МОУ «Школа №112 г. Донецка»
учитель биологии Кондратьева А.А.
Дата: 8-А____________8-Б__________8-В____________
9-А __________ 9-Б___________
План-конспект урока по биологии № _____________
для 8(9) классов по теме:
Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы кровеносных сосудов
Цели: раскрыть понятие кровообращение, причины движения крови. Особенности строения органов кровообращения в связи сих функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения; определить, какое физическое явление лежит в основе движения крови.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятия:
Развивающие:
сравнить скорость движения крови в различных отделах кровеносной системы;
формировать умения: подсчитывать пульс, измерять артериальное давление;
работать с текстом и рисунками учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, работать в группах.
Воспитательные:
Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы, модель торса человека, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);
2. В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам);
3. Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносных системах позвоночных животных? (появление малого (легочного) круга кровообращения в связи с выходом животных на сушу).
III. Изучение нового материала.
Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как “богоотступника” вместе с написанной им “еретической” книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
На рис.______ учебника найдите большой круг кровообращения:
В каком отделе сердца он начинается?
По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
В каких происходит газообмен?
По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?
Составление схемы БКК:
Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.
На рис. ______ учебника найдите малый круг кровообращения:
Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?
Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?
Что происходит с легочной артерией в легких?
Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?
Составление схемы МКК:
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. ____________.
Задание: найти ответ на вопрос: какое физическое явление лежит в основе движения крови? Выписать определение термина в тетрадь.
Обсуждение.
Сердце, как насос, качает кровь по сосудам. Движение крови характеризуется:
Кровяным давление
Пульсом
Скоростью тока
Охарактеризуйте каждое из этих понятий.
Что называется кровяным давление? Какие знания о кровяном давлении вы получили из текста учебника?
Кровяное давление – это давление крови на стенки сосудов, или давление, под которым находится кровь в кровяных сосудах.
Набольшее давление – в аорте, наименьшее – в крупных венах, т.е. по мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается.
Кровь течет их области высокого давления в область низкого давления.
Давление крови в кровеносной системе не постоянно: наибольшее оно во время сокращения желудочков, а наименьшее – в период расслабления сердца.
Систолическое давление (верхнее) – в момент выброса крови в аорту.
Диастолическое давление (нижнее) – в момент паузы сердца.
Артериальное давление измеряется с помощью тонометра.
1733 год английский ученый Хэлс впервые измерил давление у лошади.
Проблемный вопрос: почему животные не страдают заболеваниями, связанными с изменением давления?
Ответ: потому что они не ходят вертикально.
Что такое пульс?
Пульс – ритмическое колебание стенок артерий.
Вопрос: Что вам известно о движении крови по венам?
Ответ: Кровь по венам движется с помощью сокращающихся скелетных мышц и давления внутренних органов.
Кровь по венам движется в одном направлении, благодаря венозным клапанам.
Вопрос: Расскажите о движении лимфы в организме.
Ответ: Тканевая жидкость, омывающая клетки, собирается в лимфатические капилляры. Сливаясь друг с другом, лимфатические капилляры образуют лимфатические сосуды.
Самый крупный лимфатический сосуд впадает в вену в нижнем отделе шеи. На пути следования лимфы находятся лимфатические узлы – биологические фильтры, в которых лимфа очищается от микробов.
IV. Закрепление.
Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.
Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.
Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________.
По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам - __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь.
Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:
“5” - полностью справился с заданием;
“4” - выполнил задание с 2 ошибками;
“3” - выполнил задание с 3 ошибками;
“2” - не справился с заданием, много ошибок.
V. Итоги, домашнее задание.
Изучить текст на с.134-135, выполнить задания рубрики «Проверьте свои знания» на с.136
VI. Домашнее задание.
Параграф _______.
Творческие задания:
В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?
4