Методическая разработка по предмету биология «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
Методическая разработка по предмету биология «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
Урок предназначен для обучающихся профессиональных учреждений. Урок является заключительным в теме«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма». Он проводился с использованием мультимедийной обучающей программы по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Часть вопросов, задаваемых в ходе проведения урока с этическим уклоном. Цель урока усвоение новых знаний по теме закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Индивидуальное развитие организмов».
Для формирования цели урока использовались следующие средства обучения: наглядные пособия, слайды -иллюстрации, видеофрагменты.
В ходе урока проходила следующая смена деятельности: работа с карточками, составление таблицы, просмотр видеофрагментов, ответы на вопросы теста, самопроверка.
В результате проведения данного урока были достигнуты поставленные цели, что позволит обучающимся понять значимость репродуктивного здоровья, как для человека, так и для общества. Все полученные знания им пригодятся для сохранения собственного репродуктивного здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету биология «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье» »
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области « Энгельсский политехникум»
Методическая разработка
по предмету: «Биология»
по теме: «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье»
Разработала преподаватель
биологии: Бармашова Н.В.
2015 год.
Пояснительная записка
Урок предназначен для обучающихся профессиональных учреждений. Урок является заключительным в теме«Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма». Он проводился с использованием мультимедийной обучающей программы по теме «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
Часть вопросов, задаваемых в ходе проведения урока с этическим уклоном. Цель урока усвоение новых знаний по теме закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Индивидуальное развитие организмов» .
Для формирования цели урока использовались следующие средства обучения: наглядные пособия, слайды -иллюстрации, видеофрагменты .
В ходе урока проходила следующая смена деятельности: работа с карточками, составление таблицы, просмотр видеофрагментов, ответы на вопросы теста, самопроверка.
В результате проведения данного урока были достигнуты поставленные цели, что позволит обучающимся понять значимость репродуктивного здоровья, как для человека, так и для общества. Все полученные знания им пригодятся для сохранения собственного репродуктивного здоровья.
Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
Обучающая:Создать условия для получения обучающимися новых и актуализации имеющихся знаний об индивидуальном развитии человека.
Развивающая:Развивать умения находить причинно-следственную зависимость между здоровьем и условиями развития человека;
Воспитательная:Сформировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.
Методическая: Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.
Задачи:
Сформировать побуждение к сохранению репродуктивного здоровья;
Выявить последствия влияния на развитие зародыша алкоголя, наркотиков, никотина, вирусных заболеваний;
Формирование навыков защитного поведения, профилактика.
Методы и приемы:
-по типу познавательной деятельности: проблемное изложение материала
-метод изучения – объяснительно-побуждающий
-метод стимулирования и мотивации долга и ответственности за здоровье человека
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут обучающиеся в ходе урока: знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, вреда наносимого организму абортом.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока:
Организационный момент
Постановка целей (мотивация)
Преподаватель:СЛАЙД 1 Тема урока – «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье».
СЛАЙД 2. Целью нашего урока является использование приобретенных знаний для профилактики собственного репродуктивного здоровья. Для этого мы рассмотрим эмбриональное развитие человека и сформулируем правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство.
Проверка домашнего задания.
Начнем с повторения
Преподаватель: 1.Вспомним определение Онтогенез (Индивидуальное развитие организма)
Обучающийся: Онтогенез - индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований от зарождения до конца жизни.
Преподаватель:2. На какие 2 периода делится индивидуальное развитие.
Обучающийся: Эмбриональный и постэмбриональный
Преподаватель:Когда начинается и заканчивается эмбриональный период?
Обучающийся: С момента оплодотворения до выхода из зародышевых оболочек или рождения.
Преподаватель: Что такое оплодотворение?
Обучающийся: это процесс слияния двух половых клеток, сопровождающийся объединением их генетического материала.
Преподаватель: Какой набор хромосом содержат половые клетки.
Обучающийся: гаплоидный (т.е. по 23)
Преподаватель: Как называется клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения?
Обучающийся: Зигота
Преподаватель: Сколько хромосом содержит зигота?
Обучающийся: диплоидный набор (46 хромосом)
Преподаватель: Какой набор хромосом содержат дочерние клетки в стадии дробления зиготы?
Обучающийся: 46
Преподаватель: Как называется такой процесс деления клетки
Обучающийся: Митоз
Преподаватель: Как называется этап формирования органов?
Обучающийся: Органогенез
Преподаватель: Когда начинается и заканчивается постэмбриональный период?
Обучающийся: От рождения или выхода из зародышевых оболочек до смерти.
Объяснение нового материала
Преподаватель: Итак, т.е. онтогенез человека как и другого организма делится на 2 периода – эмбриональный и постэмбриональный.
Рассмотрим с вами эмбриональный период человека. Сколько месяцев (недель дней) он длиться?
Обучающийся: 9 месяцев
Преподаватель: Чем заканчивается эмбриональный период??
Обучающийся:Рождением ребенка!! Слайд3
Преподаватель: С этого момента начинается постэмбриональный период. Человек – существо биосоциальное. Большую роль в том, каким ребёнок вырастет, играет процесс воспитания, социальные условия, среда, в которой он развивается.
Наша задача сегодня сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство. То есть тема дальнейшего разговора – репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.
Как вы думаете, какие факторы отрицательно влияют на репродуктивное здоровье и вынашивание плода?
Преподаватель: Курение, наркомания, алкоголь, вирусные инфекции. И именно здесь возникает замкнутый круг: больные дети – больная молодежь – больные родители – больные дети.
Вредные привычки (курение, наркомания, алкоголь)ранние половые контакты, инфекции, передаваемые половым путем, инфекционные заболевания органов малого таза отрицательно влияют на репродуктивное здоровье человека.
Курение наносит непоправимый вред репродуктивному здоровью мужчин и женщин. Доказано, что никотин снижает функции половых органов, отрицательно влияет на процесс созревания половых клеток и разрушает внутриутробное развитие плода.
Если беременная женщина курит, ядовитые вещества поступают через плаценту в плод, отравляя его. Печень у плода еще не сформулирована и не может справиться с поступающими ядами, они накапливаются в организме плода. Курение снижает уровень гемоглобина в крови, поэтому плод испытывает кислородное голодание. Чаще всего разрушительному действию подвергается нервная система, отчего замедляется развитие плода.
Алкоголь пагубно действует на половую функцию, особенно мужчин; а злоупотребление алкоголем может привести к потере этой функции у лиц молодого возраста. Среди причин мужского бесплодия хронический алкоголизм занимает ведущее место – на его долю приходится больше половины бесплодных браков. На организм женщин алкоголь оказывает еще более выраженное отрицательное воздействие. У них нарушается функция гормональных желез, включая яичники.
Человечество задолго до появления науки о наследственности «Генетики» обратило внимание на неполноценность потомства у людей, злоупотребляющих алкоголем. Вот почему законы и обычаи разных народов запрещали употреблять спиртное во время свадеб. Было замечено , что рождение слаборазвитых детей, выкидыши, преждевременные роды, недостаточный вес плода, последующее замедление и пороки развития плода. Печальные последствия «пьяного» зачатия могут наступить и при употреблении спиртного только одним из родителей.
Теперь давайте обратим внимание на то , чем же грозит ранняя половая жизнь молодым людям. Раннее начало половой жизни представляет для подростков серьезную опасность.
Ранняя половая жизнь грозит:
- ранней беременностью;
- потерей здоровья;
- болезнями женских половых органов;
- здоровью ребенка;
- получением инфекций, передаваемых половым путем, в т.ч. ВИЧ/СПИДом.
Молодые люди наиболее уязвимы по отношению к инфекциям, передаваемым половым путем, из-за относительного дефицита защитных антител, т.е. защитных механизмов.
Но есть еще один фактор который влияет на репродуктивное здоровье женского организма. О нем вы узнаете из стихотворения.
Остановись! Пусть он увидит солнце,
Услышит шум весеннего дождя
И будет в час счастливейшей бессонницы
Смотреть на звезды, глаз не отводя.
Тебе легко не дать ему родиться,
Тебя не станут за руки держать –
Ведь он не сможет даже защититься,
Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
И, может быть, никто другой, а этот,
Чья жизнь уже на ниточке висит
Окажется ученым иль поэтом,
И целый мир о нем заговорит.
О каком факторе, влияющем на здоровье репродуктивной системы женщины шла речь?
Обучающийся: Аборт
Преподаватель: Прекрасно когда ребенок появляется на свет. Но бывают случаи, когда женщина или девушка становятся перед выбором дать жизнь уже зародившемуся в ее теле будущему человеку или нет.
Самая большая ценность на земле – человек. Самая большая тайна и самое большое чудо – его рождение. И многие добровольно лишают себя этого чуда и лишают жизни маленького человечка, у которого уже бьется сердце.
Если ты не уверена в своем партнере, если не собираешься рожать ребенка до окончания учёбы, то может быть стоит задуматься, как правильно предохраняться и стоит ли вообще доверять человеку, в котором не уверена на 100 %.
Это опасная операция, часто дающая осложнения. К ним относится – кровотечение, общее заражение крови и другое, что может привести к гибели женщин. Нередко после аборта женщина остается бесплодной.
Давайте поговорим о браке.
Как вы считаете, для чего люди вступают в брак?
Браки создаются по любви, для продления рода, рождения и воспитания детей. Слайд 4
Законодательством Российской Федерации определен возраст вступающих в брак для обоих полов – 18 лет.
В браке огромное значение имеет понятие «планирование семьи». В это понятие входят действия супругов по предупреждению не планируемой беременности, т.е. рождения очередного ребенка. Планирование семьи помогает сохранить и улучшить материально-экономическое состояние семьи, так же имеет ряд положительных моментов для защиты здоровья как будущей матери, так и ребенка.
Еще одна проблема - это подростковая беременность.
Сталкиваясь с этими отрицательными последствиями, можно предположить, что дети матерей-подростков будут относительно в плохом социальном и физическом положении. Они часто сталкиваются с более тяжелыми семейными проблемами, хуже образованы и материально мало обеспечены.
Преподаватель: Как вы думаете, а питание и физические нагрузки влияют на репродуктивное здоровье?
Растительная пища очень полезна, но не вместо животной. Существует ли нижняя граница веса? Девочка – подросток, вступающая в период полового созревания, не должна иметь массу тела менее 45 кг. Дело в том, что при меньшей массе тела не начинается менструация, а если девушка резко худеет позже, менструальные циклы могут прекратиться. Об этом должны знать не только девушки, но и юноши. Иногда категоричное «худей» из уст любимого человека воспринимается как руководство к действию и приводит к печальным последствиям. Избыточная масса тела тоже не признак здоровья. Например, ожирение у мужчин ведёт к уменьшению половых гормонов.
При занятиях физкультурой повышается устойчивость организма к охлаждению, перегреванию, инфекция. Главное – не переусердствовать. Для нормального вынашивания беременности и благополучных родов необходимы гибкость позвоночника и сильный брюшной пресс, но не «каменный». Слишком твёрдые мышцы живота создают сопротивление растущей матке, что приводит к различным осложнениям беременности и быстрым родам. Очень вредно для наращивания мышечной массы использовать анаболические средства.
Закрепление знаний:
На состояние репродуктивной сферы влияет состояние всего организма. И для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья необходимы те же условия, что и для сохранения и укрепления здоровья в целом. Какие?
1.Сбалансированное питание, стабильная масса тела, гармоничное развитие мускулатуры.
2. Отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и абортов.
3.Экологически-безопасная окружающая среда.
6. Домашнее задание
Охарактеризовать этапы постэмбрионального периода человека. Нарисовать каким вы представляете ребенка от матери-наркоманки (курящей, алкоголички).
Тест - закрепление
И завершит наш урок стихотворение:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках,
Самая красивая из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Литература:
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008. – 368 с. : ил.
Биология: учебник для образоват. Учреждений нач. и сред. проф. образования /В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский цент «Академия», 2011 – 320 с.
Биология. 10-11 классы (базовый уровень): методическое пособие: среднее (полное) общее образование / А.П. Пуговкин, П.М. Скворцов, Н.А. Пуговкина. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
Анкета для оценки уровня отношения обучающихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.
Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.
Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.
Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.
Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.
Пожалуйста, укажите
1.Ваш пол
-мужской
-женский
Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)
2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
1.Хорошее
2.Удовлетворительное
3.Плохое
4.Затрудняюсь ответить
3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?
Оцените их, проставив баллы от 8(самое важное) до 1 (наименее важное)
1 Материальное благополучие,
2 Качественное образование,
3 Хорошее здоровье,
4 Привлекательная внешность,
5 Любимая работа,
6 Возможность общаться с интересными людьми,
7 Благополучная семья,
8 Свобода и независимость.
4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.
1 Хорошая наследственность,
2 Хорошие экологические условия,
3 Выполнение правил здорового образа жизни,
4 Возможность консультаций и лечения у хорошего врача,
5 Знания о том, как заботиться о своем здоровье,
6 Отсутствие физических и умственных перегрузок,
7 Регулярные занятия спортом,
8 Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.
5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
1 Это всегда интересная и полезная информация,
2 Иногда это достаточно интересная и полезная информация,
3 Не очень интересная и полезная информация,
4 Эта информация меня не интересует.
6.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье
1 Вполне достаточно,
2 Не вполне достаточно,
3 Недостаточно.
7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
Часто
От случая к случаю
Никогда
От родителей
От друзей
В школе
Из журналов, книг
Из передач ТВ
Через интернет
8.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? ( Вы должны ответить на каждую строчку таблицы.)
Вредно
Трудно сказать
Совсем не вредно
1.Неправильное питание(очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)\переедание
2.Употребление алкоголя
3.Употребление наркотиков
4.Сидячий образ жизни
5.Курение
6.Недоедание
9.Вы курите?
1 Да, регулярно,
2 Нет,
3 Иногда, по настроению или «за компанию»
4 Только попробовал(а)
11. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?
1 Никогда
2 Пару раз в год
3 Один или два раза в месяц
4 Каждую неделю
5 Почти каждый день.
12.Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
1 Да
2 Нет
13. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?
14. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?(Вы можете выбрать больше чем одну тему)