kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме "Биосинтез белка в клетках. Пластический обмен в клетке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка урока по теме "Биосинтез белка в клетках. Пластический обмен в клетке". Подробно описан ход и структура урока. Урок построен с учетом принципов групповой самостоятельной работы учащихся. Выведен алгоритм самооценки работы учащихся. Дано дифференцированное домашнее задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Биосинтез белка в клетках. Пластический обмен в клетке"»

Наименование учебного учреждения ГАОУ «Пермский кадетский корпус Приволжского Федерального округа им. Героя России Ф.Кузьмина»

ФИО автора :Ревина Надежда Александровна

Должность: учитель биологии

Дата создания 22.09.13

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: групповая самостоятельная работа.

Аудитория:11класс базовый уровень.


Урок

на тему «Биосинтез белка в клетках. Пластический обмен в клетке"

Цель:

Формирование ЗУН о биосинтезе белка как универсальном механизме реализации наследственной информации в клетке, в организме.

Образовательные задачи:
1. Актуализировать знания о белках и нуклеиновых кислотах как биополимерах.
2. Закрепить молекулярные основы передачи и реализации наследственной информации о роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах.
3. Сформировать представления о принципах кодирования наследственной информации о белке.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки познавательной и самостоятельной активности, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
2. Развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее реализации, решение молекулярных задач, имеющих математическую или логическую основу.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать активность, настойчивость, желание отстаивать собственную точку зрения, умения сотрудничать в коллективе и чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

Оборудование: Таблицы : «ДНК», «Генетический код», «Биосинтез

белка», задания для групп, электронное мультимедиа издание серия «1с-Образовательная коллекция». Биология. Компьютеры, проектор, интерактивная доска, презентации.

Мизансцена: парты по кругу группами по 3-5 человек.

Кадеты по окончании изучения темы:

- раскрывает сущность понятий «транскрипция», «трансляция», «ассимиляция», «матричный синтез»(ПР)

- различает и называет структурные части клетки ,участников биосинтеза(ПР)

- соотносит функции со строением(МР)

- объясняет механизм биосинтеза белка(ПР)

- проявляет устойчивую учебно-познавательную мотивацию(ЛР)

- проявляет активность в выполнении заданий(ЛР)

- обосновывает здоровьесберегающую функцию обмена веществ(ЛР)

- выполняет учебные задачи в сотрудничестве(ЛР)

- анализирует результаты наблюдений.(МР)


Ход урока.

  1. Мотивация:

Озвучивается тема урока. Деятельность ученика:
- активизируется мыслительная деятельность, настрой на дальнейшую работу, задается серия вопросов: Какое отношение имеет тема урока лично к вам (Сережа, Ваня )?

Почему человек и другие организмы способны увеличивать в размерах?

О чем говорит группа крови , прописанная на вашем камуфляже?

Эритроцит вашей крови содержит белок гемоглобин, а живет всего 120 дней? Откуда берется новый гемоглобин…..

2.Целеполагание: Запись темы на доске.

О чём вы хотели бы узнать сегодня на уроке? (при затруднении предлагаю пролистать параграфы по данной теме). Запись на доске со слов детей:

Где идёт процесс?

При каких условиях?

Как?

Результат?

3.Актуализация: Что вам известно по данному материалу?

Где храниться информация о вашем организме? ….

Повторяем: ДНК,РНК,нуклеотиды,ядро,белки,аминокислоты,ген.код,комплементарность.

(работа в парах).

4.Планирование: Каким образом можно достичь результата?

Ответы кадет: работа с учебником, с мультимедиа…, учитель расскажет, вспомним с помощью тетради за 9класс,интернет…Молодцы! (фиксируем на доске)

Но сегодня на уроке я предлагаю вам поработать группах по 3-5 человек.

Дети распределены по степени обучаемости , учитель корректирует, количество групп зависит от количества детей во взводе.

. 5.ГРУППОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Работа в группах: Каждая группа получает своё задание (для отчёта.) приложение 1.

На столах у КАЖДОГО находится распечатка (бумажные носители) информации по биосинтезу белка с дополнительным материалом обязательная для смыслового чтения (приложение 2)можно использовать и материал учебника, ноутбуки с презентацией по теме.

Время работы группы 15минут.

6.Социализация полученного опыта.

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение. Отчёт групп в течение 15минут.

7.Рефлексия -учитель задает вопросы, анализирует уровень и качество выполнения заданий учениками, исправляет допущенные ошибки, делает общее заключение по теме.
по итогам защиты мини- информационных проектов, возвращаемся к нашему планированию на доске :Где идёт процесс?

При каких условиях?

Как?

Результат?

Отчего …

Группам задаётся логический вопрос.

=Прочитайте и обсудите…..

Рибосома словно бусы
Забралась на ДНК
С ДНК она читает код молекулы белка
Строят цепь белка они
Согласно информации
Вместе весь процесс зовем
Коротко, трансляция.


8. Подведение итогов, оценка работы, самооценка по алгоритму


Критерии оценки

самооценка

Оценка учителя

Знаю термины, понятия темы.



Знаю этапы процесса синтеза белка.



Умею нарисовать по памяти схему синтеза белка.



Запомнил и понял ход опыта по синтезу белка в лаб.условиях.



Могу рассказать о значении исследований молекулярного уровня организации живой материи.




9.Выбор домашнего задания –для всех –чтение и анализ материала параграфов14-16 в соответсвии с самооценкой;

индивидуально на выбор: составить текст с пропусками по теме,

синквейны,

решить задачу:

На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:
А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т

смоделируйте процесс биосинтеза белка на данном фрагменте.
Определите % содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК .



Приложение1 Задания для групп (для отчёта).

1 гр. Озвучить «немые» процессы биосинтеза белка используя мультимедиа 1с презентацию «Биосинтез белка» всей группой (распределить роли,

составить монологи.)



2гр. Восстановить подписи к «немой» схеме процесса, озвучить её (СИНТЕЗ БЕЛКА) на интерактивной доске.

?

(информация) РИБОСОМА СПЦЕФИЧЕСКИЙ БЕЛОК

(строительный

материал)

?

(инструменты)

?

(энергия)

3гр. Составить опорный конспект по теме ,отобразить на смард-доске и озвучить .( при затруднениях можно предложить основу ОК).

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

Начало в__________на _____ что =?____ по принципу________________это_______________?_________?


И-РНК­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­..куда?______на_____что=?_______по принципу__________это___?

Условия: 1)_________

2)_________

3)__________



4гр Составить синквейн(ы) на темы «Биосинтез белка» или «Транскрипция» ,«Трансляция».( строгие правила синквейна заставляют анализировать и четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное, творчество может быть совместным или индивидуальным ,затем группа делает выбор,)

Пояснение:
-1 слово существительное. (термин, фамилия, процесс)
-2 слова прилагательные .(какой,какая..)
-3 слова глагол (действие).
-4-фраза из 4-5-и слов. Которая подчёркивает сущность темы ,смысл.
-5-слово – это одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна..
5гр. Проанализируйте схему опыта по синтезу белка.

Ответьте на вопрос: Чей белок получится в лабораторных условиях?

Приведите не менее 3 аргументов ( для продвинутых).

Для опыта были использованы:

ВОЛК-аминокислоты рибосомы- ЛЯГУШКА


? т-РНК - РОЗЫ

КОРОВА- фермент кодаза


ЗАЯЦ - и-РНК АТФ-ЧЕЛОВЕК

Приложение 2.

Этапы биосинтеза белка. 1. Синтез белка- это процесс, в результате которого обеспечивается выполнение третей функции ДНК: реализация наследственной информации, превращения информации в конкретный признак живого организма. Белки являются определяющими молекулами в становлении любого признака организма(благодаря своим многочисленным и разнообразным функциях). Поэтому наследственная, или генетическая, информация и есть по сути информация о том, где, сколько, когда и какого белка синтезируется. 2. Процесс синтеза белка происходит в два этапа. Первый этап- транскрипция- происходит в ядре клетке. С ДНК клетки соединяется фермент РНК- полимераза. Продвигаясь по двойной спирали ДНК ,фермент РНК- полимераза раскручивает нити ДНК и по законам комплементарности копирует одну из нитей. В результате в ядре образуется копия какого-то участка ДНК, но выполненная в виде РНК. (РНК отличается от ДНК тремя особенностями: Моносахаридом рибоза; Вместо тимина(Т) всегда стоит урацил(У); Молекула состоит из одной цепи нуклеотидов.) Образованная в результате процесса траскрипции РНК называется информационной РНК. Через поры в ядерной оболочке и-РНК выходит в цитоплазму клетки. 3. Второй этап синтеза белка происходит в цитоплазме на специальных органоидах клетки, которые называются рибосомами. Рибосома представляет из себя сложное образование из рибосомальных белков и рибосомной РНК. Рибосома работает как станок с программным управлением- это трансляция : в качестве программы выступает и-РНК, -роль «заготовок» выполняют аминокислоты, с помощью ферментов- кодаз присоединенные к транспортным РНК, -энергия к такому «станку»подается в виде молекул АТФ, содержащих макроэнергетические связи. В рибосоме происходит последовательное соединение каждого кодона и-РНК ( соотвествующего какой-то аминокислоте) с антикодоном на транспортной РНК. Так как одновременно на одной рибосоме помещается три кодона ,то три транспортные РНК, оказавшись, оказавшись рядом ,выстраивают и аминокислоты, которые они «тащат»за собой, в том порядке ,в котором идут кодирующие их тройки нуклеотидов на и- РНК. Ферментам -синтетазам остаётся лишь замкнуть связи между оказавшимися рядом аминокислотами. Продвигаясь по информационной РНК рибосома «считывает» последователь-ность нуклеотидов ,превращая их в последовательность аминокислот. Когда на пути рибосомы оказывается последовательность из трех нуклеотидов , которые не кодируют никаких аминокислот(«бессмысленные» кодоны),то белок заканчивается. Затем он сворачивается в спираль ,затем в третичную структуру и начинает выполнять свою специфическую функцию - защищать организм, обеспечивать движение клеток, тканей и органов, переносить вещества, катализировать химические реакции, строить клетки, ткани и органы и т.д. Так реализуется через белки наследственная информация о свойствах и признаках организма.

Модели участников биосинтеза белка.

Приложение 3. Предполагаемый ответ на логический вопрос:
Рибосома не когда не встречается на ДНК и тем более не забирается на неё. Она (рибосома) встречается с и-РНК и с т-РНК. Считывает информацию только иРНК с ДНК считывает код молекулы белка и этот процесс называется: если считывает информацию - то транскрипция, а если синтез белка- то трансляция Предполагаемый ответ –синквейн:
«Белок
Структурный, полимерный
Синтезируется, транскрибируется, транслируется.
Ген участок ДНК кодирующий информацию о белке.
Жизнь – это существование белковых тел»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Ревина Надежда Александровна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства