2. Этап проверки домашнего задания (6-7 мин.). | - Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала. - Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления. Фронтальная беседа по вопросам: 1. Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке? 2. Что является источником энергии для синтеза белков? 3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка? 4. Что такое трансляция и где она происходит? | - участвуеют в беседе - корректируют знания. | Познавательные: - перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами -умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать. Регулятивные: -умение работать по плану,выдвигать версии; - контролировать и оценивать результаты своей деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме - вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности - самостоятельно находить и исправлять ошибки. Коммуникативные: -умение излагать своё мнение; - понимать позицию другого; -осознанно использовать речевые средства; -корректировать своё мнение. Личностные: -осознавать целостность мира и многообразие взглядов. |
3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся (15мин.). | - Формулирует цели урока вместе с учеником - ставит перед учеником учебную проблему ; -уточняет понимание учащимся поставленных целей урока; - показывает практическую значимость изучаемого материала. -что вы знаете о делении клетки? -что такое клеточный центр? -что такое ДНК? -что такое редупликация ДНК? -что такое хромосомы? -что такое диплоидный набор хромосом? -что такое гаплоидный набор хромосом?
Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей. Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: 1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения? 2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? - Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока? Деление клетки. Митоз. Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации. Озвучивает тему и цель урока –Теперь запишите тему урока. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? – Что же такое размножение? Сформулируйте ответ на наш вопрос, используя материал учебника . (Подводит итоги ответов обучающихсяся, далее работают с презентацией https://docs.google.com/presentation/d/1IlorHWP8Ple_q_iiDaEDWEfW0EDyFjLyBtNQgU-NvHs/edit?usp=sharing Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: Деление соматических, т.е.неполовых, клеток называется митозом. И так, что же это за процесс - митоз? Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории. Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит: Новые клетки могут возникать только из предшествующих клеток. Р. Вирхов “Откуда мы взялись, соседка?” – Спросила как-то клетка клетку. Та не услышала вопрос – Она делилась! Шел ….!”(Митоз) (слайд), Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза (слайд) . На этом этапе урока учитель организует работу с презентацией. По итогам работы с презентацией заполните таблицу: Фазы | Процесс, происходящий в клетке | Рисунок | Профаза | | | Метафза | | | Анафаза | | | Телофаза | | | Что бы нагляднее представить себе этот сложный процесс давайте обратимся к обучающему видео https://ed.ted.com/on/Za6aErkZ | -Слушают и участвуют в диалоге. -Отвечают на вопросы учителя. -Озвучивают и записывает тему урока в тетрадь. -Активно слушают и участвуют в диалоге; -отвечают на вопросы учителя; - анализируют видеосюжет; - сопоставляют с текстом учебника; - читают текст, находят в тексте понятия; - озвучивают понятия; - предлагают варианты формулировок понятий. -выполняют задание в тетради; - осмысливают задание (определяют последовательность действий); - находят в тексте необходимую информацию; - заполняют таблицу; -отвечают на вопросы учителя. -Отвечают на вопрос учителя; -заполняют кластерв тетради. | Регулятивные: - умение определять цель, проблему; -выдвигать версии, проблему в деятельности; -работать по плану, сверяясь с целью; -оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: - выдвигать гипотезы, их обоснование - учатся находить в учебниках достоверную информацию; - строить логически обоснованные рассуждения ; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. Коммуникативные: - умение излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты для решения задач; -умение организовывать работу в паре, группе. Личностные: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
4. Этап применения изученного (3-4 мин.). | - Организует работу по применению учащимися изученного материала; - предлагает выполнить задания. У вас на экране высвечиваются ссылки. Пройдитесь по этим ссылка, найдите задания по теме "Митоз" и выполните их. 1) https://learningapps.org/4261988 2) https://learningapps.org/4262308 3) https://learningapps.org/4262340 | -Осмысливают задание (определяют последовательность действий); - отвечают на вопросы -в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту; -соотносят полученный результат со своими предположениями корректируют свои записи. | Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные: - учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию. Личностные: - осознают единство и целостность мира, - формирование личностного и жизненного самоопределения. Познавательные - умения решать поставленную проблему - делать выводы и умозаключения. Регулятивные: умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно Коммуникативные - умение находить общее решение Предметные - понимание биологического смысла и значения митоза , - умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста |
5.Этап контроля и самоконтроля.(5-6 мин.). | -Организует деятельность по применению новых знаний; - осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала. Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах: если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова; клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели; рост человека увеличивается до 18-23 лет; 1) https://learningapps.org/4261763 2) https://learningapps.org/4261839 3) https://learningapps.org/4261931 | - Дают определение понятиям. -Осмысливают задание; -самостоятельно отвечают на вопросы теста ; -участвуют в беседе; -выявляют ошибки. | Регулятивные: - контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: -умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: -умения работать индивидуально. Личностные: смыслообразование. |
6. Этап информации о домашнем задании. (2 мин.) | Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж. 1.Прочитать п. 2.14,ответиь на вопросы устно. 2.Повторить главу 2 «Клеточный уровень», используя материал ”Краткое содержание главы” стр. 81-82. | Фиксируют информацию | Личностные: - формирование личностного самоопределения - формирование интереса к изучению биологии Познавательные Моделирование, поиск информации. Регулятивные: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий. |
9.Этап рефлексия.(3 мин). | Формирует способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; - формирует способность вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей; - предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом; - Выставляет и комментирует отметки. Цели деятельности: Научить обучающихся: - соотносить полученный результат с поставленной целью; -оценивать результат своей деятельности (Самоанализ и самооценка). Учитель организует рефлексию. Самооценка обучающихся: Запишите в тетрадях свое мнение: Почему я должен запомнить значение и фазы митоза. Несколько мнений учитель просить высказать . Примерные причины: 1.Митоз является основой размножения и роста организмов. 2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере. 3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит. 4.Я могу, объяснить другим как все это происходит. 5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся Самоанализ обучающихся: 1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке? 2. Что для вас было наиболее интересным? 3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке? 4. В чем испытывали трудности? | -Фиксируют своё настроение; -осуществляют самооценку; -формулируют конечный результат своей работы на уроке; | Познавательные: - -учатся использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. - развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи. Регулятивные: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: - формировать интерес к изучению биологии, - осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. |