Урок биологии в 9 классе «Биотические связи в природе»
Учитель: Никитин С.Н. МБОУ «Большеаксинская СОШ»
Цели: познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов.
Задачи:
образовательные – Формирование представлений о биотических связях в живой природе;
развивающие – развивать умения и навыки самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности, умение анализировать и оценивать свою работу;
воспитательные – воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, интерес к предмету и развитие коммуникативных качеств: доброжелательное отношение, взаимопомощь, умение сотрудничать.
Тип урока: комбинированный.
Технологии:
- проблемного обучения;
- КСО (работа в группах);
- ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)
Методы:
Формы:
Индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор или интерактивная доска, ЦОР «Цепи и сети питания», управляемая презентация к уроку, кроссворд, контрольные листы для учащихся, учебник под редакцией Пономарёвой И.Н. -основной и дополнительные источники: словарь Основные биологические понятия и термины Н.Ф.Реймерс, учебник Общая биология В.Б.Захаров.
Предварительная подготовка учителя к уроку: для урока нужно будет размножить контрольные листы и индивидуальные задания для закрепления (Приложение 4) по количеству учащихся в классе (Приложение1), стихотворение Овидия, из расчёта 1 лист на двоих (Приложение 2), кроссворд (Приложение 3), схему и кластер можно распечатать, а можно вывести на экран.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделает для этого всё возможное. На уроке мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Итак, начнём наш урок. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Марии Левитман. (Звучит музыка «Золотая инструментальная коллекция. Вангелис. Музыка природы»)
Соседи, соседи: жуки и медведи.
Орлы и козявки, деревья и травки …
Прожить без соседей – увы! – невозможно.
Иных, обойдешь далеко, осторожно,
Иными, как раз, хорошо закусить,
А с теми под крышей теплее прожить.
Иные годятся для дальней дороги,
Другие поднимут тебя по тревоге,
А эти соседи помогут в беде.
Соседи, соседи – всегда и везде.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О взаимоотношениях между живыми организмами)
-Что вы уже знаете об этом? (Приём «покопаемся в памяти»)
Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом?
Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Что вы знаете об этом ? - Или вам кажется, что вы это знаете? - Или вы думаете, что вы это знаете?
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться поближе со всеми типами взаимоотношений между живыми организмами.) (Записывают в тетрадях тему урока)
Ребята, во время работы мы делаем все необходимые записи в тетрадях, а оценки заносим в контрольный лист, который есть у каждого из вас. В конце урока и тетради, и контрольные листы сдаёте учителю на проверку, и каждый получит оценку за урок. Желаю успешной работы и только отличных отметок!
Начнём знакомство с пищевыми или трофическими связями.
- Просмотрите анимацию и выполните задания. (Индивидуальная работа с ЦОР «Цепи и сети питания» )
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42381680-f723-46f2-b13c-c41b7f633ea6/%5BBIO9_09-53%5D_%5BMA_01%5D.swf
Задания: Выделите основные понятия, о которых рассказано в анимации и дополните схему:
Словарная работа: Выпишите в тетрадь определения основных понятий вашей схемы. (Работа со словарём)
Работа в парах: Прослушайте стихотворение Овидия и составьте схемы пищевых связей, складывающиеся между героями этого стихотворения (текст стихотворения раздать на каждую парту):
Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою.
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный.
Как видите в природе ни один вид, ни один живой организм не может существовать без других. Вся живая природа представляет собой сложную систему биотических связей, от которых зависят возможности питания, размножения, распространения видов, способность существовать совместно. Отношения видов в этих связях могут быть различными от взаимополезных до взаимоневыгодных. Я предлагаю вам познакомиться с этими отношениями поближе. Для этого с помощью текста нашего учебника и дополнительных источников информации, разгадайте и заполните кроссворд, подготовьте выступление от группы. Первая группа - познакомит всех с полезными биотическими связями и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 1-5), а 2 группа с невыгодными и безразличными для вида связями и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 6-10).
Задание для третьей группы. Прочитайте отрывки, и назовите виды взаимоотношений между этими живыми организмами.
А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»
А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»
В.В.Лункевич «Занимательная биология»
«В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»
В.В.Лункевич «Занимательная биология»
«…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли. Зеленая водоросль создает из воды, углекислого газа и минеральных веществ, растворенных в воде, сложное питательное вещество для гриба. Гриб, обволакивая своими нитями зеленые тельца водоросли, защищает их от излишней солнечной энергии – не дает терять много влаги, а кроме того, «отдает» сожителю часть своего запаса влаги. Благодаря такой поддержке, водоросль редко чувствует недостаток влаги…»
В.В.Лункевич «Занимательная биология»
«Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома. Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».
В.В.Лункевич «Занимательная биология»
Кроссворд «Биотические связи в природе»
Проверка правильности выполнения заданий и выступления групп .
Работая с учебником, вы обратили внимание на то, что среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ , выделяют определённые типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные. Давайте изобразим информацию о биотических связях графически в форме кластера в тетрадях: Фронтальная работа
Первичное закрепление:
Индивидуальная работа Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.
для более лучшего закрепления материала урока предлагаю просмотреть кадры из фильма Би-Би-Си «Биотические отношения в природе».
«Своя игра» игра – викторина - «Биотические связи природе» - работа в группах с помощью управляемой презентации.
Подведение итогов урока: Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…
- Для меня стало новым…
- Меня удивило…
- Я научился…
- Я понял, что могу…
- Мне понравилось (не понравилось)…
8.Информация о домашнем здании: сочинение от лица любого живого организма на тему «Мои друзья, враги, соседи». Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §53 и 5 толстых и тонких вопросов по содержанию параграфа.
9. И в заключении я предлагаю вам нарисовать своё настроение, с которым вы уходите с урока.