kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы для урока по теме "Биотические связи в природе" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для открытого урока по биологии в 9 классе. Тема урока: "Биотические связи в природе". Жалко, видео не поместилось. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок биологии в 9 классе «Биотические связи в природе»

Учитель: Никитин С.Н. МБОУ «Большеаксинская СОШ»

Цели: познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и  их значением  в  жизни  видов.

Задачи:

  • образовательные – Формирование представлений о биотических связях в живой природе;

  • развивающие – развивать умения и навыки самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности, умение анализировать и оценивать свою работу;

  • воспитательные – воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, интерес к предмету и развитие коммуникативных качеств: доброжелательное отношение, взаимопомощь, умение сотрудничать.

Тип урока:  комбинированный.

Технологии:

-  проблемного обучения;
-  КСО (работа в группах);
-  ИК-технологии (сопровождение урока презентацией)

Методы:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Проблемный, частично-поисковый;

  • Самостоятельная работа

Формы:

Индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор или интерактивная доска, ЦОР «Цепи и сети питания», управляемая презентация к уроку, кроссворд, контрольные листы для учащихся, учебник под редакцией Пономарёвой И.Н. -основной и дополнительные источники: словарь Основные биологические понятия и термины Н.Ф.Реймерс, учебник Общая биология В.Б.Захаров.

Предварительная подготовка учителя к уроку: для урока нужно будет размножить контрольные листы и индивидуальные задания для закрепления (Приложение 4) по количеству учащихся в классе (Приложение1), стихотворение Овидия, из расчёта 1 лист на двоих (Приложение 2), кроссворд (Приложение 3), схему и кластер можно распечатать, а можно вывести на экран.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделает для этого всё возможное. На уроке мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Итак, начнём наш урок. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Марии Левитман. (Звучит музыка «Золотая инструментальная коллекция. Вангелис. Музыка природы»)

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О взаимоотношениях между живыми организмами)

-Что вы уже знаете об этом? (Приём «покопаемся в памяти»)

Какая тема? (назовите ее); Что вы уже знаете об этом?

Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? Почему вам это нужно знать? Что вы знаете об этом ? - Или вам кажется, что вы это знаете? - Или вы думаете, что вы это знаете?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Познакомиться поближе со всеми типами взаимоотношений между живыми организмами.) (Записывают в тетрадях тему урока)

Ребята, во время работы мы делаем все необходимые записи в тетрадях, а оценки заносим в контрольный лист, который есть у каждого из вас. В конце урока и тетради, и контрольные листы сдаёте учителю на проверку, и каждый получит оценку за урок. Желаю успешной работы и только отличных отметок!

  1. Начнём знакомство с пищевыми или трофическими связями.

- Просмотрите анимацию и выполните задания. (Индивидуальная работа с ЦОР «Цепи и сети питания» )

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42381680-f723-46f2-b13c-c41b7f633ea6/%5BBIO9_09-53%5D_%5BMA_01%5D.swf

  • Задания: Выделите основные понятия, о которых рассказано в анимации и дополните схему:

  • Словарная работа: Выпишите в тетрадь определения основных понятий вашей схемы. (Работа со словарём)

  • Работа в парах: Прослушайте стихотворение Овидия и составьте схемы пищевых связей, складывающиеся между героями этого стихотворения (текст стихотворения раздать на каждую парту):

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

  1. Как видите в природе ни один вид, ни один живой организм не может существовать без других. Вся живая природа представляет собой сложную систему биотических связей, от которых зависят возможности питания, размножения, распространения видов, способность существовать совместно. Отношения видов в этих связях могут быть различными от взаимополезных до взаимоневыгодных. Я предлагаю вам познакомиться с этими отношениями поближе. Для этого с помощью текста нашего учебника и дополнительных источников информации, разгадайте и заполните кроссворд, подготовьте выступление от группы. Первая группа - познакомит всех с полезными биотическими связями и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 1-5), а 2 группа с невыгодными и безразличными для вида связями и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 6-10).

Задание для третьей группы. Прочитайте отрывки, и назовите виды взаимоотношений между этими живыми организмами.

  • «Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи»

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • Белки и лоси, проживая в одном лесу практически не контактируют друг с другом».

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • «Уже  у одноклеточных  животных  встречается поедание одного вида другим видом, например, хищные инфузории нападают на инфузорию-туфельку»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли.  Зеленая водоросль создает из воды, углекислого газа и минеральных веществ, растворенных  в воде, сложное питательное вещество для гриба. Гриб, обволакивая своими нитями зеленые тельца водоросли, защищает их от излишней солнечной энергии – не дает терять много влаги, а кроме того, «отдает» сожителю часть своего запаса влаги. Благодаря такой поддержке, водоросль редко чувствует недостаток влаги…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома.  Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  1. Кроссворд «Биотические связи в природе»

  2. Проверка правильности выполнения заданий и выступления групп .

  3. Работая с учебником, вы обратили внимание на то, что среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ , выделяют определённые типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные. Давайте изобразим информацию о биотических связях графически в форме кластера в тетрадях: Фронтальная работа

  4. Первичное закрепление:

  • Индивидуальная работа Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.

  • для более лучшего закрепления материала урока предлагаю просмотреть кадры из фильма Би-Би-Си «Биотические отношения в природе».

  • «Своя игра» игра – викторина - «Биотические связи природе» - работа в группах с помощью управляемой презентации.

  1. Подведение итогов урока: Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Я понял, что могу…

- Мне понравилось (не понравилось)…

8.Информация о домашнем здании: сочинение от лица любого живого организма на тему «Мои друзья, враги, соседи». Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §53 и 5 толстых и тонких вопросов по содержанию параграфа.

9. И в заключении я предлагаю вам нарисовать своё настроение, с которым вы уходите с урока.

Просмотр содержимого документа
«приложения к уроку»

Приложение 1

  1. Лист контроля для учащихся.

Этап урока

Оценка

Самооценка

Взаимооценка, оценка в группе

Оценка учителя

1.Пищевые или трофические связи. Работа с ЦОР:

-заполнение схемы (индивидуальная работа)

-словарная работа (индивидуальная работа)

-составление пищевых цепей (парная работа)




2.Типы биотических связей

- Заполнение кроссворда и работа с отрывками(групповая работа)

- подготовка выступления (групповая работа)

-графическое изображение биотических связей в форме кластера (фронтальная работа)




3.Первичное закрепление:

-определение значения взаимоотношений для видов и дополнение кластера (индивидуальная работа)

- Игра – викторина «Своя игра» «Биотические связи» (групповая работа)




4. Итоги урока и рефлексия:

-свободный микрофон (индивидуальные выступления)

-Общая оценка за урок








Приложение 2

Стихотворение Овидия

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.




Приложение 2

Стихотворение Овидия

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.











Приложение3

Кроссворд «Биотические связи в природе»

По горизонтали:1. Биотическая связь, при которой особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. 2. Любая взаимополезная обязательная и случайная биотическая связь, повышающая выживаемость каждого из видов в борьбе за существование. 3. Биотическая связь, при которой особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида. 6. Форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. 9. Взаимоневыгодный тип связи, при котором два близких вида существуют за счёт одного общего ресурса, которого на всех не хватает.

По вертикали: 4. Односторонняя связь, выгодная для одного партнёра и безразличная для другого. 5. Полезное сожительство, превратившееся в тесное физическое сожительство, при котором один вид не может существовать без другого. 7. Биотическая связь, при которой один вид умерщвляет представителей другого вида и использует их в качестве пищи. 8. Биотическая связь и способ питания организмов за счет питательных веществ другого организма, при чем последний при этом не погибает, но чувствует себя угнетённо. 10. Сложная система связей между живыми организмами в природе.



Приложение 4



Задание для третьей группы. Прочитайте отрывки, и назовите виды взаимоотношений между этими живыми организмами.

  • «Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи»

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • Белки и лоси, проживая в одном лесу практически не контактируют друг с другом».

А.М.Былова, Н.М.Чернова, «Экология»

  • «Уже  у одноклеточных  животных  встречается поедание одного вида другим видом, например, хищные инфузории нападают на инфузорию-туфельку»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли.  Зеленая водоросль создает из воды, углекислого газа и минеральных веществ, растворенных  в воде, сложное питательное вещество для гриба. Гриб, обволакивая своими нитями зеленые тельца водоросли, защищает их от излишней солнечной энергии – не дает терять много влаги, а кроме того, «отдает» сожителю часть своего запаса влаги. Благодаря такой поддержке, водоросль редко чувствует недостаток влаги…»

В.В.Лункевич «Занимательная биология»

  • «Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома.  Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».

В.В.Лункевич «Занимательная биология»



Приложение5

Задание для индивидуальной работы при закреплении

Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.

Приложение 5

Задание для индивидуальной работы при закреплении

Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.



Приложение 5

Задание для индивидуальной работы при закреплении

Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.



Просмотр содержимого презентации
«викторина биотические связи»

Викторина по теме «Биотические связи в природе»

Викторина по теме «Биотические связи в природе»

Типы биотических связей 200 Экология в стихах 300 200 Найди подобное в природе 400 300 500 400 500 500

Типы биотических связей

200

Экология в стихах

300

200

Найди подобное в природе

400

300

500

400

500

500

Типы биотических связей 200 Между какими животными возникают  конкурентные отношения? 1.Белка и заяц 2.Белка и куница 3. Белка и сойка

Типы биотических связей 200

Между какими животными возникают

конкурентные отношения?

1.Белка и заяц

2.Белка и куница

3. Белка и сойка

Типы биотических связей 200 Между какими животными возникают  конкурентные отношения? 1.Белка и заяц 2.Белка и куница 3. Белка и сойка

Типы биотических связей 200

Между какими животными возникают

конкурентные отношения?

1.Белка и заяц

2.Белка и куница

3. Белка и сойка

Типы биотических связей 300 Какие отношения являются симбиотическими? Вьюнок – малина Ель – белый гриб Волк – лиса Клубеньковые бактерии – бобовые Заяц - белка

Типы биотических связей 300

Какие отношения являются симбиотическими?

  • Вьюнок – малина
  • Ель – белый гриб
  • Волк – лиса
  • Клубеньковые бактерии – бобовые
  • Заяц - белка

Типы биотических связей 300 Какие отношения являются симбиотическими? Вьюнок – малина Ель – белый гриб Волк – лиса Клубеньковые б актерии – бобовые Заяц - белка

Типы биотических связей 300

Какие отношения являются симбиотическими?

  • Вьюнок – малина
  • Ель – белый гриб
  • Волк – лиса
  • Клубеньковые б актерии – бобовые
  • Заяц - белка

Типы биотических связей 400

Типы биотических связей 400

  • Найдите организмы, вступающие друг с другом в конкурентные отношения: выхухоль, выдра, гиеновидная собака, водяная крыса, щука, леопард, ондатра, гиена.
Типы биотических связей 400

Типы биотических связей 400

  • водяная крыса, выхухоль и ондатра
  • щука и выдра
  • гиена, гиеновидная собака и леопард
Экология в стихах 200

Экология в стихах 200

  • О каких отношениях идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина?
  • Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
  •   Страшатся щуки крокодила;
  •   От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
  • Всегда имеет верх над слабостью сила.
  • А.С.Пушкин.
Экология в стихах 200

Экология в стихах 200

  • Хищничество
Экология в стихах 300 О каких биотических связях повествует автор стихотворения? Запрягся рак-отшельник...   Актиния на нем... Отшельник не досадует, Что ноша тяжела,   Ведь часто крошки падают   К нему с ее стола. Е. Фейкрабенд .

Экология в стихах 300

О каких биотических связях повествует автор стихотворения?

Запрягся рак-отшельник...

  Актиния на нем...

Отшельник не досадует,

Что ноша тяжела,

  Ведь часто крошки падают

  К нему с ее стола.

Е. Фейкрабенд .

Экология в стихах 300

Экология в стихах 300

  • Мутуализм
Экология в стихах 400  Какой биологический смысл вкладывает автор в стихотворение? О каком типе взаимоотношений идёт речь в стихотворении Свифта? Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая мошка;   На блошке той – блошинка - крошка,   В блошинку же вонзает зуб сердито   Блошиночка ... и так до бесконечности. Д.Свифт.

Экология в стихах 400

Какой биологический смысл вкладывает автор в стихотворение? О каком типе взаимоотношений идёт речь в стихотворении Свифта?

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая мошка;

  На блошке той – блошинка - крошка,

  В блошинку же вонзает зуб сердито

  Блошиночка ... и так до бесконечности.

Д.Свифт.

Экология в стихах 400

Экология в стихах 400

  • Речь идёт о том что, на одном животном может паразитировать одновременно большое количество всевозможных паразитов. Тип взаимоотношений - паразитизм.
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Найди паразитов среди перечисленных организмов: вьюнок, омела, росянка, роза, заразиха, одуванчик, папоротник, повилика, аскарида, сороконожка, бычий цепень, клоп, клещ, майский жук, стрекоза.
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Найди паразитов среди перечисленных организмов: вьюнок, омела, росянка, роза, заразиха , одуванчик, папоротник, повилика , аскарида , сороконожка, бычий цепень , клоп , овод, клещ , майский жук, стрекоза.
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Найдите хищников среди перечисленных растений и животных: омела, росянка, роза, кувшинка, снегирь, клест, ястреб, лещь, окунь, щука, буйвол, кенгуру, снежный барс, куница.
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Найдите хищников среди перечисленных растений и животных: омела, росянка , роза, кувшинка, снегирь, клест, ястреб , лещ, окунь , щука , буйвол, кенгуру, снежный барс , куница .
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Определи тип взаимоотношений изображённый на картинке и найди подобное в мире растений и животных.
Найди подобное 500

Найди подобное 500

  • Конкуренция внутривидовая

Просмотр содержимого презентации
«кроссворд»

4 10 1 5 2  7 3 8 9 6

4

10

1

5

2

7

3

8

9

6

По горизонтали: 1. Биотическая связь, при которой особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. 2. Любая взаимополезная обязательная и случайная биотическая связь, повышающая выживаемость каждого из видов в борьбе за существование. 3. Биотическая связь, при которой особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида. 6. Форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. 9. Взаимоневыгодный тип связи, при котором два близких вида существуют за счёт одного общего ресурса, которого на всех не хватает.

По вертикали: 4. Односторонняя связь, выгодная для одного партнёра и безразличная для другого. 5. Полезное сожительство, превратившееся в тесное физическое сожительство, при котором один вид не может существовать без другого. 7. Биотическая связь, при которой один вид умерщвляет представителей другого вида и использует их в качестве пищи. 8. Биотическая связь и способ питания организмов за счет питательных веществ другого организма, при чем последний при этом не погибает, но чувствует себя угнетённо. 10. Сложная система связей между живыми организмами в природе.

к б о р м а  к и в а с р т в т т н о  с м о и з е л и а м м т у у м и н а ч н л х с н в о т б е с е и и и е п а щ а о с л н з р у е к к н н о я ц и и и а з ч з м е е и с т т й и т н е з м л а р в з о м

к

б

о

р

м

а

к

и

в

а

с

р

т

в

т

т

н

о

с

м

о

и

з

е

л

и

а

м

м

т

у

у

м

и

н

а

ч

н

л

х

с

н

в

о

т

б

е

с

е

и

и

и

е

п

а

щ

а

о

с

л

н

з

р

у

е

к

к

н

н

о

я

ц

и

и

и

а

з

ч

з

м

е

е

и

с

т

т

й

и

т

н

е

з

м

л

а

р

в

з

о

м

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Урок биологии в 9 классе на тему «Биотические связи в природе»

Урок биологии в 9 классе на тему «Биотические связи в природе»

Цели урока:

Цели урока:

  • образовательные Формирование знаний о биотических связях в живой природе;
  • развивающие - развитие умения самостоятельно приобретать знания, творческой инициативы и активности, умения анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • воспитательные воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, интерес к предмету и развитие коммуникативных качеств: доброжелательное отношение, взаимопомощь , умение сотрудничать; формирование эстетического вкуса.
Соседи, соседи: жуки и медведи. Орлы и козявки, деревья и травки Прожить без соседей – увы! – невозможно. Иных, обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде. М.Х. Левитман

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

М.Х. Левитман

Начнём знакомство с пищевыми или трофическими связями. Просмотрите анимацию и выполните задания.

Начнём знакомство с пищевыми или трофическими связями. Просмотрите анимацию и выполните задания.

2. Индивидуальная словарная работа:  Выпишите в тетрадь определения основных понятий вашей схемы.  1. Индивидуальная работа . Выделите основные понятия, о которых рассказано в анимации и дополните схему:

2. Индивидуальная словарная работа: Выпишите в тетрадь определения основных понятий вашей схемы.

  • 1. Индивидуальная работа . Выделите основные понятия, о которых рассказано в анимации и дополните схему:

Свирепый волк с кормящею волчат Волчицею – гроза невинных стад; Орёл, стремясь из-под небес стрелою, Грозит голубке смертью злою. Голубка ж, как овца, должна, Кормясь, губить ростки и семена. Охотнице-сове, средь ночи тёмной Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживлённый, Вползая вверх, цветок съедает сонный . Работа в парах:  Прочитайте стихотворение Овидия (древнеримский поэт) и составьте схемы пищевых связей, складывающиеся между героями этого стихотворения

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный .

Работа в парах:

Прочитайте стихотворение Овидия (древнеримский поэт) и составьте схемы пищевых связей, складывающиеся между героями этого стихотворения

Работа в группах: 1 группа - изучите полезные биотические связи, воспользовавшись учебником основным и дополнительным, подготовьте выступление и заполните свою часть кроссворда (вопросы 1-5). 2 группа – изучите невыгодные и безразличные биотические связи, воспользовавшись учебником основным и дополнительным подготовьте выступление и заполните свою часть кроссворда (вопросы 6-10). 3 группа – Прочитайте отрывки, и назовите виды взаимоотношений между этими живыми организмами.

Работа в группах:

1 группа - изучите полезные биотические связи, воспользовавшись учебником основным и дополнительным, подготовьте выступление и заполните свою часть кроссворда (вопросы 1-5).

2 группа – изучите невыгодные и безразличные биотические связи, воспользовавшись учебником основным и дополнительным подготовьте выступление и заполните свою часть кроссворда (вопросы 6-10).

3 группа – Прочитайте отрывки, и назовите виды взаимоотношений между этими живыми организмами.

Индивидуальная работа Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.

Индивидуальная работа Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-) или безразлично (0) и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, 2. Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9. Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.

«Своя игра». Игра – викторина - «Биотические связи природе» - работа в группах с помощью управляемой презентации.

«Своя игра». Игра – викторина - «Биотические связи природе» - работа в группах с помощью управляемой презентации.

Рефлексия

Рефлексия

  • Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. У меня освободился микрофон, и поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…
  • - Для меня стало новым…
  • - Меня удивило…
  • - Я научился…
  • - Я понял, что могу…
  • - Мне понравилось (не понравилось)…
Информация о домашнем задании:  сочинение от лица любого живого организма на тему «Мои друзья, враги, соседи». Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать: §53 и составить 5 вопросов по содержанию параграфа. Предлагаю вам нарисовать в тетради своё настроение, с которым вы уходите с урока.

Информация о домашнем задании:

сочинение от лица любого живого организма на тему «Мои друзья, враги, соседи». Кому скучно работать одному, можно объединиться и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать: §53 и составить 5 вопросов по содержанию параграфа.

Предлагаю вам нарисовать в тетради своё настроение, с которым вы уходите с урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Материалы для урока по теме "Биотические связи в природе" 9 класс

Автор: Никитин Сергей Николаевич

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства