kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме:"Состав и структура природного сообщества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке раскрыта методика проведения урока с применением методов активного обучения таких как : разбор проблемных ситуаций, обосновывающих проблематику урока,, обсуждение, демонстрации, применение групповых и индивидуальных форм работ( с использованием мультимедийного оборудования)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме:"Состав и структура природного сообщества"»

Технологическая карта урока по биологии

Автор разработки: Гресь Оксана Джорджевна, учитель биологии МБОУ СОШ №39 г. Ставрополя

Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Биология

9

Состав и структура природного сообщества. Практическая работа: составление пастбищных и детритных пищевых цепей различных природных сообществ (комбинированный урок)

Используемый учебник

Название

Класс

Авторы

Биология. Введение в общую биологию. 9 класс.

9

Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. формировать умение выделять существенные признаки природных сообществ, их сходные и различные черты;

  2. формировать умение определять основные звенья пищевых цепей и их назначение;

  3. формировать умение понимать смысл биологических терминов: состав, структура, морфология, жизненные формы, ярусы сообщества, пищевые цепи, пищевые сети, продуценты, консументы, редуценты, детрит, планктон, нектон, бентос, алгоритм действий при работе со схемами, рисунками в паре и индивидуально.


Познавательные:

  1. умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

  2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

  3. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой, информации, воспринимать наглядную информацию – рисунки в учебнике и на слайдах презентации.

Коммуникативные:

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально,

  2. Сформировать умение учебного сотрудничества с учителем

  3. Сформировать владение диалогичной речью

Регулятивные:

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии отметки.

  3. Сформировать умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Через самооценку учиться объективно оценивать свои знания и учиться оценивать других

признавать право каждого на собственное мнение, критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение.

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Компьютерная панель «Prestigio», презентация, карточки-задания


Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

длит. этапа (мин)

Перед началом урока





3-5 мин

1.Организационный

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, беречь здоровье.

Создание положительного и эмоционального настроя у учащихся к работе на уроке и получению новых знаний и навыков.


Приветствует учащихся 9-го класса, проверяет готовность каждого к уроку, обращает внимание на настроение и самочувствие учащихся, выражает радость встрече с ними, сажает учащихся на рабочие места, отмечает отсутствующих в электронном журнале.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. Пожелали друг другу удачи.

2 мин

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выработка навыка целеполагания и формирования причинно-следственных связей, уважения к опыту предков.

Презентация, тетрадь

Задает вопросы:

1. на прошлом уроке мы перешли к изучению какого уровня организации живой материи?

2.экосистема и биогеоценоз – это одно и тоже?




3.У Вас возникли вопросы из чего состоят экосистемы и как они устроены? – это и будет темой нашего урока.

Слайд № 1: состав и структура природных сообществ


Ответы учащихся:

8-й уровень- экосистемный = биогеоценотический


Нет, биогеоценоз-это только природная экосистема, а экосистемы бывают еще и искусственные, созданные и поддерживаемые человеком.

Да.




Запись в тетрадях темы урока.

2-3 мин

3. Актуализация знаний.

Личностные: формирование ответственного отношения к получению информации

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Презентация, учебник, тетрадь

Как вы думаете, кто входит в состав природного сообщества?

Слайд № 2.

Значит, состав сообщества – это его видовое многообразие.

Слайд № 3: давайте прогуляемся в лес. Кого Вы видите на этом слайде? Чем они отличаются друг от друга? А какие жизненные формы у растений Вы знаете?

Слайды № 4, 5: жизненные формы растений и их отличительные черты.

Задание: в учебнике в пар 43 найдите определение жизненные формы






Слайд № 6: многообразие жизненных форм животных.

Почему у животных больше жизненных форм?


Мы воспользуемся классификацией жизненных форм животных Даниила Николаевича Кашкарова, в основе которой способы передвижения и среды обитания.


Слайды №№ 7-12

Слайд № 13: морфологическая структура определяется набором жизненных форм организмов и их отношений.

Слайд № 14: Как Вы думаете, чем отличаются организмы друг от друга?

Поэтому они распределяются в пространстве ярусами, этажами.

Какие организмы главные в экосистеме?

Какое условие для растений самое важное?

Откуда правильно считать ярусы?

Слайды №№ 15, 16. Сравните с рис.83 в учебнике.

О какой структуре идет речь?


Слайд № 17. Зачитывает стихотворение Э.Дарвина. О каком виде взаимоотношений говорится в нем?

Еще одной структурой сообщества является трофическая

Ответы: представители царств растений, животных, грибов, бактерий



Растения – береза, земляника, травы, молодое деревце. Размером, формой.

Деревья, кустарники, травы



Чем отличаются – размером, строением, сроком жизни


В рабочей тетради записывают определение жизненные формы -ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТИПЫ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ, ВОЗНИКШИЕ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К УСЛОВИЯМ МЕСТООБИТАНИЯ.


  1. ОБИТАЮТ ВО ВСЕХ 4-х СРЕДАХ ОБИТАНИЯ

  2. РАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

  3. РАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ

  4. РАЗЛИЧНЫ ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ

  5. ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА ПОСТОЯННАЯ ИЛИ ЗАВИСИТ от t0 среды

  6. ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ


Записывают определение структуры № 1.




По форме, размеру, условиям обитания, сроку жизни и др.





Растения

Солнечный свет


Сверху



О пространственной. Записывают в рабочую тетрадь определение.


О пищевых взаимоотношениях

10 мин

4. Первичное усвоение новых знаний.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Учебник, тетрадь, презентация

Какие три структуры имеет сообщество?

Морфологическая, пространственная, трофическая

2 мин

5. Первичная проверка понимания

Коммуникативные: сформировать умение учебного сотрудничества с учителем, сформировать владение диалогичной речью

Личностные: развитие опыта оценочной деятельности себя и другого.

Учебник, тетрадь, презентация

Слайд № 19: звенья пастбищной пищевой цепи.

Вам все термины известны?


Слайды №№ 20-23 примеры пищевых цепей и сети в разных сообществах

Слайд № 24: экологическая роль организмов в экосистеме и их типы питания.

Задание: на стр. 208-209 найдите определения и выпишите их в тетрадь.

Чем питаются разлагатели-редуценты?

А они включены в пищевые цепи?

Слайды №№ 25, 26





Пастбищная? Продуценты? Консументы?







Записывают в тетрадь определения.


Мертвой органикой

Да.

Записывают в тетрадь информацию о детритных пищевых цепях

10 мин

6. Первичное закрепление

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, соотносить свои действия с планируемым результатом.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Тетрадь, карточка с заданиями практической работы, презентация

Слайд № 27. Практическая работа.

Раздает каждому учащемуся карточку (лист А4) с заданиями практической работы.

Подпишите свои листки.

Объясняет, как задания выполнять. Разрешено пользоваться учебником, записями в тетради.

В процессе выполнения заданий переключает слайды №№ 28, 29, 30.

Каждый учащийся на полученном листке выполняет три задания.

15 мин

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: развитие общеучебных компетенций в

постановке познавательных целей.

Коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, при работе с микроскопом индивидуально.

Личностные: приобретение опыта в практической учебной деятельности.

презентация.

Какое задание оказалось более сложным? Почему?

Вы поняли отличия пастбищных и детритных пищевых цепей?

Природные экосистемы смогли бы существовать без них?

За работу на уроке можно выставить отметки учащимся.



Эмоциональная реакция учащихся на правильно выполненное задание.


2-3 мин

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Личностные: формирование чувства ответственности и мотивации к выполнению самостоятельной работы для закрепления полученных знаний


Д/З к следующему уроку: изучить материал параграфа № 43, выучить все определения


Учащиеся записывают Д/З в дневник.

2-3 мин

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, умение анализировать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: сознательное использование речевых средств при своем ответе на вопросы и одноклассников.

Личностные: формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.


У кого-нибудь остались вопросы или непонимание изученного на данном уроке? Вам интересно и познавательно было на уроке? Вы узнали что-то новое? У вас все получилось? Прощается с учащимися до следующего урока, желает им удачи.

Делятся впечатлениями и своими самооценками.

После звонка с урока собирают портфели.

Благодарят учителя за урок.

3 мин







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме:"Состав и структура природного сообщества"

Автор: Гресь Оксана Джорджевна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства