каждого из нас существует не само по себе. Оно прочно вплетено в ткань общего бытия, подчинено законам природы - сложным и таинственным. Узнать их непросто, но очень интересно.
Мозговой штурм Объясните смысл цитаты: «Размножение – это процесс, с помощью которого жизнь умудряется обвести вокруг пальца время» СЛАЙД
Предполагаемый ответ: Размножение составляет одну из важнейших характеристик сущности жизни. Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.
Терминологическая перекличка
За каждый правильный ответ получает один балл, в случае ошибки при ответе появляется возможность заработать баллы у команды соперников. 1. Назовите свойства живых организмов (питание, рост, развитие, движение, размножение и тд) 2. Что за процесс - размножение (воспроизведение себе подобных) 3. Какие вы знаете способы размножения организмов? (Половое и бесполое. Бесполое размножение осуществляется при участии лишь одной родительской особи и происходит без образования гамет. Дочернее поколение у одних видов возникает из одной или группы клеток материнского организма, у других видов – в специализированных органах. Половое размножение отличается тем, что формируются гаметы- специализированные половые клетки) 4. Перечислите формы бесполого размножения (амитоз, вегетативное размножение, почкование, спорообразование). 8. Каково преимущество бесполого размножения? 1. (Оно надежно т.к. любая особь вида способна оставить потомство.) 2. (Потомство будет многочисленным т.к. его оставляет каждая особь.) 9. Каковы недостатки бесполого размножения? (Пониженная изменчивость, и нет возможности унаследовать полезные качества других особей) 10. Отличительная черта полового размножения от бесполого (Формирование гамет) 11.Каковы преимущества полового размножения? (Все потомки индивидуальны, у них появляются новые неповторимые сочетания признаков) 12. Каковы недостатки полового размножения? (Есть риск остаться без потомства, Т.К. для оплодотворения необходима если не особи противоположного пола, то хотя бы их гаметы)
Явление, при котором яйцеклетки и сперматозоиды формируются в теле одного организма(гермафродитизм)
Процесс развития половых клеток (гаметогенез)
Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки, сопровождающийся объединением их генетического материала (оплодотворение)
Виды, у которых есть и мужские, и женские особи (раздельнополые)
Что лежит в основе бесполого размножения? (митоз)
Как называется деление половых клеток? (мейоз)
Просмотр видео тжой тубе митоз 1 декабря 2011 год.
Мейоз 14 декабря 2011 год.
Каждый живой организм обладает индивидуальным развитием.
Развитие организма (Онтогенез). Научфильм СССР 1987 год. | VK
В детстве сказку про лягушку,
Что царевной стала вдруг,
вы читали и не знали,
что подобное в природе
происходит там и тут.
И такие превращенья
В цирке только и в кино
Можно видеть,
Но в природе происходит то давно.
Вот прекрасное созданье
На цветок пархнуло вмиг.
Бабочек то очертанья
Красотой пленили лик.
И кто б мог подумать
раньше
гусеницей был их вид.
Вот таких загадок много
нам природа припасла.
Удивляет нас она.
И ещё загадок много
Разгадать придёт пора.
О каком типе постэмбрионального развития идёт речь?( развитие с метаморфозами)
Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный –старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.
Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
Выполнение заданий
1.Соотнести понятия:
(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)
Термин
Определение термина
1.Метаморфоз
2. Партеногенез
3. Конъюгация
4.Гаметогенез
5. Половое размножение
6.Онтогенез
7. Двойное оплодотворение
8.Эктодерма
9.Бластула
10. Оплодотворение
1.Однослойный шарообразный зародыш с полостью внутри