Методическая разработка урока биологии в 7 классе "Многообразие и значение млекопитающих животных"
Методическая разработка урока биологии в 7 классе "Многообразие и значение млекопитающих животных"
Урок обобщения и систематизации знаний по биологии в 7 классе.
Тема: «Многообразие и значение млекопитающих».
Цель: обобщить знания учащихся о многообразии и значении млекопитающих животных в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны; развитие умений у учащихся логически мыслить, работать с различными источниками информации, обобщать полученные знания и делать выводы; воспитывать патриотические чувства.
Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме:
« Многообразие и значение млекопитающих животных».
Выполнена учителем биологии
1 квалификационной категории
Побурановой Г.В.
2015год.
Урок обобщения и систематизации знаний по биологии в 7 классе.
Тема: «Многообразие и значение млекопитающих».
Цель: обобщить знания учащихся о многообразии и значении млекопитающих животных в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности, показать необходимость охраны; развитие умений у учащихся логически мыслить, работать с различными источниками информации, обобщать полученные знания и делать выводы; воспитывать патриотические чувства.
I. Организация класса/приветствие, явка/ и актуализация знаний в ходе беседы:
Планета Земля является огромным домом для человека, но в этом доме человек живёт не один. Его окружает множество живых организмов, среди которых есть и млекопитающие. Следовательно, животные являются нашими соседями. Правила хорошего тона диктуют знать, узнавать и взаимодействовать с соседями, от которых зависит благополучие нашей жизни. Таким образом, на уроке сегодня будем вести речь о многообразии и значении млекопитающих.
II. Проверка знаний учащихся.
*Фронтальная беседа по основным систематическим группам с использованием таблиц:
- назовите систематические группы, по которым изучали млекопитающих животных,
- назовите представителей по каждой группе,
- что между ними сходного в пределах группы,
- чем вызвано сходство?
*Выполнение теста с последующей самооценкой.
Характерные признаки некоторых отрядов млекопитающих. /Тест/
Составители таблицы перепутали характерные признаки для представителей отрядов млекопитающих. Ваша задача – установить правильное соответствие между характеристикой и отрядом. Установив правильное соответствие, занесите свой выбор ответов в таблицу:
Отряд/
характерный
признак
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ТЕСТ:
Отряд
Характерные признаки
Представители
1. Насекомоядные
А). Хорошо развиты клыки и хищные зубы – предкоренные. Передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны.
Крот, ёж, выхухоль, землеройки.
2 .Рукокрылые
Б). Размеры тела небольшие. Резцов две пары. Вторая пара слабо развита и расположена позади первой
Ушан, рыжая вечерница.
3. Грызуны
В). Размеры тела средние и мелкие. Зубы однотипные, остробугорчатые. Передний конец головы у большинства вытянут в хоботок. Кора мозга без извилин и борозд.
Белка, бобр, суслик. Бурундук, мыши, крысы.
4. Зайцеобразные
Г). Передние конечности видоизменены в крылья. Кости тонкие и лёгкие; грудина имеет киль. Большинство видов питается насекомыми
Заяц, кролик, пищуха.
5. Хищные
Д). Живут в воде, размеры тела крупные или гигантские. Передние конечности видоизменены в плавники, задних нет. Кожа голая.
Волк, лисица, лев, куница, тигр, медведь.
6. Ластоногие
Е). Размеры тела различные. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперёд. На пальцах ногти. Большой палец может противополагаться остальным.
Морж, тюлень, котик.
7. Китообразные
Ж). Размеры тела большинства средние или мелкие. Сильно развиты резцы без корней; клыков нет; коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей. Быстро размножаются, большая плодовитость.
Дельфин, кит.
8.Парнокопытные
З). Размеры средние или крупные. Ноги длинные, оканчиваются четырьмя пальцами, из которых второй и третий хорошо развиты. На пальцах - копыта. Нет ключиц.
Лось, кабан, зубр, олень, корова.
9.Непарнокопытные
И).Большинство питается растениями. Размеры тела крупные. Число пальцев нечётное, сильно развит третий. На пальцах копыта. Ключиц нет.
Лошадь, осёл, зебра.
10 Приматы
К).Большую часть жизни проводят в воде. Размножаются и линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубная система похожа в основном на таковую хищных, но менее резко дифференцирована. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными и др..
Мартышка, шимпанзе, горилла.
Материалы для самооценки.
Правильные ответы:
1 – В
2 – Г
3 – Ж
4 – Б
5 – А
6 – К
7- Д
8 – З
9 – И
10- Е
Критерии выставления отметки:
Количество баллов
Отметка
0 - 3
«2»
4 - 6
«3»
7 - 8
«4»
9 -10
«5»
Характерные признаки некоторых отрядов млекопитающих. /Эталон/
Отряд
Характерные признаки
Представители
Насекомоядные
Размеры тела средние и мелкие. Зубы однотипные, остробугорчатые. Передний конец головы у большинства вытянут в хоботок. Кора мозга без извилин и борозд.
Крот, ёж, выхухоль, землеройки.
Рукокрылые
Передние конечности видоизменены в крылья. Кости тонкие и лёгкие; грудина имеет киль. Большинство видов питается насекомыми.
Ушан, рыжая вечерница.
Грызуны
Размеры тела большинства средние или мелкие. Сильно развиты резцы без корней; клыков нет; коренные с плоскими жевательными поверхностями. Питаются преимущественно растительной пищей. Быстро размножаются, большая плодовитость.
Белка, бобр, суслик. Бурундук, мыши, крысы.
Зайцеобразные
Размеры тела небольшие. Резцов две пары. Вторая пара слабо развита и расположена позади первой.
Заяц, кролик, пищуха.
Хищные
Хорошо развиты клыки и хищные зубы – предкоренные. Передний мозг хорошо развит, имеет борозды и извилины. Питаются преимущественно животной пищей. Некоторые всеядны.
Волк, лисица, лев, куница, тигр, медведь.
Ластоногие
Большую часть жизни проводят в воде. Размножаются и линяют на суше. Конечности укорочены и видоизменены в ласты. Зубная система похожа в основном на таковую хищных, но менее резко дифференцирована. Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными и др.
Морж, тюлень, котик.
Китообразные
Живут в воде, размеры тела крупные или гигантские. Передние конечности видоизменены в плавники, задних нет. Кожа голая.
Дельфин, кит.
Парнокопытные
Размеры средние или крупные. Ноги длинные, оканчиваются четырьмя пальцами, из которых второй и третий хорошо развиты. На пальцах - копыта. Нет ключиц.
Лось, кабан, зубр, олень, корова.
Непарнокопытные
Большинство питается растениями. Размеры тела крупные. Число пальцев нечётное, сильно развит третий. На пальцах копыта. Ключиц нет.
Лошадь, осёл, зебра.
Приматы
Размеры тела различные. Мозговая часть черепа большая, глазницы направлены вперёд. На пальцах ногти. Большой палец может противополагаться остальным.
Мартышка, шимпанзе, горилла.
III. Объяснение.
Млекопитающие имеют разнообразное значение в природе и жизни человека. Большую роль играют мышевидные грызуны, некоторые насекомоядные; создавая разветвлённую систему ходов в почве, они обогащают её воздухом, влагой, органическими и неорганическими веществами. Некоторые млекопитающие способствуют распространению плодов и семян, влияют на возобновление растительности. Многие хищные звери регулируют численность других животных в природе; некоторые из них, поедая трупы, выполняют санитарную роль.
Разнообразна роль млекопитающих в жизни человека. Многие из них служат объектами промысла, доставляя человеку мясо, жир, пушнину, техническое сырьё. Сельскохозяйственных животных разводят для получения продуктов питания, сырья для промышленности. Наряду с этим среди млекопитающих есть животные, наносящие вред хозяйственной деятельности человека (например, мышевидные грызуны).
Направления значения млекопитающих:
В природе
Для человека
1. Звено в цепи питания- служат кормом для многих животных.
1.Влияют на развитие наук (объекты для лабораторных исследований).
2. Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении её кислородом, органическими и минеральными веществами.
2. Являются сырьём для фармацевтической промышленности (рога, ферменты…)
3. Регулируют численность других животных, выполняют роль санитаров, поедая больных и трупы.
3.Служат питанием для человека.
4. Влияют на рост и развитие растений (растительноядные).
4. Являются объектами, по аналогии с которыми создаются новинки технических средств и машин (лопата - улучшенная ладонь, самозатачивающиеся стамески – резцы грызунов…)
5. Участвуют в в распространении семян, в естественном возобновлении леса.
5. Транспортная сила.
6. Объекты промысла человека (пушнина, кожа и др.)
7. Используются как индикаторы для выявления загрязнения окружающей среды (косули, олени и др.)
8. Используются для формирования словарного запаса (львиная храбрость, лисья изворотливость…).
9. Объекты космичёских исследований.
10. Млекопитающие животные – объекты хобби человека.
11. Эстетическое значение.
Значение животных велико, как для природы, так и для человека, а потому необходимо бережно и грамотно относиться к животным.
В целях рационального использования и воспроизводства млекопитающих в нашей стране проводится система мероприятий согласно Закону об охране и использовании животного мира. Этим законом установлены определённые сроки и нормы охоты на промысловых зверей, мероприятия по акклиматизации, созданию заповедников и заказников для охраны редких видов и видов, находящихся на грани исчезновения.
В предверии празднования 70-летия победы в ВОВ, когда вспоминаем вклад человека в установлении мира на Земле, невозможно не отметить представителей животного мира, которые на войне были рядом с людьми и помогали им пережить страшное бремя войны. Какие же это млекопитающие животные? Конечно, человеку помогали как дикие (олени, дельфины…) животные так и домашние (собаки, лошади….).
Первыми использовать животных в военных целях предложил ещё в годы Первой мировой войны великий дрессировщик Владимир Дуров.
Сообщения учащихся по результатам мини-исследований в сети Интернет о роли млекопитающих животных в ВОВ.
Сообщение 1.
Собаки.
Во время ВОВ на фронтах служило 40 000 собак, их использовали:
-168 специальных воинских частей ,
-69 отдельных взводов нартовых отрядов,
- 29 отдельных рот миноискателей,
- 13 отдельных специальных отрядов,
- 7 учебных батальонов курсантского состава.
Собаки подрывали вражескую технику, разыскивали диверсионные группы противника, служили связистами, вытаскивали раненых с поля боя.
По официальной статистике во время ВОВ собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых, нашли 4 миллиона мин и фугасов, участвовали в разминировании 300 крупных городов, в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов, проложили 8 тысяч километров телефонного кабеля, уничтожили 300 вражеских танков.
Сообщение 2.
Лошади на войне.
…И стучат по планете копыта
Там, где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза…
/Виктор Люсин/
Лошади могли пройти там, где не пройдёт никакая другая техника, а потому их применяли как транспортную силу. В таком же качестве использовали и оленей и лосей.
Сообщение 3.
Дельфины на войне.
У дельфинов в ходе эволюции сформировался природный локатор, который посылает ультразвуковые волны и фиксирует их отражения, что позволяет дельфину обнаруживать предметы на расстоянии до 1500 метров.
Обитатели моря (это не только дельфины, но и морские львы, котики, тюлени…) помогают обезвреживать пловцов-диверсантов, минируют вражеские объекты, одновременно могут отыскивать мины противника.
Важно отметить, что дельфины отказывались от роли подрывников и часто впадали в депрессию.
IY. Подведение итогов урока и дача домашнего задания.
Люди всегда с уважением относились к животным, видя в них своих кормильцев, подчас и спасителей. Яркое подтверждение тому – служба млекопитающих животных человеку во время ВОВ.
Благодарное человечество увековечило образ животных в архитектуре, на монетах, медалях, в памятниках. Поставлены памятники собакам (Колтуши, Берлин, Париж, Австралия, Африка, Япония, Аляска), корове (Дания), мулу (Швейцария), ослу (Рим), мамонту (Кулешовка на Украине).
Отмечаются наиболее активные учащиеся, за работу на уроке которым добавляются баллы при оценивании работы по тесту.
К следующему уроку подготовить мини сообщения по темам:
1 группа. Причины многообразия пород крупного рогатого скота.
2 группа. Овцеводство на территории Саратовской области.
3 группа. Охотничье – промысловые звери.
Закончить урок можно стихотворением:
Любить этот мир, любить этот свет…
За то, что в нём есть, за то чего нет.
Любить просто так, за то, что живёшь
За то, что берёшь, и что отдаёшь.
Любить за свободу и за красоту.
Его совершенство, его простоту
Любить в ожидании нового дня,
Который в ответ тоже любит тебя.
Дополнительный материал к уроку.
Нужно либо согласиться, либо не согласиться:
1. Хищничество как правило полезно для жертв (да).