Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)
Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)
Урок по биологии в 7 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о растениях и знакомство с растениями семейства сложноцветных, их общими признаками.
Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.
Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)»
Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)
Рогозина Кристина Сергеевна, учитель ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»
Аннотация
Урок по биологии в 7 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о растениях и знакомство с растениями семейства сложноцветных, их общими признаками.
Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.
Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.
Ключевые слова: сложноцветные, признаки семейства сложноцветных, календула, соцветие корзинка, семянка.
Тема урока: «Сложноцветные. Общие признаки».
Класс: 7.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Длительность урока: 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет.
Цель: знакомство с растениями семейства сложноцветных и их общими признаками.
Задачи:
- изучить общие признаки растений семейства сложноцветных;
- познакомить с многообразием и значением растений семейства сложноцветных;
- способствовать формированию понимания бережного отношения к растительному миру.
Оборудование и дидактические материалы:
- мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация (изображения – рисунки 4, 5; рисунок 4 и таблица 3, вопросы для рефлексии (см. п. 7)), карточки (рисунки 1, 2), магниты канцелярские (12 шт.), плоды календулы.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний о растительном мире, о растениях семейства сложноцветных;
- развитие умения рассуждения, анализировать информацию, применять навыки логического мышления, экологической культуры.
Этапы урока
Организационно-мотивационный этап
- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с растительным миром.
Растения имеют огромное значение в жизни человека. Они служат пищей, топливом, кормом для сельскохозяйственных животных, строительным материалом, сырьем для производства лекарств, бумаги, тканей и т.д. Без растений невозможна жизнь, ведь именно они образуют кислород – газ, который необходим для дыхания всем живым существам.
2. Этап постановки темы, цели и учебных задач урока
- Растительный мир чрезвычайно многообразен. Предлагаю вам вспомнить названия растений, изображенных на карточках (рисунок 1) и распределить их по семействам (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные). (Карточки с изображением растений прикреплены с помощью магнитов на классной доске. Также на классной доске начерчена таблица с названием семейств растений (таблица 1))1.
Рисунок 1 – Карточки с изображением растений
Таблица 1 – Таблица для распределения карточек по семействам растений
Злаковые
Пасленовые
Бобовые
Розоцветные
Обучающиеся по очереди выходят к классной доске и выбирают одну из карточек с изображением растения, прикрепляют ее в соответствующий столбец.
В ходе выполнения задания педагог задает обучающемуся вопросы (таблица 2) о растении, изображенном на карточке, которую он выбрал.
Таблица 2 – Вопросы к заданию по карточкам
Карточка
Название растения / название семейства растений
Вопрос для обучающегося.
(Ответ на вопрос)
Картофель /
пасленовые
Назовите родину картофеля (Ответ: Южная Америка).
Горох /
Бобовые
Как называется плод гороха? (Ответ: боб).
Пшеница /
злаковые
Какой хлеб выпекают из пшеничной муки? (Ответ: белый хлеб).
Груша /
розоцветные
Как называется плод груши? (Ответ: грушевидное яблоко).
Вишня /
розоцветные
Что находится внутри плода вишни? (Ответ: косточка).
Земляника /
розоцветные
Как называются длинные стелющиеся стебли, отрастающие от укороченного стебля земляники? (Ответ: усы).
Абрикос /
розоцветные
Выберите правильный ответ. Ствол абрикоса:
- травянистый;
- деревянистый.
(Ответ: деревянистый).
Томат /
пасленовые
Какое наиболее известное название имеют томаты? (Ответ: помидоры).
Яблоня /
розоцветные
Что можно приготовить из яблок? (Ответ: компот, сок, варенье, джем, повидло, мармелад и др.).
Перец /
пасленовые
Какие особенности выращивания перца необходимо учитывать человеку? (Ответ: теплолюбивость, влаголюбивость, светолюбивость).
Малина /
розоцветные
От какого заболевания поможет справиться человеку чай, выпитый с малиновым вареньем? (Ответ: при простудном заболевании).
Боб /
бобовые
Выберите правильный ответ. Боб является растением:
- однолетним;
- многолетним.
(Ответ: многолетним).
- К какому семейству растений, перечисленных в таблице, относится цветок, изображенный на карточке?
Педагог демонстрирует карточку с изображением календулы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Календула
Ответы обучающихся.
- Данный цветок не относится к семействам растений, перечисленных в таблице (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные).
- Знаете ли вы, как называется данный цветок? Встречали ли вы его в природе? (Ответы детей).
- Цветок, изображенный на карточке, (рисунок 2) называется календула. Второе название календулы – ноготки, так как плод цветка (семянка) изогнута и похожа на край ногтя (рисунок 3).
Рисунок 3 – Плоды календулы
Демонстрация плодов календулы.
- Календулу выращивают как декоративное и лекарственное растение.
Календула относится к семейству сложноцветные, еще одному из семейств двудольных растений. Семейство сложноцветных включает в себя более 30000 видов растений.
- Ребята, давайте определим тему урока. (Ответы обучающихся).
- Тема урока «Сложноцветные. Общие признаки».
- О чем мы узнаем на уроке? (Ответы обучающихся).
- На уроке мы познакомимся с растениями семейства сложноцветных и их общими признаками. Для того чтобы достичь данной цели, нам необходимо вспомнить признаки, по которым многообразие растений распределяется по семействам.
3. Этап актуализации опорных знаний
- По каким признакам мы относим растения к определенному семейству? (Ответы обучающихся: сходство в строении цветка, типа плода, соцветия и др.).
- Почему семейство сложноцветных получило такое название? (Ответы обучающихся).
- Растения семейства сложноцветных характеризуются наличием сложных соцветий, которые часто ошибочно принимаются за одиночные цветки. Их соцветия (корзинки) состоят из множества мелких цветочков.
Только это не беда. (Махи руками вправо-влево, изображая ветер).
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны вправо-влево).
А потом опять встают,
И по-прежнему цветут.
- В природе много растений, в том числе цветов, относящихся к сложноцветным. Давайте познакомимся с некоторыми растениями семейства сложноцветных, разгадав кроссворд2:
Задания к кроссворду:
Русское название этому цветку дано в честь петербургского академика, ботаника, географа и этнографа.
Распространённое лекарственное растение с белыми лепестками.
Садовый цветок, получивший название «последняя улыбка осени».
Народное название календулы.
Это растение называют цветком солнца.
Из этого сорняка делают варенье.
Полевое растение со светло-синими цветами.
Этот цветок изображен на печатях и денежных знаках Японии.
Обучающиеся разгадывают кроссворд.
Проверка кроссворда под руководством педагога. Обучающиеся по очереди зачитывают вопрос кроссворда и отвечают на него. Ответы к кроссворду (рисунок 5) демонстрируются педагогом на экране (презентация, слайд 3).
Рисунок 5 – Ответы к кроссворду
- Какое ключевое слово получилось в вертикальном столбце кроссворда (в ячейках голубого цвета)? (Ответы обучающихся: растение).
- Среди сложноцветных растений много декоративных (георгина, астра и др.). Ценным сложноцветным растением является подсолнечник. Что получают из его семян? (Ответы обучающихся).
- Семена подсолнечника, в первую очередь, используются для производства подсолнечного масла.
- Высоко ценятся лекарственные сложноцветные растения, например календула (ноготки).
5. Закрепление нового материала
- В течение уроков биологии вы познакомились с растениями различных семейств (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные и др.).
Игра «Третий лишний»
Педагог вслух произносит названия трех растений. Обучающимся необходимо среди названных растений выбрать то растение, которое не относится к семейству сложноцветных. Например3:
- боб, георгина, астра;
- хризантема, томат, календула;
- земляника, георгина, одуванчик;
- василек, ромашка, яблоня.
Игра «Верно или неверно?»
Педагог зачитывает утверждение. Обучающиеся отвечают, верно ли данное утверждение, и объясняют почему. Например:
Календула имеет соцветие, которое называется корзинка. (Верно. Календула относится к растениям семейства сложноцветных. Соцветие календулы – корзинка).
Плод подсолнечника называется семянка. (Верно. У подсолнечника плод – семянка (односемянный, нераскрывающийся, с жесткой оболочкой плод)).
В цветке у одуванчика 6 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик. (Неверно. Одуванчик относится к растениям семейства сложноцветных. В цветке одуванчика 5 лепестков венчика, 5 тычинок и 1 пестик).
Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним семейством растений – сложноцветные. К данному семейству относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях деятельности (пищевой, медицинской, декоративной и др.).
На основе календулы, лекарственного и декоративного растения, мы определили общие признаки растений семейства сложноцветных. Их обычно нетрудно отличить от представителей других семейств по характерному для них соцветию – корзинке.
Рефлексия содержания материала
На экране указаны варианты предложений (презентация, слайд 4), которые обучающимся необходимо дополнить. Например:
- Сегодня я узнал (а), что ...
- Я понял (а), что…
- Мне было интересно узнать, что …
- Меня удивило, что …
Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и дополняет их. Педагог по очереди выслушивает высказывания обучающихся.
Домашнее задание
Прочитать параграф «Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных» (с. 169 – 170), устно ответить на вопросы № 1 – 4 (с. 171).
- Благодарю за вашу активность на уроке. До свидания!
1 Для создания проблемной ситуации в таблице можно не прописывать одно из названий семейства растений. Его будет необходимо назвать и записать в таблицу обучающемуся, который первым выбрал карточку с изображением растения, принадлежащему данному семейству растений. Например, в таблице не прописано название семейства «Бобовые». Данное название в таблице прописывает обучающийся, который первый выбрал карточку с изображением гороха или боба.
2 Каждому обучающемуся выдается кроссворд с вопросами к нему, распечатанные на листе формата А 5. Каждый вопрос кроссворда сопровождается иллюстрацией загаданного растения. Обучающиеся вклеивают данный лист в свои тетради по биологии.
3 Растения, не относящиеся к семейству сложноцветных, выделены курсивом.