Данная программа по биологии «Зеленая аптека моего края» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, с историей использования лекарственных растений, с группами лекарственных растений, с временем, правилами и месте сбора и хранения. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о лекарственных растениях и о растительном мире в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Кружок "Зеленая аптека моего края"»
Солтүстік Қазакстан облысы
Тайынша ауданы
Ильич орта мектебі
Бағдарлама
Программа
Кружок
«Зеленая аптека моего края»
для 5 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
2017 г
Рабочую программу составила для 5 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля Абжатова А.Б
учитель биологии.
Данная программа по биологии «Зеленая аптека моего края» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, с историей использования лекарственных растений, с группами лекарственных растений, с временем, правилами и месте сбора и хранения и т. д. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о лекарственных растениях и о растительном мире в целом.
В рамках этого курса предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья при помощи народных средств, лекарственные растения.
Литература для учителя
1. «Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
2. А. И. Тарасов. «Эколого-ботанические экскурсии в природу» (Учебно – методическое пособие) Сургут: информационно-издательский концерн. Х – М. «Северный дом» 1995 г.- 88 с., ил.
3. В. В. Петров. «Лес и его жизнь» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1986 г. 159 с., ил.
4. В. В. Петров. «Растительный мир нашей Родины» (Книга для учителя) М. «Просвещение» 1991г., 205 с +2
5. В. И. Кузнецова. «Уроки ботаники» (Пособие для учителя) М. «Просвещение» 1985. – 173 с., ил. +2
6. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.
7. Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.
8. Экология: энциклопедия. — М., 2008.
9. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
10. Интернет-сайт http://www.floranimal.ru
Литература для ученика
1.«Биология: Справочные материалы» (Учебное пособие для учащихся) Д. И. Трайтак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С. И. Балуев; Под редакцией Д. И. Трайтака. М. «Просвещение» 1983. – 106 с. Ил.
2. «Энциклопедия для детей. Том 2. Биология», 8-ое издание, переработанное и дополненное. М. «Аванта +» 2000. – 704 с.
3. А. М. Розенштейн. «Самостоятельные работы учащимся по биологии. Растения» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1988 г – 144 с .
4. В. Рохлов, А. Теремов, Р. Пестрова. Серия «Занимательные уроки» «Занимательная ботаника» (Книга для учащихся, учителей и родителей) М. «Аст – пресс» 1999г., 430 с +2
5. Д. И. Трайтак. «Книга для чтения по ботанике. Для учащихся 5 – 6 классов» 2-ое издание, переработанное. М. «Просвещение» 1985 – 223 с., ил.
6. Жизнь растений. В 10-томах. Москва. 1970 г.
28
Охраняемые животные. Животные Красной книги.
1
29
Что такое экология? Экологические проблемы современности.
1
30-31
Методы охраны природы. Природоохранные территории.
2
32-33
Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт.
2
34
Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета»
1
Итог
34
Бағдарлама
Программа
Кружок
«Зеленая аптека моего края»
для 5 класса
общеобразовательных школ
естественно- математического направления
биогеографического профиля.
2017 г
Цель программы:
Дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области биологии и экологии.
Определить готовность учащихся к изучению взаимосвязи между состоянием здоровья человека и окружающей средой, развитие умения использовать и применять сырьё местной флоры для укрепления здоровья.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Формировать и развивать у учащихся навыки и умения, связанные с умением самонаблюдения, сравнивания.овладения биологическими знаниями, умением делать выводы, находить главное из предложенной информации;
Повысить уровень общих и социальных знаний и умений по биологии;
Сформировать понятие о природотерапии, значении солнца, воды, животных, лекарственных растений в жизни человека; представление о современных достижениях народной медицины, об охране растительного мира вообще и лекарственных растениях в частности;
Развивать творческие способности каждого члена кружка;
Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в группе, в парах, к коллективе;
Научить работать с дополнительными материалами (литературой, видеосъёмкой, фотографированием и.т.д.)
16
Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли.
1
17
Удивительный мир растений. Экзотические плоды.
1
18
Кто такие? Где живут? Определение растений
1
19-20
Удивительный мир растений. Ядовитые растения.
2
21
Лекарственные растения.
1
22- 25
Растения красной книги Северо- Казахстанской области и меры по их охране.
4
26
Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала.
27
Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных.
5-6
Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.)
2
7-8
Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки).
2
9-10
Фасовка семян. Изготовление этикеток
2
11-15
Изготовление муляжей овощей и фруктов
5
16
Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли.
1
Пояснительная записка
Курс предназначен для проведения кружковых занятий учащимся 5 класса общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о природе и окружающем их мире. Программа рассчитана на 1 год обучения на 34 часов по 1 часу в неделю.
Кружок «Зеленая аптека моего края» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них, с историей использования лекарственных растений, с группами лекарственных растений, с временем, правилами и месте сбора и хранения и т. д. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о лекарственных растениях и о растительном мире в целом. В рамках этого курса предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья при помощи народных средств, лекарственные растения.Данный кружок имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе местного материала. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей в форме конференции.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Учащиеся должны знать:
значение воды. Солнца в жизни человека;
значение животных в жизни человека;
лекарственные растения, произрастающие в нашей местности;
правила сбора и первичной обработки лекарственного сырья;
применение наиболее часто используемых и распространённых в природе видов лекарственных растений. Противопоказания в использовании;
принципы рационального использования различных источников природы.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать и описывать факторы, отрицательно или положительно влияющие на здоровье человека;
проводить мониторинговые наблюдения;
находить взаимосвязь науки и народной медицины;
находить необходимую информацию из дополнительных средств информации;
определять в природе и по гербарным экземплярам наиболее распространённые виды растений своего района;
применять полученные знания при изучении базовых дисциплин школьного курса;
собирать и сушить лекарственное сырьё;
применять полученные знания в жизненной практике;
Список учащихся 5 класса
посещающих кружок «Зелёная аптека моего края»
№ п/п
Фамилия, имя
1
Ахмет Айжан
2
Бекетова Кристина
3
Балбергенов Диаз
4
Гончаров Данил
5
Ергали Азамат
6
Пшеничникова Алина
7
Мигаль Елена
8
Шмок Ангелина
Время проведения кружка
_____________________________
Место проведения:
Кабинет биологии, территория школьного двора.
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Техника безопасности во время посещения кружка.
1
2
Экскурсия по территории сельского поселения.
1
3-4
Биологические особенности растений в осенний период.
2
Календарно-тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1
Введение. Техника безопасности во время посещения кружка.
1
2
Экскурсия по территории сельского поселения.
1
3-4
Биологические особенности растений в осенний период.
2
5-6
Сбор семян с однолетних цветковых растений (бархатцы, астры. декоративный салат, панские и др.)
2
7-8
Посадка многолетних цветковых растений (сентябрины, ирисы, дубки).
2
9-10
Фасовка семян. Изготовление этикеток
2
11-15
Изготовление муляжей овощей и фруктов
5
16
Удивительный мир растений. Древнейшие растения Земли.
1
17
Удивительный мир растений. Экзотические плоды.
1
18
Кто такие? Где живут? Определение растений
1
19-20
Удивительный мир растений. Ядовитые растения.
2
21
Лекарственные растения.
1
22-25
Растения красной книги Северо- Казахстанской области и меры по их охране.
4
26
Творческие занятия. Изготовления поделок из природного материала.
1
27
Занимательная зоология. Шарады и загадки о животных.
1
28
Охраняемые животные. Животные Красной книги.
1
29
Что такое экология? Экологические проблемы современности.
1
30-31
Методы охраны природы. Природоохранные территории.
2
32-33
Забота о растениях. Посадка семян однолетников в открытый грунт.
2
34
Экологическая акция: «Чистое село - чистая планета»