kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: " Деление клетки. Митоз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка соответствует ФГОС, урок разработан с применением методов активного обучения с целью формирования познавательного интереса учащихся к биологии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: " Деление клетки. Митоз"»

Тема урока: «Деление клетки. Митоз»

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Деятельностная цель:

- формирование  умений реализации новых способов действий:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

-уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

-развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

-осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.


Предметно - дидактическая цель: расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .


Планируемые образовательные  результаты:


Предметные:

– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.


Метапредметные:

1.Познавательные:

– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учиться строить высказывания;

- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

2.Коммуникативные:  

 - учиться слушать и понимать речь другого человека;

 - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

 - учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

-  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные:

 - осознавать единство и целостность мира;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

 - личностное самоопределение и смыслообразование.


Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Учащийся  должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.

Учащиеся должны уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интернет


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1.Организацион

ный момент

(1 мин.).







- Приветствие

- подготовка к уроку


-Готовиятся к уроку;

-воспринимают информацию, сообщаемую учителем.


 Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные:

-постановка и формулировка целей предстоящей учебной деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

2. Этап проверки домашнего задания

(6-7 мин.).

- Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала.

- Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления.

Фронтальная беседа по вопросам:

1.  Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?

2. Что является источником энергии для синтеза белков?

3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?

4. Что такое трансляция и где она происходит?



- участвуеют в беседе

- корректируют знания.

Познавательные:

- перерабатывать, систематизировать

информацию и предъявлять ее

различными способами

-умение анализировать,делать выводы,строить логически обоснованные рассуждения; -выделять главное, обобщать.

Регулятивные:

-умение работать по плану,выдвигать версии;

- контролировать и оценивать результаты своей деятельности, адекватно формулировать в устной и письменной форме

- вносить необходимую коррекцию в процесс деятельности

- самостоятельно находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные:

-умение излагать своё мнение;

- понимать позицию другого;

-осознанно использовать речевые средства;

-корректировать своё мнение.

Личностные: -осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

(15мин.).

- Формулирует цели урока вместе с учеником

- ставит перед учеником учебную проблему ;

-уточняет понимание учащимся поставленных целей урока;


- показывает практическую значимость изучаемого материала.

-что вы знаете о делении клетки?
-что такое клеточный центр?
-что такое ДНК?
-что такое редупликация ДНК?
-что такое хромосомы?
-что такое диплоидный набор хромосом?
-что такое гаплоидный набор хромосом?

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
-  Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз.

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Озвучивает тему и цель урока

–Теперь запишите тему урока.


Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? 

– Что же такое размножение? Сформулируйте ответ на наш вопрос, используя материал учебника . (Подводит итоги ответов обучающихсяся, далее работают  с презентацией https://docs.google.com/presentation/d/1IlorHWP8Ple_q_iiDaEDWEfW0EDyFjLyBtNQgU-NvHs/edit?usp=sharing

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: 

Деление  соматических, т.е.неполовых,  клеток называется митозом.

И так, что же это за процесс  - митоз?

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать 
только из предшествующих клеток.      

Р. Вирхов

“Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел  ….!”(Митоз) (слайд),


Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза (слайд) .

На этом этапе урока учитель организует работу с презентацией.

По итогам работы с презентацией заполните таблицу:

Фазы

Процесс,

происходящий

в клетке

Рисунок

Профаза



Метафза



Анафаза



Телофаза



Что бы нагляднее представить себе этот сложный процесс давайте обратимся к обучающему видео

https://ed.ted.com/on/Za6aErkZ


-Слушают и участвуют в диалоге.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Озвучивают и записывает тему урока в тетрадь.




















-Активно слушают и участвуют в диалоге;

-отвечают на вопросы учителя;

- анализируют видеосюжет; - сопоставляют с текстом учебника; - читают текст,

находят в тексте понятия; - озвучивают понятия;                  - предлагают варианты формулировок понятий.













-выполняют задание в тетради; - осмысливают задание (определяют последовательность действий);

- находят в тексте необходимую информацию;   - заполняют таблицу;

-отвечают на вопросы учителя.






-Отвечают на вопрос учителя;

-заполняют кластерв тетради.







Регулятивные:

- умение определять цель, проблему;

-выдвигать версии, проблему в деятельности;

-работать по плану, сверяясь с целью;

-оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные:

- выдвигать гипотезы, их обоснование


- учатся находить в учебниках достоверную информацию;

- строить логически обоснованные рассуждения ;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.

Коммуникативные:

- умение излагать своё мнение, создавать устные и письменные тексты для решения задач;

-умение организовывать работу в паре, группе.

Личностные:

- смыслообразование и личностное самоопределение.



4. Этап применения изученного

(3-4 мин.).















- Организует работу по применению учащимися изученного материала;

- предлагает выполнить задания.


У вас на экране высвечиваются ссылки. Пройдитесь по этим ссылка, найдите задания по теме "Митоз" и выполните их.


1) https://learningapps.org/4261988

2) https://learningapps.org/4262308

3) https://learningapps.org/4262340





-Осмысливают задание (определяют последовательность действий);              

- отвечают на вопросы 

-в ходе диалога предлагают варианты ответов к каждому пункту;   

  -соотносят полученный результат со своими предположениями корректируют свои записи.

Познавательные - учатся находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся выражать свои мысли.  

Регулятивные:

- учатся осуществлять взаимоконтроль и коррекцию.  

Личностные:

- осознают единство и целостность мира,

- формирование личностного и жизненного самоопределения.

Познавательные

- умения решать поставленную проблему

- делать выводы и умозаключения.

Регулятивные:

умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно

Коммуникативные

- умение находить общее решение

Предметные

-  понимание биологического смысла и значения митоза ,

- умение использовать приобретённые знания для объяснения процессов роста


5.Этап

контроля и самоконтроля.(5-6 мин.).

-Организует деятельность по применению новых знаний; 

- осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала.


Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

  • если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

  • клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

  • рост человека увеличивается до 18-23 лет;


1) https://learningapps.org/4261763

2) https://learningapps.org/4261839

3) https://learningapps.org/4261931


- Дают определение понятиям.

-Осмысливают задание;

-самостоятельно отвечают на вопросы теста ;

-участвуют в беседе;

-выявляют ошибки.              

Регулятивные:

- контроль, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные: 

-умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: 

-умения работать индивидуально.

Личностные:

смыслообразование. 

6. Этап информации о домашнем задании.

(2 мин.)

Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж.


1.Прочитать п. 2.14,ответиь на вопросы устно.

2.Повторить главу 2 «Клеточный уровень», используя материал ”Краткое содержание главы” стр. 81-82.


Фиксируют информацию

Личностные:

- формирование личностного самоопределения

- формирование интереса к изучению биологии

Познавательные

Моделирование,

поиск информации.

Регулятивные:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.                     

7. Этап подведения итогов учебного занятия

(2 мин).

Даёт качественную оценку своей работе.

Фиксируют выводы

Личностные:

- формирование личностного самоопределения.

9.Этап рефлексия.(3 мин).

 Формирует способность объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

- формирует способность вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей;

- предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом;

- Выставляет и комментирует отметки.

Цели деятельности:

Научить обучающихся:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат своей деятельности (Самоанализ и самооценка).

Учитель организует рефлексию.

Самооценка обучающихся:


Запишите в тетрадях свое мнение:
Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
Несколько мнений учитель просить высказать .


Примерные причины:

1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся


Самоанализ обучающихся:


1. Что полезного вы узнали сегодня на уроке?

  • 2. Что для вас было наиболее интересным?

  • 3. Что бы вы изменили в сегодняшнем уроке?

  • 4. В чем испытывали трудности?





-Фиксируют своё настроение;

-осуществляют самооценку;

-формулируют конечный результат своей работы на уроке;



Познавательные: - -учатся использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся  выражать свои мысли.

- развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.

Регулятивные:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;


Личностные:

- формировать интерес к изучению биологии,

- осознание значимости урока, смыслообразование, духовно-нравственное оценивание,

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме: " Деление клетки. Митоз"

Автор: Гресь Оксана Джорджевна

Дата: 20.06.2019

Номер свидетельства: 515524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Деление клетки. Митоз. "
    ["seo_title"] => string(24) "dielieniie-klietki-mitoz"
    ["file_id"] => string(6) "106676"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403070214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства