kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лишайники - изумительная выдумка природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5 класса. Соответствует ФГОС. Прописаны все цели и задачи, УУД

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лишайники - изумительная выдумка природы»
















Тема: Лишайники – не растения,

а симбиоз гриба и водоросли

5 класс















Урок разработала

учитель биологии

Ужегова М. С.

МАОУ «СОШ 17»

г. Соликамск









2015 год

Биология. 5 класс. Урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли».

Цели (ожидаемые результаты):

1. Предметные (образовательные): сформировать представление об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников; дать представление о роли лишайников в природе;

2. Метапредметные (деятельностные): 1) регулятивные УУД: сформировать умение ставить цель; оценивать и корректировать свою деятельность;

2) познавательные УУД: научить выбирать способ решения поставленной задачи; сформировать умение владеть смысловым чтением; научить сравнивать, анализировать, классифицировать;

3) коммуникативные УУД: сформировать умение работать в группе.

Задачи (учебные действия):

1. Предметные (образовательные): путем сравнения строения грибов и водорослей определить строение лишайника, симбиоз двух организмов в одном; сформулировать отличительные признаки лишайников от других организмов; определить роль лишайников в природе;

2. Метапредметные (деятельностные): проанализировать текст учебника, изучить рисунки.



  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний (мотивация).


1. Замечательный русский ученый К. А. Тимирязев в 1885 году посвятил этим организмам одну из своих блестящих публичных лекций, которую назвал «Растение - сфинкс».

Но эти организмы не растения, они представляют собой симбиоз двух организмов.

Они обитают на коре деревьев и камнях. Это первые поселенцы на обнаженном грунте.

Это ценнейший, а зимой и единственный корм для северных оленей.

Как вы думаете, ребята, о каких организмах идет речь? (О лишайниках)

Тема урока: Лишайники – симбиоз двух организмов.


Давайте вместе сформулируем проблемный вопрос?

Формулируют ребята, формулировка лучшей фиксируется (регулятивные УУД).

Чем лишайники отличаются от изученных нами живых организмов? Каково строение лишайника?


2. Угадайте загадки.

«Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору».

«Удивительное дело – как дружны зелёный с белым! Друг за друга отвечают и друг друга выручают».


– Что можно узнать о лишайниках из этих загадок?

Ответы детей.

Запись формулировки в тетради.

Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.

3. Расскажите, что вы уже узнали о лишайниках и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.

Ответы детей. Если забывают о симбиозе, то учитель задает дополнительные вопросы. А что такое симбиоз? Какие примеры симбиоза мы уже знаем?


  1. Совместное открытие знаний (изучение нового материала)


Наука, изучающая лишайники, называется лихенология.

1. Попробуйте самостоятельно подумать как устроен лишайник, как в нем уживаются два организма – гриб и водоросль, как они питаются и размножаются. Зарисуйте свое предположение о строении лишайника. Объясни соседу по парте. (коммуникативные УУД)

Давайте проверим по учебнику ваши предположения, стр. 125, текст и рис. 23.2 (познавательные УУД)

– Из каких организмов состоит лишайник?


2. Вспоминаем:

– Какова роль этих организмов в экосистеме?

– Можно ли лишайник считать экосистемой?

– Что у лишайника в строении – от гриба, а что – от водоросли?

Стр. 124 – 125, читаем и отвечаем на вопросы:

– Как питается лишайник? Чем?

– Как растут лишайники?

– Где можно встретить лишайники?

– Размножение лишайников.


3. Работа в парах.

Рассмотрите экземпляры в гербарии, чем они похожи, а чем отличаются? (коммуникативные УУД)

Какие бывают лишайники? Стр. 125 – 126 и рис. 23.3 (познавательные УУД)


4. Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут.

Выскажи предположение, о чем говорится в тексте с таким названием.

Все ли виды лишайников сразу поселяются на субстрате?

Могут ли они расти в затенённых местах? Почему?

Какова роль лишайников в природе и в жизни человека?


5. Подведение итога изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п.

Например:


водоросль

гриб

Орган. в- ва

Вода и мин. соли

















III. Самостоятельное применение знаний (закрепление материала, рефлексия)

1. Ответьте на вопросы: верно или неверно

  1. Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли (+)

  2. Организмы в лишайнике питаются одинаково (--)

  3. Водоросли в лишайнике располагаются в центре слоевища (+)

  4. Органические вещества в лишайник поставляет гриб (--)

  5. Лишайники могут обитать в загрязненном воздухе (--)

  6. Лишайники – пионеры растительности, первые поселенцы (+)

2. Рассмотри срез лишайника под микроскопом. Постарайся обнаружить клетки водорослей и гифы грибов. Зарисуй.

Регулятивные УУД


IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям.

Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).

– Почему лишайники называют «изумительной выдумкой природы» или «растениями-сфинксами»?

Домашнее задание: § 23, вопрос 5, 7, стр. 127 (учебник 5 класс школа 2100)

Подготовить доклад по теме (на выбор): 1. Роль лишайников в жизни человека, 2. Лишайники – индикаторы чистого воздуха



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лишайники - изумительная выдумка природы

Автор: Ужегова Марина Сергеевна

Дата: 29.09.2016

Номер свидетельства: 346743


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства