Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Биология».Тема: «Вирусы - неклеточная форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Биология»
Тема: «Вирусы - неклеточная форма жизни.
Борьба с вирусными заболеваниями»
Разработал: Н.В.Пожарицкая
преподаватель биологии
Горнозаводск
2018
Раздел 1. Учение о клетке.
Тема 1.2. Строение и функции клетки.
Урок № 1.2.5. Вирусы - неклеточная форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями.
Цели:
образовательная:обобщить и систематизировать у обучающихся знания о вирусах как о неклеточной форме существования организмов, особенностях строения вирусов, путях их проникновения в клетку; выявить и осмыслить причины вирусных заболеваний и методы борьбы с ними;
развивающая: развить внимание, логическое мышление через обобщение и сравнение, творческие способности, коммуникативные навыки; обогащать и усложнять словарный запас за счет новых терминов;
воспитательная: воспитать познавательный интерес через технологию мини-проектов; техническую культуру; создать условия обучающимся для осмысления новой учебной информации и её применения в учебной и жизненной ситуации; стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства.
Ожидаемые результаты
Личностные:
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий вирусных заболеваний;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской деятельности;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний.
Метапредметные:
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
умение определять живые объекты в природе;
проведение самостоятельных исследований;
использование информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
Предметные:
понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников.
Результаты, направленные на развитие общих компетенций:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать способы выполнения профессиональных зада, оценивать их эффективность и качество;
умение решать проблемы, оценивать риски, принимать решение в нестандартных ситуациях;
умение работать в команде, обеспечивать ее сплочение;
использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Тип урока: УОНМ
Форма проведения: лекция с использованием технологии «Мини-проект», с использованием ИКТ
Вид контроля: практический (демонстрация готового мини-проекта)
Основные понятия:вирусы, бактериофаги, микофаги, инфекция, вирусные инфекционные заболевания, механизм передачи, инкубационный период, пандемия, эпидемия.
В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеев. Биология: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. – 6-е изд., стер. – Москва.: Издательский центр «Академия», 2013. – 320с.
Т.В. Городилина. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе ФГОС / Т.В. Городилина // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2014. - № 6. - С.55-78.
О.С. Дмитриева. Роль мультимедийных презентаций на уроках биологии / О.С. Дмитриева // Биология в школе. - 2012. - № 5. - С. 63-71.
ОП.03 «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве». Тема «Вирусы и их особенности», «Общие понятия об инфекционных заболеваниях», «Инфекционные заболевания, недопустимые у персонала предприятий общественного питания».
Ход урока
Скажи мне и я забуду.
Покажи мне, и может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.
Китайская пословица
I. Организационный момент
1.1. Проверка готовности обучающихся к уроку.
1.2. Сообщение темы и целей урока.
Целеполагание
Прием «Черный ящик» – слайд 1
В черном ящике находится что- то, без участия которого мы не могли бы родиться. То, что вызывает заболевания и приводит к гибели. Этот страшный объект не имеет клеточного строения.
Факт № 1: 4 июля 1885 года в эльзасской деревне Майсенготт взбесилась сторожевая собака. Около 8 часов утра она выскочила на улицу и набросилась на девятилетнего мальчика по имени Жозеф Мейстер, который шёл в школу. Сбила Мейстера с ног и нанесла ему 14 укушенных ран. В том числе опаснейших, в лицо — школьник растерялся и не подумал закрыть голову руками. Наконец, со стройки прибежал рабочий с железным ломом. Несколько сильных ударов побудили животное бросить свою жертву, всю в крови и слюне. Собака метнулась домой и вцепилась в руку собственного хозяина, бакалейщика Вонна. Тот сорвал со стены ружьё и застрелил собаку. В её желудке нашли сено, солому и опилки, что лишь подтверждало ужасный диагноз. Луи Пастер провёл первый курс вакцинации человека и спас мальчика от гибели.
Факт № 2: Без участия ЭТОГО мы не могли бы родиться – для того, чтобы эмбрион не был атакован во время своего развития иммунной системой, она «корректируется» частью протеинов, перекодированных ДНК содержимого «черного ящика» прямо в материнском организме.
Факт № 3: Содержимое «черного ящика» не имеет клеточного строения.
Ответ: ВИРУС– слайд 2
? Какова тема нашего урока
Тема урока: «Вирусы- неклеточная форма жизни. Борьба с вирусными заболеваниями».– слайд 3
Мотивация
Данная тема актуальна, так как связана с многообразием живых организмов, со строением клетки. Особенности жизнедеятельности вирусов влияют на жизнь клетки и организма в целом. Многие заболевания имеют вирусную природу: гепатит, СПИД, раковые опухоли, грипп, оспа и др. Эта тема включена в контрольную работу и выходит на зачет. Она необходима будет при изучении такой дисциплины, как основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве.
Преподаватель задает вопросы: – слайд 4
1. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
2.Что вы знаете о вирусах?
3. Вирусы вредные или полезные?
4. Какие заболевания вызывают вирусы?
5. Какие методы профилактики вы знаете?
6.Что бы хотели узнать об этой форме жизни?
- Ребята, какие задачи мы должны выполнить сегодня на урока (изучить, узнать, обобщить)
Для решения поставленных задач предлагаю воспользоваться технологией «мини-проект».
Мини-проект – это проект для решения небольшой проблемы; разрабатывается на одном-двух уроках.
Деление на 2 группы:
ВИРУСОЛОГИ
ИММУНОЛОГИ – слайд 5
Проблемный вопрос группа № 1 – ВИРУСОЛОГИ: Вирус – кто или что? существо или вещество?
Проблемный вопрос группа № 2 – ИММУНОЛОГИ: Эффективный метод борьбы с вирусными заболеваниями - лечение или предупреждение?
Вывести на слайд карту мини-проекта. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). – слайд 6
Преподаватель сообщает обучающимся, что после постановки проблемного вопроса для каждой группы в графе «Гипотеза» необходимо будет сформулировать гипотезу - самую главную идею. Подвести наводящими вопросами к идеи:
Группа – Вирусологи:
- Для чего вирусы существует в природе? Какое значение они имеют?
Гипотеза: Если вирусы способны существовать только в клетке, то они вероятно, являются паразитами с примитивным строением.
Группа – Иммунологи:
- Все заболевания поддаются лечению? Какое значение имеет иммунитет и вакцинация?
Гипотеза:Инфекционные заболевания легче предупредить, чем лечить
В графе «Задачи» должны быть основные задачи. По итогам записанных задач группе необходимо разработать план работы по их решению, а в графе «Вопросы» записать то, на что ответить в данный момент не представляется возможным в силу нехватки сведений, знаний, опыта и т.д.
Страх и стресс отрицательно сказывается на нашей иммунной системе, мы становимся уязвимы для чужеродных агентов, которые могут вызвать заболевания.
Почти каждый из нас сейчас находятся в этом состоянии, а наши вирусы с карт мини- проекта сбежали и уже напали на девушку. – слайд 7
Чтобы ей помочь мы должны выполнить мини-проект. Результатом мини-проекта будет обоснованный, творческий ответ на поставленные проблемные вопросы. На доску вывешиваются выполненные задания, составляется коллаж. Заслушивается общий вывод от каждой группы.
Поэтому каждая группа должна выбрать спикера, который будет выступать с защитой проекта.
Преподаватель объясняет задание и раздает инструкционные карты (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) – слайд 8-16
II. Защита мини-проектов
ПЛАН
Слово преподавателя
1.«Вирус – кто или что? существо или вещество?»– слайд 17-26
Защита мини-проектов группа 1
Задание на исправление ошибок. Вывести на слайд задания с эталоном ответа– слайд 27
(На одном листочке буква «о» и задание «Собери три подписи», на нескольких листочках задание «Собери три подписи», на двух листочках задание «Никому ничего не объясняй и не подписывай»).
Слово преподавателя
Вы выполнили задание, теперь посмотрите на свои карточкии встаньте те, у кого на листочке буква «О». Вы больны ОРЗ. Встаньте те, кто общался с этим человеком. Встаньте те, кто общался с этими людьми. У нас стоят все, кроме тех, кто никому ничего не подписывал, т.е. ни с кем не общался.
? Скажите, в жизни у нас много возможностей не общаться?
! Нет.
Слово преподавателя
Что нам помогает не заболеть?
Иммунитет - невосприимчивость организма ко всяким генетически чужеродным агентам, в том числе и болезнетворным микроорганизмам и их ядам
2. «Эффективный метод борьбы с вирусными заболеваниями - лечение или предупреждение?»– слайд 28-32
Защита мини-проектов группа 2
Задание на исправление ошибок. Вывести на слайд задания с эталоном ответа – слайд 33
III. Подведение итогов
Обобщение урока. Ребята, какой можно сделать вывод?
? Особенности вирусов
1) они имеют очень малые размеры тела;
2) не имеют клеточного строения;
3) отличаются относительно простым химическим составом (мельчайшие вирусы состоят только из белка и нуклеиновой кислоты);
4) все вирусы проходят особый цикл развития в организме хозяина;
5) не способны репродуцироваться на искусственных питательных средах;
6) в определенных условиях некоторые вирусы способны кристаллизоваться.
Размеры и форма вирусных частиц очень разнообразны. Следует, однако, подчеркнуть их сложное строение и организацию.
? Отличие вирусов от живых организмов:
- не имеют клеточного строения
- нет обмена веществ
- нет роста
- не размножаются половым способом
? Отличие вирусов от неживой материи:
- способность воспроизводить себе подобные формы
- наследственность и изменчивость.
Скажите, пожалуйста, для чего вам, как будущим специалистам, нужно это знать? Для чего нам эти знания? И, возможно, определенные умения?
? Как материал урока будет использован вами в быту и профессиональной деятельности?
Подвести итог. Коллаж с девушкой – слайд 34
IV. Рефлексия– слайд 35
Состояние моей души. Рисуется лесенка на доске с 5 ступенями. У каждой своё название: 1) ничего не понял/ла. 2) слушал/ла, но не запомнил/ла. 3) увидел/ла и запомнил/ла. 4) сделал/ла и понял/ла. 5) смогу научить другого.
Обучающийся ставит изображение микроба на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
Приложение 1
Карта мини-проекта
ГРУППА 1
ГИПОТЕЗА
ЗАДАЧИ
ПЛАН РАБОТЫ
ВОПРОСЫ
ГРУППА 2
ГИПОТЕЗА
ЗАДАЧИ
ПЛАН РАБОТЫ
ВОПРОСЫ
Приложение 2
Инструкционная карта
Группа - Вирусологи
На поставленный проблемный вопрос выдвинуть гипотезу
Выполнить задания
Составить коллаж на доске из выполненных заданий
Подтвердить поставленную гипотезу научно обоснованным, творческим ответом на поставленный проблемный вопрос (сделать вывод)
Задание.
Работа с компьютером. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задание 1,4.
1. Пополните глоссарий по теме «Вирусы» новыми терминами и их определениями: «инфекция», «вирус», «бактериофаги»,«вирусоносительство», «вирусные заболевания». Отчет представьте в виде презентации MicrosoftPowerPoint, в предложенной вам форме.
2 . С помощью иллюстрации вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и дополнительной информации создайте схему строения вируса и заполните таблицу «Классификация вирусов»
3. С помощью дополнительной информации заполните таблицу «Классификация вирусов»
4. Составьте схему «Жизненный цикл бактериофага», с помощью дополнительной информации и электронного приложения. Отчет представьте как описание процесса размножения вируса в клетке на примере бактериофага. (схему используйте как наглядный материал)
Инструкционная карта
Группа - Иммунологи
На поставленный проблемный вопрос выдвинуть гипотезу
Выполнить задания
Составить коллаж на доске из выполненных заданий
Подтвердить поставленную гипотезу научно обоснованным, творческим ответом на поставленный проблемный вопрос (сделать вывод)
Задание.
Работа с компьютером. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задание 1- 2.
1. Заполнить схему «Виды иммунитета»Отчет представьте в виде документа MicrosoftWord «Виды иммунитета», в предложенной вам форме.
2. Составить схему: «Механизм и пути передачи инфекции», согласно примеру и используя предложенные иллюстрации. Отчет представьте в виде презентации MicrosoftPowerPoint «Механизм и пути передачи инфекции», в предложенной вам форме.
3. Опишите самые опасные вирусы и заболевания в мире для человека, согласно примеру. Отчет представьте в виде кластера «ТОР- 10 самых опасных вирусов в мире».
4. Используя знания о путях распространения вирусных и бактериальных инфекций, предложите пути предотвращения инфекционных заболеваний. Отчет представьте в виде памятки, используя слоганы, цитаты и шаблон.