kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока в 6 классе. Урок - военная разведка на тему: "Бактерии.Строение, жизнедеятельность, значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащимся предлагается поиграть в военную разведку и добыть разведданные о незримом и вездесущем враге - бактериях, а также бактериях - союзниках человека.Во время урока-игры учащиеся учатся различными способами добывать знания, узнают множество интересных и полезных для себя фактов из жизни бактерий. Игровая форма урока позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока в 6 классе. Урок - военная разведка на тему: "Бактерии.Строение, жизнедеятельность, значение" »

Урок биологии в 6 классе.


Урок - военная разведка.


Тема: «Бактерии. Строение, жизнедеятельность, значение».


Цель урока: Изучить особенности строения, жизнедеятельности и значения бактерий

Задачи:

Учебные: Выявить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Показать многообразие их форм, значение в природе и жизнедеятельности человека.

Развивающие: формировать умения и навыки работать с текстом, дополнительными источниками информации, распознавать бактерий среди других организмов. Развивать творческие, исследовательские способности обучающихся.

Воспитательные: формировать культуру общения, коммуникативные способности, навыки соблюдения правил личной гигиены.

Оборудование:

    • учебники биологии «Биология. 6 класс»,

    • компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ,

    • проектор,

    • экран,

    • презентация Microsoft Power Point,

    • раздаточные карты с текстом и заданиями,

    • видеофильмы «размножение бактерий»


План урока

I. Организационный момент (1-2мин).

II. Актуализация знаний учащихся по теме (2-3 мин)

III.Усвоение нового материала (20-25мин).

3.1.Рассказ учителя

3.2. Самостоятельная работа учащихся

IV. Закрепление и обобщение (10-12 мин)

V. Домашнее задание (2-3мин)


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме.

Ребята, вот уже около миллиона лет человечество ведет незримую войну с «невидимым» врагом. В этой войне, как и в любой другой, есть враги и союзники, победители и побежденные. И, как в любой армии, есть разведка. Сегодня, на нашем уроке я предлагаю вам поиграть в настоящую военную разведку. Но так как у нас идет урок биологии, то и разведка у нас будет биологической.

- Хотите поиграть?!

- Да!!!

Тогда начнем!

-Вы догадались, с кем мы будем воевать? И кто эти невидимые враги и союзники? Посмотрите на слайд и скажите,- кто они? Слайд№3

- Да, это бактерии!

Запишите тему нашего урока: «Бактерии. Строение, жизнедеятельность, значение».

Ребята, чтобы выиграть любое сражение, нужно хорошо «знать в лицо» своих врагов и союзников. Для этого, перед каждым сражением проводится разведка. Давайте представим себе, что мы с вами разведчики. А разведчики всегда получают секретные задания и любыми способами добывают необходимую информацию. Еще разведчики никогда не бросают в беде друг друга и всегда приходят на помощь. Я предлагаю всему классу разбиться на группы и каждая группа получит свое секретное задание. Группа работает вместе, работает тихо, и помогает другой группе только, если та не справляется с заданием и только с разрешения начальника штаба, в роли которого буду выступать я. Ну а если разведка по какому-либо вопросу зайдет в тупик, то на помощь нам придет космическая разведка. (Класс разбивается на группы, назначаются старшие групп).

Прежде, чем получить задание и приступить к его выполнению прослушайте вводную, уже известную нам информацию.

III. Усвоение нового материала.

3.1. Рассказ учителя.(3 минуты)

Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустынно и безжизненно. Атмосфера была совсем другой, чем сейчас. В ней присутствовал хлор, отчего облака могли иметь зеленоватую окраску. На Земле бурно процветала вулканическая деятельность. Поверхность Земли была покрыта множеством морей и озер. И атмосфера, и вода содержали множество ядовитых веществ. Часто шли кислотные дожди. И вот в такой обстановке впервые зарождается жизнь на Земле.

Около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине- зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода. И только после того, как атмосфера насытилась кислородом, стало возможным развитие других форм жизни.

Постановка проблемы.

Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов. Что же позволило им прекрасно приспособиться к любым условиям и процветать до сих пор?

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением. Слайды №4, №5

Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм). Снаружи многие бактерии одеты в капсулу. Она подобна чехлу. При растворении капсулы, бактерия отрастит себе новую и останется живой. Бактериальная клетка окружена плотной клеточной стенкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму и защитной капсулой. Прочность клеточной стенке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках.

В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет и кольцевая молекула ДНК находится непосредственно в цитоплазме. Поэтому бактерии относятся к Прокариотам (безъядерным или доядерным). Органеллы у бактерий немембранного строения, цитоплазма неподвижна.

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/ мин.

А теперь наши разведгруппы получают задания и приступают к их выполнению.

3.2. Самостоятельная работа учащихся. (Учащимся раздаются карты с дифференцированными заданиями и одинаковые тексты без выделенных подзаголовков. Таким образом, учащиеся знакомятся со всем текстом, получая общую информацию о бактериях, и упражняются в выделении ответов на поставленные перед ними вопросы).

Каждая группа находит необходимую информацию и по очереди докладывает начальнику штаба (Учитель). Если группа затрудняется ответить, то ей помогает другая группа. В самых сложных ситуациях работает «космическая разведка» (Помощь учителя)

Задание первой группе. (Добыть разведданные: Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Какие?)

Используя материал учебника, и карточки с текстом, выяснить:

  1. Где встречаются бактерии, какие среды обитания освоили? Сколько их?

  2. Кто впервые обнаружил и описал бактерий?

  3. Описать формы бактерий.

Предполагаемые ответы:

- Практически нет места на Земле, где бы ни встречались  бактерии. Они заселили все среды обитания. Особенно много  бактерий  в почве: в 1 гр. почвы насчитывают до млрд. клеток  бактерий. В водах рек, особенно вблизи городов,  бактерий  может быть до 400 тыс. в 1 см. Бактерии  обнаружены в грунте, взятом со дна океана на глубине 4 км.  И  даже в горячих источниках с температурой около 80 градусов. Некоторые  бактерии  живут в пищеварительной системе человека. Например, кишечная палочка, без нее нормальная жизнедеятельность кишечника невозможна. Во рту человека около 40 000 бактерий. На теле обыкновенной домашней мухи живет около 6000000 бактерий. На дне самой глубокой в мире Марианской впадины в центре Тихого океана обнаружены 13 видов неведомых науке одноклеточных, существующих в неизменном виде уже почти миллиард лет. Меньше всего  бактерий  в воздухе, особенно в природных условиях.

- Голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.

- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.

- По-гречески « бактерия » означает «палочка», но эти организмы могут иметь самую разнообразную форму:

а) Форма бактерий.

  • шаровидные (кокки)

  • палочковидные (бациллы, клостридиум)

  • извитые (вибрионы)

  • похожие на спираль (спириллы)

  • спирохеты (6-10 витков)

  • стрептококки (цепочка из кокков)

  • стафилококки (грозди кокков)



Задание второй группе. (Добыть разведданные: как дышат, питаются, размножаются?)

Используя материал учебника, и карточки с текстом, выяснить:

  1. Способы питания бактерий.

  2. Типы дыхания бактерий.

  3. Как размножаются бактерии?

Предполагаемые ответы:

- По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы (от греческого «сапрос» — гнилой и «трофе» — питание, пища), получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты (от греческого «паразитос» — нахлебник), питающиеся органическими веществами живых организмов. Паразитизм у бактерий распространен очень широко. Существуют бактерии, паразитирующие в теле бактерий других видов. Среди бактерий-паразитов много болезнетворных, вызывающих различные заболевания у растений, животных и человека. Лишь очень немногие  бактерии  способны сами создавать органические вещества из неорганических. Это циано-бактерии.

- Как  и  всем живым существам, большинству  бактерий  необходим кислород. (Аэробы). Однако, существуют  бактерии, способные жить без кислорода.(Анаэробы). Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях  бактерии , которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те  бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

- Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20—30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи, нагревании до 65—100 С, под действием дезинфицирующих веществ, в результате борьбы между видами и т. д.



Задание третьей группе. (Добыть разведданные: Что любят? Чего боятся? Кто враг , а кто – союзник? Как с ними бороться?)

Используя материал учебника, и карточки с текстом, выяснить:

  1. Какие условия считаются благоприятными для жизни и размножения бактерий?

  2. Как бактерии переносят неблагоприятные условия? Какие условия губительны для бактерий? Профилактика заболеваний.

  3. Отрицательное и положительное значение бактерий для человека, растений и животных.

Предполагаемые ответы:

- Жизнедеятельность  бактерий  может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от -2 до +75 градусов. Но наиболее благоприятной для большинства  бактерий  можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды  бактерий  погибают. Чтобы уничтожить  бактерии  на них действуют паром при температуре 120 градусов под высоким давлением в течение 20 минут. Губительны для  бактерий   и  солнечные лучи, а также многие дезинфицирующие вещества и антибиотики. Чтобы не заболеть человеку необходимо соблюдать правила личной гигиены, делать прививки.

- В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой (от греческого слова «спора» — семя). Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий — это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

- Некоторые бактерии являются возбудителями заболеваний растений, животных и человека. Возбудители холеры, чумы и др. заболеваний вызывали эпидемии и пандемии. Многие бактерии являются симбионтами (снабжают растения семейства Бобовые азотом из воздуха - клубеньковые азотфиксирующие бактерии; помогают животным и человеку переваривать пищу, даже целлюлозу; вырабатывают витамины), обогащают почву минеральными веществами, минерализуют органические вещества (бактерии гниения и др.). Человек использует многие штаммы бактерий в биотехнологиях для очистки сточных вод, концентрации некоторых металлов и т.д.



Задание четвертой группе. (Удивительное – рядом!)



Используя компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ найти:

  1. Интересные факты из жизни бактерий:

- Сколько бактерий живет на Земле, в организме человека?

- Самая большая в мире бактерия?

- Бактерии и борьба с минами.

- Любят ли бактерии серебро?

- Дуэль Луи Пастера.

Предполагаемые ответы:



- На нашей планете 5*10 в тринадцатой степени бактерий (5 нониллионов). Это невероятная по численности невидимая армия. Внешне бактерии настолько удачны, что их вид не менялся в течение миллиарда лет! То есть эволюция бактерий была сугубо внутренней.

- Бацилла и бактерия – это одно и то же. У них просто разное происхождение, бактерия – греческого происхождения, бацилла – латинского.

- В организме человека в среднем 2 килограмма от общего веса – занимают бактерии!

- В 1999 году была открыта самая большая в мире бактерия «серная жемчужина Намибии» (Thiomargarita namibiensis). Эта невероятная форма жизни способна достигать 0,75 мм в своей поперечине. Это больше стандартной точки (0,35 мм).

- В Мозамбике живет необычная бактерия, питающаяся тринитротолуолом, ее открытие способно решить проблему разминирования.

- Существуют бактерии, способны — чистить зубы, ученые скрестили их с обычными бактериями в йогурте, питаясь сделать трансгенный йогурт, который бы мог позволить нам больше не чистить зубы!

- Дворянские дети уходили в армию с полками, которым выдавалась серебряная посуда, это не было просто блажью богачей, а такая мера спасала юношей от разных массовых заболеваний типа холеры, поскольку серебро уничтожало бактерии.

- Луи Пастер, будучи вызван на дуэль, заявил, что раз его вызвали, то он имеет право выбрать оружие, и он выбрал две колбы воды: в одной были бактерии оспы, в другой же чистая вода. Если человек вызвавший Луи на дуэль выпьет из одной из этих колб, Пастер выпьет другую колбу. Дуэль не состоялась. Вот Вам хороший способ как уравнять шансы, если Вы плохо стреляете!



Физминутка.

Дети маршируют под песню о разведке.



IV. Закрепление и обобщение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Все разведчики вернулись домой с необходимой ценной информацией. Для закрепления изученного материала давайте посмотрим слайды презентации и небольшой отрывок из фильма о бактериях. (Учитель и учащиеся комментируют слайды презентации и смотрят видео - фрагменты)

http://www.youtube.com/watch?v=obkdXZ_gj1Y – видео «Размножение бактерий»

https://www.youtube.com/watch?v=ysxZ8rM8Yj4

Рефлексия.

Ребята, перед Вами – карточки со знаками («!», «?», «…»)

если Вам понравился урок и все понятно - поднимите «!»,

если остались вопросы – «?»,

если ничего не понятно – «…»

Оценки получают все!

V. Домашнее задание:

- параграф учебника, подготовить рефераты на тему: «Бактерии на службе человеку».

По желанию, посмотреть видео из передачи «Галилео» - «Грязные руки». https://www.youtube.com/watch?v=GO6a5RF5SEs












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Парахоня Владимир Алексеевич

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства