kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит основные понятия и вопросы программы биологии по данной теме. В качестве контроля знаний учащимся предлагается "Своя игра". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

Урок биологии 7 класс учитель Жукова И.Д.

Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных.

Цель урока: научить учащихся давать характеристику класса Земноводных.

Задачи урока: выяснить, где обитают представители класса Земноводных, уметь описывать внешнее строение земноводных, знать особенности строения скелета и мускулатуры животных класса земноводных.

Ход урока.

Организационный момент – 2мин.

I. Повторение домашнего задания.

Тема: Класс Рыбы.

Уровень 1 (задания на “3”)

Выбрать номера правильных суждений:

  1. Развитие рыб происходит только в воде.

  2. Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.

  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.

  4. Кровеносная система рыб замкнутая.

  5. Сердце рыб однокамерное.

  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.

  8. Органами выделения у рыб служат почки.

  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.

  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на “4-5”)

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I – нервная система

№ 1 – плавники

II – кровеносная система

№ 2 – жабры

III – пищеварительная система

№ 3 – мышцы

IV– дыхательная система

№ 4 – вены и артерии

V – выделительная система

№5 – позвоночник

VI – система опоры и движения

№6 – мочевой пузырь

VII – половая система

№ 7 – череп


№ 8 – печень


№ 9 – ребра


№ 10 – желудок


№ 11 – плечевой пояс


№ 12 – мочеточник


№ 13 – почки


№ 14 – головной мозг


№ 15 – семенники


№ 16 – спинной мозг


№ 17 – нервы


№ 18 – яичник


№ 19 – передний мозг


№ 20 – яйцеклетка


№ 21 – мозжечок


№ 22 – сердце

Правильные ответы:

I – № 14, 16, 17, 19, 21.

II – № 4, 22.

II.Изучение нового материала.

Проблема урока: Ребята! Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!

Учащиеся работают самостоятельно с учебником страница143 и записывают в тетрадях характеристику класса Земноводных. (5 минут)

Обсуждение работы, проверка задания учителем.

Характеристика класса Земноводных.

Класс насчитывает более 3500 видов животных.

А) четвероногие позвоночные животные;

Б) обитают на суше и в воде;

В) дыхание лёгочное и кожное;

Г) имеют парные пятипалые конечности, плавательные перепонки;

Д) имеют более сложное строение органов дыхания, зрения, кровеносной, нервной системы и органов чувств по сравнению с рыбами.

Рассказ учителя.

Среда обитания

Пресные водоёмы и ли вблизи них, парки, широколиственные леса.

Активность животных

Суточная и сезонная.



Вывод: где обитают животные класса Земноводных? (запись в тетради)

Животные обитают как в водной среде, так и на суше, активны в тёплое время года.



Презентация работы па теме «Земноводные».

Слайд№1. Особенности внешнего строения животных.

Покровы тела.

Кожа голая, влажная, богата железами. Жидкость содержит бактерицидные вещества, предохраняет кожу от высыхания. У жерлянок, жаб, саламандр ядовитые вещества.

Окраска кожи выполняет функцию маскировки или предупреждающая.

Слайд№2.

Органы чувств.

На голове лягушки находятся на возвышениях пара глаз, пара ноздрей, что помогает ей, не вылезая из воды, дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в окружающем пространстве.

У лягушки есть:

- веки, которые защищают глаза от высыхания и загрязнения;

-в органе зрения хрусталик, обеспечивающий более чёткое зрение;

-орган слуха сложнее, чем у рыб, позволяющий ориентироваться в окружающем её пространстве.

У некоторых водных представителей, например, шпорцевые лягушки есть орган – боковая линия.



Слайд№3.

Особенности скелета земноводных.

Отделы скелета:

-шейный – (1позвонок);

-туловищный - (от 7 позвонков у лягушки до 100 позвонков у безногих земноводных);

-крестцовый – (1 позвонок);

-хвостовой отдел - (уростиль).

Слайд№4.

Организация опоры свободных конечностей (плечевой и тазовый).

Общий план строения конечностей земноводных.

Отделы

Передняя конечность

Задняя конечность

I

Плечо: плечевая кость

Бедренная кость

II

Предплечье: лучевая и локтевая кости у лягушки срослись.

Голень: большая и малая берцовые кости срослись.

III

Кисть: запястья, пясть, фаланги пальцев (5).

Стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.



Слайд№5.

Особенности скелетной мускулатуры.

Мышечная система сложнее у Земноводных, чем у рыб, в связи с более сложными движениями. Наиболее развиты мышцы конечностей (у бесхвостых) и мышцы хвоста (у хвостатых).

У взрослого животного движения в виде прыжков на суше, плавание в воде. У личинки головастика движения в воде плавание.

После просмотра Презентации по теме «Земноводные» учащиеся записывают в тетрадях ответ на вопрос учителя: Что позволило представителям данного класса обитать сразу в двух жизненных средах? В воде и на суше!

III. Закрепление материала урока.

Своя игра (смотри приложение №1).

IV. Выставление оценок за урок.

V.Запись домашнего задания: стр.143-145, доклады на тему: Роль земноводных в природе; кроссворды- класс «Земноводны».

.



























Приложение №1

Своя игра.

Класс земноводные.

Область знаний Категория оценки (баллы)

Внешнее строение животных 5 10 15 20

Особенности скелета и мускулатуры 5 10 15 20

Органы чувств 5 10 15 20

Внешнее строение животных

№п/п

Вопросы

Ответы

Категория оценки (баллы)

1

Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?

Строение конечностей, кожи, органов дыхания земноводных позволяет им жить и в воде и на суше. Но всё- таки размножение требует обязательной связи с водоёмами, а климат суши, на которой они обитают, должен быть влажным. Поэтому «водного» у земноводных намного больше.

5

2

Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?

Кожа земноводных препятствуют их обитанию в морской воде, так как в ней они быстро обезвоживаются и гибнут.

10

3

У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?

Влажность кожи лягушки имеет большое значение для её жизни, потому что лягушка больше дышит через кожу, чем лёгкими. Слизистая плёнка на теле лягушки ограничивает испарение воды, поддерживает её влажность.

15

4

В каком водоёме быстрее произойдёт метаморфоз (превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?

Голодание скорее ускоряет последние стадии метаморфоза головастиков. Голодая, организм обращается к собственным запасам и прежде всего к частям подлежащим удалению – хвосту и коже, прикрывающей передние конечности.

20

Особенности скелета и мускулатуры

№п/п

Вопросы

Ответы

Категория оценки (баллы)

1

Как объяснить более сложное движение у земноводных по сравнению с рыбами?

Это связано с усложнением мускулатуры тела у названных животных.

5

2

В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавников конечности рычажного типа. В чём биологическое значение такого способа передвижения?

Конечности земноводных устроены по принципу рычагов, что облегчает работу мышц при передвижении. Проигрыш в силе у рычагов конечностей лягушки даёт выигрыш в скорости.

10

3

Натуралист заметил закономерность, что лягушки, обитающие у водоёмов, активнее днём, а лягушки, обитающие на лугах, болотах – в сумерки. Как вы можете объяснить это явление?

Подвижность земноводных зависит от потребности в воде.

15

4

Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут передвигаться прыжками на суше тритоны?

Тритоны относятся к хвостатым земноводным, живущим в воде, у которых эволюция шла другим путём, передние и задние конечности одинаковые, форма тела удлинённая.

20

Органы чувств

№п/п

Вопросы

Ответы

Категория оценки (баллы)

1

Что помогает лягушке дышать атмосферным воздухом прямо в воде?

Пара ноздрей животного находится на возвышениях головы.

5

2

Что позволяет лягушке хорошо ориентироваться в окружающем пространстве?

Строение органа слуха и зрения.

10

3

В террариум голодной лягушке положили мёртвых насекомых, но лягушка их не тронула. Как вы думаете почему?

Лягушки питаются только подвижными животными.

15

4

Одна из сидящих на берегу водоёма лягушек, заметила приближающегося врага, прыгнула в воду. Следом за ней попрыгали в воду и другие лягушки, они видеть не могли. Объясните поведение животных.

Между особями в популяции существуют различные связи, в том числе информационные. Шлепок о воду одной из них – это звуковой сигнал об опасности для других.

20


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных

Автор: Жукова Ирина Дмитриевна

Дата: 11.07.2016

Номер свидетельства: 337312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства