Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого занятия на тему: "Основы генетики"»
Методическая разработка
Открытого занятия на тему:
Обобщающее повторение «Основы генетики»
Цель урока: обобщить изученный материал, закрепить знания основных понятий генетики; научиться выполнять простые задачи по генетике.
Задачи урока: показать значимость науки «Генетика», повторение основных понятий и законов генетики.
Оборудование: таблицы по основным законам генетики, тест, компьютер.
План урока
1. Познавательная игра «Гонка за лидером». 2. Решение задач. 3. Тест 4. Выставление оценок. 5. Задание на дом.
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Основы генетики». Мы повторим основные законы генетики. Сначала проведем познавательную игру, в которой вспомним основные генетические понятия, а затем – практикум по решению задач. В конце урока поработаем с карточками.
1.Сообщение «Грегори Мендель». ( на экране портрет ученого)
Познавательная игра «Гонка за лидером».
Ответить на вопросы по терминологии.
Вопросы
Ген – определенный участок молекул ДНК, отвечающий за синтез одной молекулы белка. (Да.) 2. Генотип – совокупность свойств и признаков организма. (Нет. Это совокупность генов организма.) 3. Фенотип – это совокупность всех генов данного организма. (Нет. Это совокупность всех свойств и признаков организма.) 4. Гамета – половая клетка, несущая один ген из аллельной пары. (Да.) 5. Зигота – диплоидная клетка, образующаяся при слиянии двух гамет. (Да.) 6. Гомозигота – зигота, имеющая одинаковые аллели данного гена. (Да.) 7. Гетерозигота – зигота, имеющая два разных аллеля данного гена. (Да.) 8. Аллельные гены – гены, расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом. (Да.) 9. Гомологичные хромосомы – парные хромосомы, одинаковые по размерам, форме, структуре генов, но имеющие разное происхождение. (Да.) 10. Половые хромосомы – хромосомы, по которым мужской пол отличается от женского. (Да.) 11. Аутосомы – неполовые хромосомы, разные у представителей мужского и женского пола. (Нет. Это неполовые хромосомы, одинаковые у представителей мужского и женского пола.) 12. Кариотип – совокупность всех генов данного организма. (Нет. Это совокупность всех хромосом данного организма.) 13. Локус хромосомы – участок хромосомы, где расположен ген. (Да.)
Мы повторили терминологию нашей темы. А сейчас повторим всю генетическую символику. (Вызывается обуч-ся к доске)
Следующий этап нашего занятия – решение генетических задач
Моногибридное скрещивание
Задача 1.
У морских свинок черная окраска шерсти доминирует над белой. Скрестили двух гетерозиготных самца и самку. Какими будут гибриды первого поколения?
Дано:
А – черн.
а – белая
Р: ♀ Аа
♂ Аа
Решение:
Р: ♀ Аа х ♂ Аа
G: А А
а а
F1: АА, Аа, Аа, аа
F1 - ? ч ч ч б
Ответ: ¾ гибридов первого поколения будут черными,
¼ - белыми.
Задача 2.
У кроликов серая окраска шерсти доминирует над черной. Гомозиготную серую крольчиху скрестили с черным кроликом. Какими будут крольчата?
Дано:
А – серая
а – черная
Р: ♀ АА
♂ аа
Решение:
Р: ♀ АА х ♂ аа
G: А а
F1: Аа
F1 - ? с
Ответ: все крольчата буду серыми.
Дигибридное скрещивание
Задача 1. У человека сварливый характер (А) и крючковатый нос (В) определяются доминантными аллелями генов. Мужчина с плохим характером и обычным носом вступает в брак с женщиной, у которой характер хороший, но нос как у бабы-яги. В семье родился ребенок без этих тревожных признаков. Найти F2?
а) Сколько типов гамет образуется у мужчины? б) Сколько разных генотипов может быть у детей? в) Какова вероятность рождения в этой семье ребенка, похожего на бабу-ягу сразу по двум признакам? г) Какова вероятность рождения ребенка без этих неприятных признаков? д) Какова вероятность рождения ребенка с одним из этих признаков?
Ответ: 2/4/25%/25%/50%.
Задача 2. У одной породы собак длинное тело (А) и мохнатые ноги (В) доминируют над коротким телом и обычными ногами. Скрещивали гомозиготных собак с длинным телом и мохнатыми ногами с собаками, у которых тело короткое и обычные ноги. Найти F2?
а) Сколько разных генотипов будет у щенков в F2? б) Сколько разных фенотипов будет у щенков в F2? в) С какой вероятностью щенки из F2 будут похожи на собак из F1? г) С какой вероятностью в F2 получатся полные гомозиготы? д) С какой вероятностью в F2 получатся генотипы, аналогичные генотипам в F1?
Ответ: 9/4/56%/25%/25%.
Внимание на экран!
Тест:
1. Основателем генетики является:
а) Грегор Мендель;
б) Матиас Шлейден;
в) Теодор Шванн;
г) Рудольф Вирхов.
2. Животные и растения с признаками обоих родителей в результате скрещивания живых существ называются…
а) доминантами;
б) гибридами;
в) генами;
г) сортами.
3. Признак, который проявлялся в первом поколении гибридов, называется…
а) доминантным;
б) гибридом;
в) рецессивным;
г) сортом.
4. Признак, который не проявлялся в первом поколении гибридов, называется…
а) доминантным;
б) гибридом;
в) рецессивным;
г) сортом.
5. Развитие каждого признака контролируется двумя генами, которые
называют…
а) доминантными;
б) аллельными;
в) рецессивными;
г) чистыми.
6. Особи, у которых аллельные гены одинаковы, называются…
а) доминантными;
б) гетерозиготами;
в) рецессивными;
г) гомозиготными.
7. Особи, у которых аллельные гены различны, называются…
а) доминантными;
б) гетерозиготами;
в) рецессивными;
г) гомозиготными.
8. Совокупность внешних признаков, которыми проявляются гены, называют
а) генотипом
б) хронотипом
в) фенотипом
г) логотипом
9. Совокупность внешних признаков, которыми проявляется генетическая конституция, называют
а) генотипом
б) хронотипом
в) фенотипом
г) логотипом
10. Первую серию опытов Менделя принято называть
а) генотипом
б) хронотипом
в) дигибридным скрещиванием
г) моногибридным скрещиванием
11. Вторую серию опытов Менделя принято называть
а) генотипом
б) хронотипом
в) дигибридным скрещиванием
г) моногибридным скрещиванием
12. Расщепление в каждой паре генов идет независимо от других пар генов – это
а) второй закон Менделя
б) законДарвина
в) дигибридное скрещивание
г) моногибридное скрещивание
И заканчивая наше занятие, проведем проверку домашнего задания по составлению вопросов по теме «Основы генетики» - «Ты мне, я тебе».