Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей"
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей"
Тема: «Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей».
Учебно-воспитательные задачи:образовательные: обогащение знаний учащихся конкретными сведениями о новой группе растительных организмов и расширение на этой основе понятия о земных растениях, представляемых не только цветковыми, но низшими (талломными) растениями;развивающие: развивать у учащихся коммуникативные компетенции, умения работать с учебной литературой;воспитывающие: воспитание усидчивости, внимания.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: стандартный.Методы обучения: репродуктивный, инструктивно-практический.Форма организации педагогической деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.Технологии: информационно-коммуникативная технология,технологии Шаталова В.Ф., критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей" »
Методическая разработка урока биологии в 6 классе.
Подготовила: учитель биологии высшей категории
Степанова Тамара Сергеевна
Тема: «Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей».
Учебно-воспитательные задачи:
образовательные: обогащение знаний учащихся конкретными сведениями о новой группе растительных организмов и расширение на этой основе понятия о земных растениях, представляемых не только цветковыми, но низшими (талломными) растениями;
развивающие: развивать у учащихся коммуникативные компетенции, умения работать с учебной литературой;
воспитывающие: воспитание усидчивости, внимания.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: стандартный.
Методы обучения: репродуктивный, инструктивно-практический.
Форма организации педагогической деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Актуализация опорных знаний. Учащимся предлагается составить ассоциативный ряд на тему водоросли (1 минута), затем информация собирается в паре (1 минута), потом в группе (1 минута) и проводится сбор общений информации в классе (1 минута)
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя:
«Вы довольно много знаете о водорослях. Понятие «растения» не ограничивается растениями, имеющими корни, стебли и листья, оно охватывает гораздо более широкий круг растений, таких как водоросли и мхи. Все растения подразделяются на 2 большие группы: низшие и высшие. К низшим растениям относятся: водоросли и лишайники. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют стеблей и листьев. Спорангии и генеративные органы образовались у них из одной клетки».
Учащимся предлагается ознакомиться с материалом учебника по теме «Водоросли» (5минут)
Затем совместно с учителем составляется опорный конспект по технологии Шаталова. Учащиеся класса делятся на 2 группы, с помощью выбора конфет, те дети которые достали с мешочка конфеты зеленого цвета группа под номером1, учащиеся доставшие конфеты красного цвета-группа под номером2.
Задание группам:
1 группа. Прочитать учебник и составить опорный конспект по теме «Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли».
2 группа. Прочитать учебник и составить опорный конспект «Красные и бурые водоросли».
Учитель оказывает индивидуальную помощь. Конспекты составляются по технологии Шаталова В.Ф. Компактные, необычны опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия. (Приложение 1,2)
Защита опорных конспектов осуществляется с использованием интерактивной доски
Лабораторная работа
Учитель предлагает выполнить лабораторную работу.
Содержание инструктивной карточки:
На предметное стекло нанесите из стакана каплю воды с водорослями, приготовьте препарат и рассмотрите под лупой.
Накройте каплю покровным стеклом, удалите фильтровальной бумагой лишнюю воду и рассмотрите водоросли под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет хламидомонады. Найдите в клетке хроматофор, ядро, цитоплазму, оболочку.
Зарисуйте и подпишите все детали строения.
Приготовьте препарат хлореллы. Изучите под микроскопом и сравните с хламидомонадой.
Сделайте выводы: что у них общего и чем они различаются?
Минутки релаксации «Мир в капле росы».
На уроке в средней школе дети быстро утомляются, поэтому им так необходима минутка отдыха. Удивительная музыка Сергея Грищука и яркие картинки помогут не только снять напряжение на уроке, но и увидеть необыкновенную красоту окружающего мира. Дети смогут понять и почувствовать, что такой хрупкий мир нужно беречь.
Закрепление нового материала.Тестирование:
Детям предлагается ответить на тест, вначале с одновариантными ответами, затем с несколькими вариантами ответов, в течении пяти минут.
Тесты с одновариантными ответами:
1.Низшие растения
Голосеменные
Водоросли
Хвощевидные
Плауновидные
Мохообразные
2.Спора улотрикса, образующаяся при бесполом размножении называется
Спермий
Зигота
Яйцеклетка
Безжгутиковая спора
Зооспора
3.Ламинария прикрепляется к дну:
Грибокорнем
Корнями
Корневищами
Грибницей
Ризоидаими
4.Ламинария иначе называется
Порфира
Агарум
Морская капуста
Гринеллия
Хондрус
5.Производят бумагу из
Хлореллы
Кладофоры
Хламидоманады
Спирогиры
Ламинарии
Тесты с многовариантными ответами:
1.Среда обитания водорослей:
Водная
Наземная, воздушная
Воздушная
Организм человека и животных
Водная и возможно наземная
2.Размножение водорослей происходит:
Путем шизогонии
Бесполым способом
Половым способом
Партеногенетическим
Вегетативным путем
3.Настоящие водоросли могут быть:
Только многоклеточными
Только колониальными
Одноклеточными
Многоклеточными
Колониальными
4. Питательные вещества у водорослей откладываются в виде:
Крахмала
Гликогена
Белков
Масла
Крахмала, гликогенов, белков, масла
5.При спорообразовании у водорослей образуются :
Подвижные споры
Подвижные зооспоры
Неподвижные споры
Неподвижные зооспоры
Гаметы
Проверка проводиться самостоятельно, по коду правильных ответов предложенных учителем. Работа над ошибками.
Обобщение.
Совместно с учителем учащиеся класса составляют схему:
Учащимся предлагается рисунок (Приложение №3) со следующей инструкцией: Ребята, посмотрите внимательно на рисунок. Перед вами лесная школа. Ученики в ней — лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возможно, чем выше на дереве находится лесной человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен на уроке. А теперь возьмите красный карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение сегодня на уроке и ваше положение. Теперь возьмите зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться. Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным Интерпретация результатов Интерпретация результатов «Дерево с человечками» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ребенок, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер. Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий. № 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку. № 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности). № 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость. № 9 — мотивация на развлечения. № 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность. № 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя. № 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация. № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть». Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
В итоге проанализировав результаты учащихся, можно сделать вывод о качестве проведенного урока.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ по теме «Водоросли» с помощью опорного конспекта.