kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Осенние явления в жизни растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе, по программе  предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс.

Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2014г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Листопад (1)»

Урок биологии в 6 классе,

по программе предметной линии учебников «Линия жизни» 5-9 класс.

Авторы: В.В.Пасечник, С.В.Суматохин и др. М, «Просвещение», 2014г.

Учитель: Лихачева Марина Юрьевна.

Тема урока: «Осенние явления в жизни растений. Листопад».

Цель урока: создать условия для формирования знаний о процессах испарения воды у растений, листопаде.

Ресурсы: УМК: Биология 5-6, линия В.В. Пасечник, презентация учителя, раздаточный материал.

Тип урока: урок –усвоения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Технология: развитие критического мышления.

Основные понятия: испарение, выделение, листопад.

Оборудование:учебник Биология 5- 6 класс под редакцией В.В.Пасечника, таблицы, ПК, медиапроектор, презентация (приложение 1), печатный раздаточный материал (приложение 2), литературная страничка, репродукции художников, маршрутные листы.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметный результат

Метапредметный результат

Организационный момент


1 мин

«Прозвенел звонок, начался урок,
время не теряем, работать начинаем.


– А девизом нашего урока будут такие слова:

«Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! Работаешь – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!

– Желаю Вам доброго дня и хорошего настроения!

В течение урока вы будете работать в маршрутных листах.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Работают с  презентацией по этапам.



Личностные:

-умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.




I.

этап урока - вызов


Актуализация знаний обучающихся о

4мин.

Активизирует знания учащихся.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Учитель: 
– Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на всё есть готовые ответы. И я надеюсь, что работая с учебником, текстом, рассматривая рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которая хранит природа.


Работаем с маршрутным листом:

Задание 1.

Выполните тест

1.Вода с растворенными минеральными веществами из корня поступает в другие органы растения, так как:

А) корневые волоски тесно соприкасаются с почвой

б) корневые волоски покрыты слизью

в) из- за корневого давления

г) все утверждения верны

2. Выберите наиболее полное определение. Почва – это…

А) верхний слой земли

Б) плодородный слой земли

В) горная порода

Г) верхний плодородный слой земли, обладающий способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой

3. Выберите правильное определение Фотосинтез – это…

А) газообмен

Б)расходование органических веществ с освобождением энергии

В)образование органических веществ с накоплением энергии

Г) все утверждения верны

4. Для лучшего использования света растение приспособлено благодаря:

А) цвету листьев

Б) листовой мозаике

В) форме листовой пластинки

Г) большому количеству устьиц

5. Для образования органических веществ необходим газ:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) озон

Г) водород


Задание 2.

Закончи предложение.

Для образования крахмала в листьях растений необходим…


Вставьте пропущенные слова:

Сахар в зеленых листьях растений образуется из и … с использованием … энергии;

Дыхание – это процесс, в результате которого происходит поглощение … и …углекислого газа.




Ответьте на вопросы:

Работа с сигнальными карточками

Задание 3. Игра «Верю - не верю»

(Приложение 1)


1) Растения – организмы- автотрофы?

2) Обмен веществ – главный признак жизни?

3) Растения способны к активному передвижению?

4) Большинству растений свойственно почвенное (корневое) питание?

5) Для растений характерно гетеротрофное питание?

6) Наука, и изучающая растения называется ботаника?

7) В почвенном питании растения важную роль играет зона деления?

8) перегной и торф относятся к минеральным удобрениям?

9) Процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах с использованием энергии света – фотосинтез?

11) Растению зеленую окраску придает зеленый пигмент хлорофилл?


















Работа в маршрутном листе, тест


Матрица ответов

1

2

3

4

5

г

г

в

б

б






























Задание 2.

Закончи предложение.

Для образования крахмала в листьях растений необходим солнечный свет.


Вставьте пропущенные слова:

Сахар в зеленых листьях растений образуется из воды и углекислого газа с использованием солнечной энергии;

Дыхание – это процесс, в результате которого происходит поглощение кислорода и выделение углекислого газа.


Фронтальный опрос


Задание 3.

Отвечают на вопросы, аргументируют

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+



















Знают основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.



Умеютдавать определение биологическим терминам.















Умеют работать

С текстом, выбирать главное, трансформировать в таблицу.





Знают материал по данной теме, поочередно высказываются.

Заполняют оценочный лист к уроку.

Оценивают и корректируют свои знания.














Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: -умение контроля, коррекции, оценки своих действий.

Познавательные:

-умение приводить доказательства фактов.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

Проблемный вопрос


1 мин

Разгадай загадку!!!

1) Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется?
 2) Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат - 
это значит ...

3) Золотыми монетками
Двор усыпан…
4) Грянули Морозы
И Берёзы в слёзы.
Багряный Дождь летит с древес.
Оголён могучий Лес.
5) Желтые крылья осины, березы,
Красные - ясеня, дуба и розы
В воздухе кружат и шелестят
Это осенний идет …

 6) Наступила Осень.
Золотой наряд Лес сбросил.
Кружевным дождём,
Но мы новый, подождём.
7) Деревья платья сбросили
И кланяются Осени.
Ветер-дворник очень рад.
Гонит рыжий …

8) Лист, оторванный от ветки,
Весь во власти силы ветра.
Листья вверх и вниз летят,
Это время …

Отгадка

листопад



Работают по алгоритму -заполняют оценочный лист к уроку, отвечают на поставленные вопросы.


Умение работать в группе, слушать, выдвигать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Минута удивления

1 мин

Вопрос к классу: как Вы считаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


Презентация или видео

«Листопад……» (эмоциональный настрой на тему)

Высказывают предположения, что это явление природы- листопад.

Анализируют свои знания, делают предположения.

Познавательные:

-умение работать с информацией, приводить примеры.

II.

этап – осмысление содержания


Формулирование темы урока, постановка цели

2мин.

Попытайтесь сформулировать тему и цели урока? ( Листопад)

Назовите растения нашей области, района, для которых характерно это явление? (берёза, тополь, рябина, сирень, черемуха, яблони и груши, лиственница)


Формулируют тему урока: «Выделение у растений. Листопад».

Работают в маршрутном листе, …

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.



Планируют способы достижения цели.

Отвечают на вопросы.

Ставят прогностическую оценку





Корзина идей

(приспособление к периоду покоя, зиме;

Уменьшение испарения воды; сбрасывание листвы, изменение окраски листьев)


Познавательные:

-умение работать с информацией, смысловое чтение;

-умение работать по алгоритму.








Изучение нового материала

15 мин.

Организуется учебная деятельность (работа в группах)


Задание 2 в маршрутном листе. Прочитайте внимательно задание, выполните его.




Выполняют задание 2.

Работа с текстом, заполнение таблицы


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 



Рефлексия:

  • Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?

  • Что оказалось новым?

  • Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

Умеют работать с текстом, выбирать главное и второстепенное, оформлять в виде таблицы.

Коммуникативные:

-умение работать в парах, выдвигать свою точку зрения, доказывать.













Синтез, анализ

Работа в малых группах

5мин

Работают в группах (задание прописано в маршрутном листе)





Работают в группах согласно инструкции.







Умеют работать с текстом, выбирать главное и второстепенное

Коммуникативные:

-умение работать в парах, группах, слушать ответы, комментировать, высказывать свое мнение.

Динамическая пауза (videourok)

1 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.







Защищают созданную интеллект – карту, кластер.

Если текст с которым Вы работали не дал Вам исчерпывающей информации и у Вас возникли новые вопросы , заполните графу “ хочу узнать” таблицы. Это и будет вашим домашним заданием.

Составляют интеллект – карту или кластер представляют результат своей работы.


III. этап - рефлексия.

Закрепление нового материала


10 мин.

Заслушиваются командиры групп с результатами работы.

(называются ученики, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждений).

Работа с электронным диском к учебнику

Обсуждают с учащимися, что узнали нового на уроке.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение.

Рефлексия деятельности в группе.

(сравнить результаты, у кого балл остался неизменным, у кого повысился) Постановка оценки на конец урока



Составление итоговой схемы (кластера)



Регулятивные: -умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности, одноклассников.

Работа с презентацией


Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы.

Заполните предложенную схему, сделайте вывод.

Обсуждают увиденное «Выделение у растений».
Заполняют схему (в маршрутном листе), комментируют.

Умеют делать вывод, представлять результат своей работы.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Обобщение

2 мин

Работа в паре, фронтальная беседа, самопроверка

– Вспомните и обсудите действие каждого члена группы, укажите, какие из них помогали к достижению цели, а какие нет.





Соотнесите правые и левые части задания

Брусника, вереск, клюква              А

1 Листопадные розоцветные

Яблоня, груша, слива                         Б

2 Растения жарких стран

Земляника, клевер, чистотел В

3 Зимуют с зелеными листьями

Сбрасывают листья в сухое время года

Г

4 Вечнозеленые кустарнички


-Перечисляют признаки характерные для листопада;

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизод урока, высказывают оценочные суждения.
– Определяют степень своего продвижения к цели.
– Заполняют оценочный лист к уроку.


Соотнесите правые и левые части задания.

А

4

Б

1

В

3

Г

2




Коммуникативные: -учебное сотрудничество с учителем и учениками, оценка и коррекция действий партнера.

Личностные:

-развитие познавательных потребностей на основе интересов к изучению жизнедеятельности организмов.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

Домашнее задание (комментирование учителем)



Рефлексия

1мин























1 мин.

Подводит итог урока, предлагает дифференцированное домашнее задание.


Выберете задание:

*Параграф 32, творческое задание 2 с.121 .

** Составьте кроссворд (10 слов)

***Подготовьте презентацию из 10 слайдов «Осенние явления в жизни растений. Листопад».





Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенных вариантов.


Записывают задание в дневник.

Стадия рефлексии

  • Что из того с чем мы работали, запомнилось Вам больше всего?

  • Почему?

Выскажите свое отношение к уроку.



Минута позитива



1 мин

– Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. (Показ слайдов)

Все созданное ею – настоящие шедевры. А вот поэты, художники замечают то, что скрыто от взгляда ленивого, равнодушного, умеют заметить и передать красоту родной природы

(литературная страничка, репродукции художников изображающих осень).

Обращают внимание на репродукции, говорят о том, какие произведения изучали на литературе.










Просмотр содержимого документа
«приложения»

Группа 1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Для чего растения избавляются от органов, которые обеспечивали им ежедневное питание?

В зеленых листьях происходит фотосинтез — превращение углекислого газа в питательные вещества под воздействием солнца.

Причины листопада могут быть различными:

  • ежегодное изменение погоды, наступление холодов или засухи;

  • внутренний цикл развития дерева, сопровождающийся ростом, обновлением или одеревенением веток;

  • поражение вирусными заболеваниями, вредителями;

  • плохая экология;

  • повреждение корней или недостаток в почве питательных веществ.

Если причина листопада кроется в плохих внешних условиях, дерево может приостановить рост и даже погибнуть. Но опадание листьев, вызванное естественными природными факторами, полезно и необходимо растениям.




Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт» :


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


  1. Постройте схему, кластер «Для чего растения избавляются от органов, которые обеспечивали им ежедневное питание?

  2. Подготовьте защиту (выступление).






















Группа 2. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Суровая зима - испытание для деревьев.

В зимние морозы верхний слой почвы промерзает, и вода в нем превращается в лед. Корни не получают ни влаги, ни содержащихся в ней микроэлементов. Если дерево заранее не сбросит листья, оно продолжит испарять воду, и скоро наступит обезвоживание. Вот почему опадают листья с деревьев осенью.

Кроме того, мокрый снег и наледь слишком тяжелы даже для голых веток — зимой они становятся хрупкими и быстро ломаются после сильных метелей. Дерево, одетое в пышную листву, соберет на себе целые сугробы, согнется под их тяжестью и может рухнуть, не выдержать нагрузки.

Еще одна важная причина, почему с деревьев опадают листья — избавление от накопленных за летний сезон токсинов и излишка питательных компонентов. Готовясь к зимнему сну, растения замедляют развитие и словно замирают в ожидании морозов, снегопадов и вьюг. Лишнее питание им в этот сезон ни к чему.

Явление природы листопад — очень мудрое решение, оно позволяет растениям набраться сил для следующего сезона. В южных регионах во время засухи ситуация похожая — растениям негде взять воду, которую ежедневно испаряет листва в условиях жаркого климата.


Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


  1. Постройте схему, кластер «Суровая зима - испытание для деревьев.

  2. Подготовьте защиту (выступление).




















Группа 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Существует ли листопад у вечнозеленых растений?

Среди тропических деревьев листопад как явление природы тоже необходим, но происходит он у всех растений в разное время. Обновление покрова может растянуться на несколько недель или месяцев, и крона никогда не оголится полностью. После сброса старых листьев быстро вырастают новые, поэтому тропические леса и кажутся вечнозелеными.

В наших широтах тоже есть вечнозеленые растения. К ним относятся не только хвойные, но и невысокие кустарники — брусника, вереск, копытень. Зимой они скрыты под снегом, поэтому не испаряют лишней влаги и не ломаются. Хвойные деревья благодаря смоле сохраняют гибкость веток даже при значительном снижении температур, поэтому не ломаются под толщей сугробов. Вечнозеленые деревья и кусты тоже меняют листья, но делают это постепенно, причем на месте опавшей сразу вырастает свежая зелень.

Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


2. Постройте схему «Существует ли листопад у вечнозеленых растений?»

3.Подготовьте защиту (выступление).



























Группа 4. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Как происходит процесс опадания листьев.

До момента, когда листья закружат в желто-красном хороводе, еще несколько недель, а природа уже готовится к тому, что происходит осенью с деревьями. В конце лета активный обмен влагой между стеблем и листом замедляется. В основании черешка образуется пробковый слой — своеобразная перегородка, которая препятствует прохождению соков. Постепенно она грубеет и становится водонепроницаемой.

Крепление листа в этом месте становится слабым, и при порывах ветра он легко отрывается. У разных видов опадание листьев происходит неодинаково: часть деревьев отличается ранним и дружным листопадом, другие растения облетают только перед наступлением морозов.

То, как происходит листопад, зависит от формы кроны, гибкости веток, места произрастания. Кустарники с легко гнущимися низкими побегами сбрасывают листья позже, чем ломкие высокие тополя, обдуваемые всеми ветрами. Листья с жесткой глянцевой структурой облетают позже — из них медленнее испаряется вода.


Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками , используя метод «Инсерт»:


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


2. Постройте схему «Как происходит процесс опадания листьев.»

3.Подготовьте защиту (выступление).





















Группа 5. Прочитать текст. Ответить на вопросы.


Почему листья меняют цвет.

Желтые и багряные листья всех форм, с причудливыми узорами прожилок, приятно шуршащие под ногами делают осень нарядной и праздничной. Почему деревья меняют цвет еще до того, как начнется природное явление листопад?

Приятный глазу зеленый цвет листья приобретают за счет клеток хлорофилла, в которых происходит фотосинтез. Углекислый газ, соединяясь с водой, превращается в углеводы, при этом хлорофилл разрушается и вновь образуется, уже в большем количестве. Так происходит рост листовой пластины.

Кроме того, в листе содержатся и другие пигменты: каротин, придающий желтую окраску, и ксантофилл — от него растения краснеют. Эти элементы содержатся и в зеленом листе, но их отлично маскирует зеленый цвет хлорофилла.

Листопад это явление природы, которое начинается с изменения окраски деревьев. Когда в основании листа образуется пробка, поступление воды в лист ухудшается, и скоро процесс фотосинтеза становится невозможен. Хлорофилловые клетки постепенно отмирают, зеленая окраска листьев бледнеет, и все ярче проявляются красные и желтые пигменты.

Некоторые виды растений в вакуолях содержат слишком большое количество красных пигментов, поэтому приобретают малиновую окраску задолго до листопада, в начале или середине лета. К ним относятся некоторые виды орешника, бересклета, девичий виноград.

В дождливую и пасмурную осеннюю пору листья меняют цвет медленно, равномерно. Но стоит пригреть ясному сентябрьскому солнцу, и растения начинают испарять оставшуюся в них воду. Разрушение хлорофилла происходит все быстрее, и леса и парки моментально становятся красно-золотыми.

Желтый цвет приобретает листва тополя, березы и липы, осина, рябина и бузина окрашиваются в багрянец. Клены радуют всей гаммой оттенков от золотого и рыжего до красного и причудливыми узорами. Природа ярко и красочно празднует окончание летнего сезона.


Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


  1. Постройте схему «Почему листья меняют цвет?»,

  2. Подготовьте защиту (выступление).








Группа 6. Прочитать текст. Ответить на вопросы.


Чем богат опавший лист?

Что такое листопад и почему он происходит, легко можно понять, рассмотрев жизненный цикл растений. А полезна ли дереву опавшая листва? Как всегда, ответ легко найти, обратившись к дикой природе, которая ничего не делает напрасно.

Что происходит с лиственным опадом в лесах? Он ложится на землю и устилает ее мягким толстым ковром, год за годом накапливаясь и постепенно перегнивая. Почва, укрытая слоем прелой листвы, всегда отличается отменным плодородием, меньше промерзает и не подвержена эрозии. Чем же так богат опавший лист?

Уже упоминалось, что за лето в листве накапливаются питательные вещества, углеводы и микроэлементы. Упав на землю, они с помощью микроорганизмов перерабатываются в удобную для усвоения растениями водорастворимую форму — так получается полезный перегной с высоким содержанием соединений азота, калия и фосфора. Это лучшее удобрение для деревьев.

Кроме того, в толстом слое опавшей листвы зимуют мелкие грызуны, пресмыкающиеся и насекомые. Рыхлый и мягкий грунт под лесной подстилкой — отличное место для сухой и теплой норки. В природе все взаимосвязано, в ней нет лишних и ненужных процессов. Вот почему происходит листопад.

Осень — пора поэтов и романтиков, они не устают воспевать ее красоту и задаваться вопросом, почему с деревьев осенью опадают листья. Но всему в природе есть логическое объяснение, и узнав все факты о листопаде, легко понять его необходимость и практический смысл. Завершая ежегодный цикл развития, деревья готовятся к зиме, чтобы весной вновь наполнить наш мир красотой и цветением.


Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите его сигнальными значками, используя метод «Инсерт» :


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


  1. Постройте схему, кластер «Чем богат опавший лист?»,

  2. Подготовьте защиту (выступление).





















Группа 7. Прочитать текст. Ответить на вопросы.


Для чего убирают листья в городских парках и садах?

Зачем же сгребать и вывозить такое полезное и нужное удобрение? Не лучше ли оставить его на газонах? Садовники не раз задавались этим вопросом, и до сих пор не найден однозначный ответ.

одной стороны, лиственная подстилка полезна для защиты корней от морозов и образования питательной среды. С другой — в ней могут зимовать не только полезные насекомые, но и ярые вредители плодовых и декоративных деревьев. Да и газоны, усеянные прелыми листьями, на следующий год выглядят совсем не декоративно.

Вдобавок в городской черте листья активно накапливают токсины от выхлопных газов и других химических соединений, и с опадом они попадают в грунт, отравляя деревья. Поэтому листву сгребают и вывозят, а подкармливают растения готовыми удобрениями.

Можно ли сжигать листву?

Вывоз листвы — дело затратное и хлопотное, иногда, кажется, что ее проще сжечь. Однако в городах правила благоустройства строго запрещают это делать, и не только из противопожарных соображений. Дело в том, что при горении листьев выделяются летучие соединения, содержащие диоксид углерода, сернистые газы, сажу и накопленные за лето соли тяжелых металлов.

Дым от костров крайне вреден для дыхания и оказывает отравляющее действие. Особенно сильно он сказывается на здоровье аллергиков и астматиков, малышей и стариков, вызывая насморк, кашель и более серьезные последствия. Канцерогены, содержащиеся в лиственном дыме, могут вызвать даже онкологические и аутоиммунные заболевания.

Вот почему нельзя сжигать листья из городских парков. Экологически чистый опад в загородных садах можно, конечно, и сжечь, но зачем лишать растения такого прекрасного и бесплатного удобрения? Тем не менее, ежегодно над дачными поселками стоит терпкий запах дыма от горящей листвы. В это время, чтобы не навредить здоровью, лучше находиться подальше от костров и не вдыхать вредные вещества.


Вопросы.

  1. Познакомьтесь с текстом и разделите сигнальными значками, используя метод «Инсерт»:


ЗНАЛ

Узнал, работая с текстом

Хочу узнать

+

V

?


2.Постройте схему, кластер «Для чего убирают листья в городских парках и садах?

  1. Подготовьте защиту (выступление).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лихачева Марина Юрьевна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 364873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка урока по теме "Естественный отбор - направляющий фактор эволюции" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-iestiestviennyi-otbor-napravliaiushchii-faktor-evoliutsii"
    ["file_id"] => string(6) "230677"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства