Просмотр содержимого документа
«Лишайники - изумительная выдумка природы»
Тема: Лишайники – не растения,
а симбиоз гриба и водоросли
5 класс
Урок разработала
учитель биологии
Ужегова М. С.
МАОУ «СОШ 17»
г. Соликамск
2015 год
Биология. 5 класс. Урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли».
Цели (ожидаемые результаты):
1. Предметные (образовательные): сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников; дать представление о роли лишайников в природе;
2. Метапредметные (деятельностные): 1) регулятивные УУД: сформировать умение ставить цель; оценивать и корректировать свою деятельность;
2) познавательные УУД: научить выбирать способ решения поставленной задачи; сформировать умение владеть смысловым чтением; научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
3) коммуникативные УУД: сформировать умение работать в группе.
Задачи (учебные действия):
1. Предметные (образовательные): путем сравнения строения грибов и водорослей определить строение лишайника, симбиоз двух организмов в одном; сформулировать отличительные признаки лишайников от других организмов; определить роль лишайников в природе;
2. Метапредметные (деятельностные): проанализировать текст учебника, изучить рисунки.
Проблемная ситуация и актуализация знаний (мотивация).
1. Замечательный русский ученый К. А. Тимирязев в 1885 году посвятил этим организмам одну из своих блестящих публичных лекций, которую назвал «Растение - сфинкс».
Но эти организмы не растения, они представляют собой симбиоз двух организмов.
Они обитают на коре деревьев и камнях. Это первые поселенцы на обнаженном грунте.
Это ценнейший, а зимой и единственный корм для северных оленей.
Как вы думаете, ребята, о каких организмах идет речь? (О лишайниках)
Чем лишайники отличаются от изученных нами живых организмов? Каково строение лишайника?
2. Угадайте загадки.
«Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору».
«Удивительное дело – как дружны зелёный с белым! Друг за друга отвечают и друг друга выручают».
– Что можно узнать о лишайниках из этих загадок?
Ответы детей.
Запись формулировки в тетради.
Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.
3. Расскажите, что вы уже узнали о лишайниках и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
Ответы детей. Если забывают о симбиозе, то учитель задает дополнительные вопросы. А что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза мы уже знаем?
Совместное открытие знаний (изучение нового материала)
Наука, изучающая лишайники, называется лихенология.
1. Попробуйте самостоятельно подумать как устроен лишайник, как в нем уживаются два организма – гриб и водоросль, как они питаются и размножаются. Зарисуйте свое предположение о строении лишайника. Объясни соседу по парте. (коммуникативные УУД)
Давайте проверим по учебнику ваши предположения, стр. 125, текст и рис. 23.2 (познавательные УУД)
– Из каких организмов состоит лишайник?
2. Вспоминаем:
– Какова роль этих организмов в экосистеме?
– Можно ли лишайник считать экосистемой?
– Что у лишайника в строении – от гриба, а что – от водоросли?
Стр. 124 – 125, читаем и отвечаем на вопросы:
– Как питается лишайник? Чем?
– Как растут лишайники?
– Где можно встретить лишайники?
– Размножение лишайников.
3. Работа в парах.
Рассмотрите экземпляры в гербарии, чем они похожи, а чем отличаются? (коммуникативные УУД)