Методическая разработка урока на тему: "Экологические правоотношения"
Методическая разработка урока на тему: "Экологические правоотношения"
Цель урока:
Образовательная: сформировать представление студентов о понятиях экологическое правоотношение, его структура и составные элементы; актуализировать и расширить имеющиеся знания о предмете экологическое право; применять полученные знания на практике.
Развивающая: создать условия для формирования у студентов навыка суждения во время работы на уроке; создать условия для отработки умения сопоставлять, анализировать и делать выводы; создать условия, помогающие развивать внимание, мыслительные способности студентов в предложенных ситуациях.
Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры студентов.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация студентов, формирование экологического правосознания, оценка действий российского общества в рамках природоохранной деятельности.
Регулятивные УУД: умение проводить оценочную деятельность в рамках групповой работы, грамотно и реально производить оценку своих знаний по окончанию урока.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование: Конституция РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», Кодекс РФ об административных правонарушениях, учебник М.М. Бринчук «Экологическое право», записи на доске
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: "Экологические правоотношения"»
Вандышева Татьяна Анатольевна,
преподаватель экологии
ФГБУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка конспекта урока
по дисциплине «Основы экологического права»
Тема: Экологические правоотношения
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
Образовательная: сформировать представление студентов о понятиях экологическое правоотношение, его структура и составные элементы; актуализировать и расширить имеющиеся знания о предмете экологическое право; применять полученные знания на практике.
Развивающая: создать условия для формирования у студентов навыка суждения во время работы на уроке; создать условия для отработки умения сопоставлять, анализировать и делать выводы; создать условия, помогающие развивать внимание, мыслительные способности студентов в предложенных ситуациях.
Воспитательная: продолжить формирование правовой культуры студентов.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация студентов, формирование экологического правосознания, оценка действий российского общества в рамках природоохранной деятельности.
Регулятивные УУД: умение проводить оценочную деятельность в рамках групповой работы, грамотно и реально производить оценку своих знаний по окончанию урока.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование: Конституция РФ, ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», Кодекс РФ об административных правонарушениях, учебник М.М. Бринчук «Экологическое право», записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности студентов к уроку. Проверка подготовленности кабинета к уроку. Организация внимания.
II. Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности студентов. «Вызов»
- Что является предметом экологического права? (Общественные отношения в области взаимодействия человека и природы)
- Какие субъекты экологического права вам известны? (физические и юридические лица, Правительство РФ, специально уполномоченные и иные государственные органы, субъекты РФ и Российская Федерация в целом)
- Каким термином можно назвать все перечисленное:Конституция РФ; Семейный кодекс; Гражданский кодекс; Указ Президента? (источники права)
- А можно ли учебник по праву отнести к источникам права? Почему нет? Приведите аргумент. Что такое источники права? (законы и подзаконные акты, документы, устанавливающие определенные правовые нормы)
- Назовите основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды? (Закон РФ «Об охране окружающей среды»)
– Всегда ли правовые нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, правовые нормы часто нарушаются.)
- Из каких частей состоит норма права? (из 3 частей: гипотеза, диспозиция, санкция)
- Вспомните, что называется правоотношением? (взаимоотношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности)
- Что перечислено на доске: Правоотношение между гражданином и Советом Федерации РФ по поводу выборов членов Совета Федерации; Правоотношение между преступником и потерпевшим по поводу возмещения вреда здоровью; Правоотношение между наследником по завещанию и государством по поводу выморочного наследства; Правоотношение между государственными служащими и гражданами по поводу компенсации морального вреда за бездействие при оформлении документов. (это примеры правоотношений различных отраслей права).
- А как вы думаете, какие правоотношения регулируются экологическим правом?
- А что представляют собой экологические правоотношения, мы сегодня узнаем на уроке.
- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Так, с помощью преподавателя студенты сформулировали тему урока.
Преподаватель обращается к группе с вопросом:
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?
- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое экологические правоотношения? Какова его структура? Кто является субъектами экологических правоотношений? Что является объектами данных правоотношений? Как возникают экологические правоотношения? Что является содержанием экологических правоотношений? Почему важно знать экологические права граждан?)
III. Этапусвоения новых знаний.
1) Работа с учебником «Экологическое право» М.М. Бринчук параграф 4, по группам
Задание для 1 группы
Алгоритм работы
Прочитать пункт «Понятие и виды экологических правоотношений»
Найти в учебнике ответы на следующие вопросы:
1. Что такое «экологическое правоотношение»?
Сформулировать и записать определение термина «экологическое правоотношение».
Записать признаки экологических правоотношений?
Определить, что находится в основании классификации экологических правоотношений?
Прочитать пункт «Понятие и виды экологических правоотношений»
Найти в учебнике ответы на следующие вопросы:
1. Прочитать пункт «субъекты, объекты и содержание экологических правоотношений»
2. Перечислить основные виды субъектов и объектов экологических правоотношений?
3. Какими юридическими качествами обладают субъекты правоотношений.
4. Записать в тетрадь определения «экологическая правоспособность» и «экологическая дееспособность». Привести примеры.
5. Что входит в содержание экологических правоотношений?
Задание для 3 группы
Алгоритм работы
Прочитать пункт «Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений»
Найти в учебнике ответы на следующие вопросы:
1. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений?
2. В тетради составить схему «Юридические факты».
3. Как классифицируются юридические действия?
4. Привести примеры юридических поступков.
IV. Проверка группового задания.
Для чего нужно знать об экологических правоотношениях? (чтобы избежать многих неприятностей, чтобы знать основные права в области природопользования, чтобы не совершить правонарушения, правовая грамотность способствует укреплению законности и порядка в стране).
VI. Первичное закрепление.
Каждая отрасль права имеет определенные общественные отношения, которые она регулирует и метод правового регулирования. Что представляет собой экологическое право?
Какая статья Конституции РФ посвящена правам человека, связанных с окружающей средой?
Имеют ли граждане РФ обязанности по сохранению окружающей среды, в чем они заключаются?
VII. Контроль усвоения полученных знаний на уроке.
Решим задачи:
1) Гражданин Степанюк обратился в территориальные органы экологического контроля за информацией о состоянии окружающей среды в местности, где он проживает. Ему отказали. Квалифицируйте деяние.
2) Гражданин Захаров во время пикника в лесу облил бензином муравейник и поджег его. Огонь быстро распространился по лесу, в результате чего часть лесного массива пострадала. Квалифицируйте деяние.
Студенты при решении задач пользуются Конституцией РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
VIII. Информация о домашнем задании.
Учебник М.М. Бринчук «Экологическое право», параграф 4, прочитать и ответить на вопросы к параграфу.
IX. Рефлексия.
Составьте четверостишие по теме данного урока.
Студенты презентуют свои стихи.
Делается вывод. «Отличная работа!»
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – № 237. – 1993. – 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: по сост. на 1 февраля 2013 года. – М.: ОО «Рид Групп», 2013. (Новейшее законодательство).
3. ФГОС СПО. http://spo-edu.ru/idea/fgos-spo
4. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды». – М.: «Ось-89», 2012
5. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристь, 2012
6. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК «Велби»; Изд-во «Проспект», 2012
7. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011