kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 7 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о растениях и знакомство с растениями семейства сложноцветных, их общими признаками.

Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.

Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)»

Методическая разработка по предмету «Биология»
«Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)


Рогозина Кристина Сергеевна, учитель ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»


Аннотация

Урок по биологии в 7 классе направлен на расширение у обучающихся знаний о растениях и знакомство с растениями семейства сложноцветных, их общими признаками.

Используемые формы, методы, содержание урока соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями.

Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.

Ключевые слова: сложноцветные, признаки семейства сложноцветных, календула, соцветие корзинка, семянка.

Тема урока: «Сложноцветные. Общие признаки».

Класс: 7.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Длительность урока: 40 минут.

Место проведения: учебный кабинет.

Цель: знакомство с растениями семейства сложноцветных и их общими признаками.

Задачи:

- изучить общие признаки растений семейства сложноцветных;

- познакомить с многообразием и значением растений семейства сложноцветных;

- развивать познавательную активность, мышление, память, внимание, речь, умение делать выводы;

- обогащать словарный запас;

- расширить кругозор;

- способствовать формированию понимания бережного отношения к растительному миру.

Оборудование и дидактические материалы:

- мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация (изображения – рисунки 4, 5; рисунок 4 и таблица 3, вопросы для рефлексии (см. п. 7)), карточки (рисунки 1, 2), магниты канцелярские (12 шт.), плоды календулы.

Ожидаемые результаты:

- расширение знаний о растительном мире, о растениях семейства сложноцветных;

- развитие умения рассуждения, анализировать информацию, применять навыки логического мышления, экологической культуры.


Этапы урока

  1. Организационно-мотивационный этап

- Добрый день! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с растительным миром.

Растения имеют огромное значение в жизни человека. Они служат пищей, топливом, кормом для сельскохозяйственных животных, строительным материалом, сырьем для производства лекарств, бумаги, тканей и т.д. Без растений невозможна жизнь, ведь именно они образуют кислород – газ, который необходим для дыхания всем живым существам.

2. Этап постановки темы, цели и учебных задач урока

- Растительный мир чрезвычайно многообразен. Предлагаю вам вспомнить названия растений, изображенных на карточках (рисунок 1) и распределить их по семействам (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные). (Карточки с изображением растений прикреплены с помощью магнитов на классной доске. Также на классной доске начерчена таблица с названием семейств растений (таблица 1))1.

Рисунок 1 – Карточки с изображением растений

Таблица 1 – Таблица для распределения карточек по семействам растений

Злаковые

Пасленовые

Бобовые

Розоцветные





Обучающиеся по очереди выходят к классной доске и выбирают одну из карточек с изображением растения, прикрепляют ее в соответствующий столбец.

В ходе выполнения задания педагог задает обучающемуся вопросы (таблица 2) о растении, изображенном на карточке, которую он выбрал.


Таблица 2 – Вопросы к заданию по карточкам

Карточка

Название растения / название семейства растений

Вопрос для обучающегося.

(Ответ на вопрос)

Картофель /

пасленовые

Назовите родину картофеля (Ответ: Южная Америка).

Горох /

Бобовые

Как называется плод гороха? (Ответ: боб).

Пшеница /

злаковые

Какой хлеб выпекают из пшеничной муки? (Ответ: белый хлеб).

Груша /

розоцветные

Как называется плод груши? (Ответ: грушевидное яблоко).

Вишня /

розоцветные

Что находится внутри плода вишни? (Ответ: косточка).

Земляника /

розоцветные

Как называются длинные стелющиеся стебли, отрастающие от укороченного стебля земляники? (Ответ: усы).

Абрикос /

розоцветные

Выберите правильный ответ. Ствол абрикоса:

- травянистый;

- деревянистый.

(Ответ: деревянистый).

Томат /

пасленовые

Какое наиболее известное название имеют томаты? (Ответ: помидоры).

Яблоня /

розоцветные

Что можно приготовить из яблок? (Ответ: компот, сок, варенье, джем, повидло, мармелад и др.).

Перец /

пасленовые

Какие особенности выращивания перца необходимо учитывать человеку? (Ответ: теплолюбивость, влаголюбивость, светолюбивость).

Малина /

розоцветные

От какого заболевания поможет справиться человеку чай, выпитый с малиновым вареньем? (Ответ: при простудном заболевании).

Боб /

бобовые

Выберите правильный ответ. Боб является растением:

- однолетним;

- многолетним.

(Ответ: многолетним).

- К какому семейству растений, перечисленных в таблице, относится цветок, изображенный на карточке?

Педагог демонстрирует карточку с изображением календулы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Календула


Ответы обучающихся.

- Данный цветок не относится к семействам растений, перечисленных в таблице (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные).

- Знаете ли вы, как называется данный цветок? Встречали ли вы его в природе? (Ответы детей).

- Цветок, изображенный на карточке, (рисунок 2) называется календула. Второе название календулы – ноготки, так как плод цветка (семянка) изогнута и похожа на край ногтя (рисунок 3).

Рисунок 3 – Плоды календулы


Демонстрация плодов календулы.

- Календулу выращивают как декоративное и лекарственное растение.

Календула относится к семейству сложноцветные, еще одному из семейств двудольных растений. Семейство сложноцветных включает в себя более 30000 видов растений.

- Ребята, давайте определим тему урока. (Ответы обучающихся).

- Тема урока «Сложноцветные. Общие признаки».

- О чем мы узнаем на уроке? (Ответы обучающихся).

- На уроке мы познакомимся с растениями семейства сложноцветных и их общими признаками. Для того чтобы достичь данной цели, нам необходимо вспомнить признаки, по которым многообразие растений распределяется по семействам.

3. Этап актуализации опорных знаний

- По каким признакам мы относим растения к определенному семейству? (Ответы обучающихся: сходство в строении цветка, типа плода, соцветия и др.).

- Почему семейство сложноцветных получило такое название? (Ответы обучающихся).

- Растения семейства сложноцветных характеризуются наличием сложных соцветий, которые часто ошибочно принимаются за одиночные цветки. Их соцветия (корзинки) состоят из множества мелких цветочков.

Демонстрация строения соцветия сложноцветных на примере календулы (рисунок 4 – презентация, слайд 1).

Рисунок 4 – Календула


  1. Этап открытия новых и закрепления ранее изученных знаний

- Определим и другие общие признаки, по которым сложноцветные растения объединены в одну группу (на примере календулы).

Обучающиеся называют общие признаки сложноцветных растений (на примере календулы), используя таблицу 3 и рисунок 4.


Таблица 3 – Признаки сложноцветных (презентация, слайд 2)

Часть растения

Признаки

Корневая система

стержневая

Листья

простые

Соцветие

корзинка

Цветок

5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик

Плод

семянка


Физкультминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Отведение рук в стороны).

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Поднятие рук вверх).

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Махи руками вправо-влево, изображая ветер).

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны вправо-влево).

А потом опять встают,

И по-прежнему цветут.

- В природе много растений, в том числе цветов, относящихся к сложноцветным. Давайте познакомимся с некоторыми растениями семейства сложноцветных, разгадав кроссворд2:

Задания к кроссворду:

  1. Русское название этому цветку дано в честь петербургского академика, ботаника, географа и этнографа.


  1. Распространённое лекарственное растение с белыми лепестками.

  1. Садовый цветок, получивший название «последняя улыбка осени».

  1. Народное название календулы.

  1. Это растение называют цветком солнца.

  1. Из этого сорняка делают варенье.

  1. Полевое растение со светло-синими цветами.

  1. Этот цветок изображен на печатях и денежных знаках Японии.

Обучающиеся разгадывают кроссворд.

Проверка кроссворда под руководством педагога. Обучающиеся по очереди зачитывают вопрос кроссворда и отвечают на него. Ответы к кроссворду (рисунок 5) демонстрируются педагогом на экране (презентация, слайд 3).

Рисунок 5 – Ответы к кроссворду


- Какое ключевое слово получилось в вертикальном столбце кроссворда (в ячейках голубого цвета)? (Ответы обучающихся: растение).

- Среди сложноцветных растений много декоративных (георгина, астра и др.). Ценным сложноцветным растением является подсолнечник. Что получают из его семян? (Ответы обучающихся).

- Семена подсолнечника, в первую очередь, используются для производства подсолнечного масла.

- Высоко ценятся лекарственные сложноцветные растения, например календула (ноготки).

5. Закрепление нового материала

- В течение уроков биологии вы познакомились с растениями различных семейств (злаковые, пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные и др.).

Игра «Третий лишний»

Педагог вслух произносит названия трех растений. Обучающимся необходимо среди названных растений выбрать то растение, которое не относится к семейству сложноцветных. Например3:

- боб, георгина, астра;

- хризантема, томат, календула;

- земляника, георгина, одуванчик;

- василек, ромашка, яблоня.

Игра «Верно или неверно?»

Педагог зачитывает утверждение. Обучающиеся отвечают, верно ли данное утверждение, и объясняют почему. Например:

  1. Календула имеет соцветие, которое называется корзинка. (Верно. Календула относится к растениям семейства сложноцветных. Соцветие календулы – корзинка).

  2. Плод подсолнечника называется семянка. (Верно. У подсолнечника плод – семянка (односемянный, нераскрывающийся, с жесткой оболочкой плод)).

  3. В цветке у одуванчика 6 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик. (Неверно. Одуванчик относится к растениям семейства сложноцветных. В цветке одуванчика 5 лепестков венчика, 5 тычинок и 1 пестик).

  1. Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним семейством растений – сложноцветные. К данному семейству относится огромное количество видов растений, используемых человеком в различных областях деятельности (пищевой, медицинской, декоративной и др.).

На основе календулы, лекарственного и декоративного растения, мы определили общие признаки растений семейства сложноцветных. Их обычно нетрудно отличить от представителей других семейств по характерному для них соцветию – корзинке.

  1. Рефлексия содержания материала

На экране указаны варианты предложений (презентация, слайд 4), которые обучающимся необходимо дополнить. Например:

- Сегодня я узнал (а), что ...

- Я понял (а), что…

- Мне было интересно узнать, что …

- Меня удивило, что …

Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и дополняет их. Педагог по очереди выслушивает высказывания обучающихся.

  1. Домашнее задание

Прочитать параграф «Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных» (с. 169 – 170), устно ответить на вопросы № 1 – 4 (с. 171).

- Благодарю за вашу активность на уроке. До свидания!


Источники:

  1. Астровые. Электронный ресурс. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Астровые (дата обращения: 09.04.2024).

  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / З.А. Клепинина. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

  3. Иллюстрации из открытых Интернет-источников. Электронный ресурс. – URL: https://yandex.ru/images (дата обращения: 09.04.2024).

  4. Растения семейства сложноцветных: кроссворд 7 класс. Электронный ресурс. – URL: https://vneuroka.ru/krossvordy/rasteniya_semejstva_slozhnocvetnyh_krossvord_7_klass-135/ (дата обращения: 09.04.2024).

  5. Физкультминутки. Лексическая тема: «Цветы». Электронный ресурс. – URL: https://disk.yandex.ru/i/fL-Re8UTMcWidA (дата обращения: 09.04.2024).

1 Для создания проблемной ситуации в таблице можно не прописывать одно из названий семейства растений. Его будет необходимо назвать и записать в таблицу обучающемуся, который первым выбрал карточку с изображением растения, принадлежащему данному семейству растений. Например, в таблице не прописано название семейства «Бобовые». Данное название в таблице прописывает обучающийся, который первый выбрал карточку с изображением гороха или боба.

2 Каждому обучающемуся выдается кроссворд с вопросами к нему, распечатанные на листе формата А 5. Каждый вопрос кроссворда сопровождается иллюстрацией загаданного растения. Обучающиеся вклеивают данный лист в свои тетради по биологии.

3 Растения, не относящиеся к семейству сложноцветных, выделены курсивом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рогозина Кристина Сергеевна

Дата: 11.07.2024

Номер свидетельства: 654075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Методическая разработка по предмету «Биология» «Сложноцветные. Общие признаки» для обучающихся 7 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_predmetu_biologiia_slozhnotsvetnye_obshchie_priznak"
    ["file_id"] => string(6) "654073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1720697844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства