kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровообращение. Лимфообращение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает изучить состав внутренней среды организма человека. Самостоятельно подготовиться к успешной государственной аттестации за 9,11 классы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровообращение. Лимфообращение»



УРОК



ПО БИОЛОГИИ



НА ТЕМУ: «КРОВООБРАЩЕНИЕ.



ЛИМФООБРАЩЕНИЕ»


( 8 класс)





















ГБОУ МКЛ № 1310 ВАО Г. МОСКВА

учитель ЖУКОВА И. Д.


Тема урока: «Кровообращение. Лимфообращение.»

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока::

Обучающая: знакомство учащихся с составом, строением, значением кровообращения и лимфообращения.

Развивающая: продолжить формирование эволюционного мировоззрения о кровеносной системе, полученных в курсе зоологии.

Воспитывающая: выработка у учащихся убеждения о значении физических упражнений для организма (влияние мышечных движений на кровообращение), вред никотина и алкоголя на систему кровообращения.


Оборудование урока :


таблица Эволюция кровеносной системы


плакат МКК и БКК


таблица «Лимфообращение»


учебный видеофильм


схемы – кровообращения и лимфообращения


модель сердца


раздаточный материал



Распределение времени на уроке.


Организация

урока

Повторение

дом. задание

Опрос дом.

задания

Изучение нового

материала

Тестиро-

вание

Закреп-

ление

Итог

урока

Инструктаж

дом. зад.

2 мин.

2 мин.

11 мин.

20 мин.

4 мин.

2 мин.

3 мин.

1 мин.


Организационный момент – 2 минуты.

Повторение домашнего задания – 2 минуты.

Ⅰ. Опрос – повторение.

  1. Что обеспечивает защитные свойства организма?

    • Что входит в состав внутренней среды?

  2. Что такое иммунитет? Виды иммунитета?

Какие клетки крови выполняют защитные функции ?

  1. Что такое вакцина?

Есть ли вакцина СПИДА? ( в стадии разработки)

  1. Работа по карточкам (Дифференцированный опрос)

  2. Контроль знаний.

Ⅱ. Изучение нового материала.

Раздаточный материал – приложение 1

«- В нашем организме кровь находится в непрерывном движении по замкнутой системе сосудов. Это движение называется Кровообращением. Оно зависит от работы сердца, которое служит основным источником движения крови. Сердце нагнетает кровь в сосуды, обеспечивает её движение и возвращение к самому сердцу.

«Кровообращение –

Это сердце и сосуды внутри нас.

Хоть вид и замкнут у системы

По ней рекою кровь течёт –

Она работу выполняет.

И кто об этом знает –

Тот благодарен ей

Она нам жизнь даёт.»


Кровеносная система прошла долгий путь в развитии и совершенствовании.

Какой путь она прошла?»


Плакат эволюции кровеносной системы.


Состав кровообращения

Класс Рыбы

Класс Земноводных

Класс

Пресмыкающихся

Класс

Птиц

Класс
Млекопитающие

сердце

2

3

3

4

4

круги кровообращения

1

2

2

2

2


* Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Кровеносная система усложнялась и совершенствовалась от форм более простых ( непостоянной t° тела хладнокровные животные) к формам более сложным (с постоянной t° тела теплокровные животные)

Рассказ учителя.

«- В течение многих веков люди не знали, как движется кровь, каково её строение. Это порождало фантастические представление о ней.

Круговое движение крови открыл английский учёный Уильям Гарвей в 1628г. (Сообщение доклад).

Гарвей изучил движение крови и пришел к выводу, что сердце перекачивает кровь и заставляет её двигаться по замкнутой системе сосудов. Тем самым он произвёл революцию в умах людей, за что подвергался нападкам со стороны представителей религии и противников его учения. Дом Гарвея был разгромлен, а его научные труды и препараты уничтожены. Сам он не пострадал, так как был в отъезде. Споры вокруг учения о кровообращении закончились к концу ⅩⅦ в., когда ученые впервые увидели под микроскопом капилляры.»

«- Что же представляет сосудистая система у человека?» (Учебный материал 7м.)

* Обратите внимание на строение сердца, сосудов, лимфу?


Просмотр учебного видеофильма.

Физическая минутка

Для улучшения мозгового кровообращения выполним физическую минутку.

Исходное положение – сидя на стуле.

На счет :

1 – Отвести голову назад

2 – Плавно наклонить назад

3 – Голову наклонить вперед

4 – Плечи не поднимать

Итак 5 раз.

? Ребята! Какое строение сердца у человека?

4 камерное, в правой части поступает вен. кр. (богата СО2 , цвет темно-борд.)

в левую часть поступает арт. кр. (богата О2, цвет красный алый)

? Почему малый круг кровообращения называется легочным?

? Где происходит газообмен О2 и СО2 ? ( в легких)

? Где начинается МКК ? (правый желудочек. в левое предсердие)

? Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения ?

( левый желудочек в правое предсердие.)

Плакат МКК и БКК.


Значение БКК

Доставка крови к клеткам, тканям, органам человека. Движение крови по сосудам происходит по артериям, венам капиллярам.

Работа по учебнику рис. на стр. 5, 6.

Проследим строение сосудов и их назначение.

Артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца. Они выполняют функцию доставки крови к органам.

Строение артерии:


СЛОИ:

наружный слой

средний слой

внутренний слой

строение

соединительные ткани

Эластичные волокна клетки гладкой мышечной ткани

слой эпителия- гладкий

назначение

защитная функция

позволяет выдерживать давление крови

способствует передвижению крови


Вены – сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Мало мышечных волокон, так как кровь движется при низком давлении (стенки тоньше и мягче).

Капилляры – тонкие сосуды, один слой клеток. В них происходит обмен жидкостями, питательными веществами, газами между клеткой и кровью. У человека в состоянии покоя открыто от 20% - 30% капилляров в кровоток. При увеличении нагрузки открываются дополнительные капилляры (у спортсменов).

(См. рис. стр 5).

? Как называется сосуд несущий венозную кровь в легкие? (Легочная артерия)

? Как называется сосуд приносящий артериальную кровь в лев. пред.? (Легочная вена)

В малом круге кровообращения –сосуды называются «исключения», так как по венам течет венозная кровь, по артериям – артериальная кровь.




Лимфообращение.

К внутренней среде организма человека относится – лимфа. Бесцветная, прозрачная жидкость, отличающаяся от крови отсутствием эритроцитов, тромбоцитов, концентрацией белка. В ней содержится много лимфоцитов. Органы и ткани нашего организма пронизаны не только кровеносными сосудами, но и лимфатическими сосудами ( рис. на стр. 16).

Тканевая жидкость всасывается в лимфатические капилляры, сливаясь друг с другом образует лимфатические сосуды.

Лимфа в лимфат. сосуд Лимфа грудной проток Лимфа в крупные вены шеи.


При движении лимфа течет в одном направлении. ( Благодаря сокращению стенок сосудов и клапанам, открывающимся в сторону верхней полой вены).


Лимфатическая система выполняет следующие функции:

- возврат белков, солей, воды в кровь

- всасывании жиров из кишечника

- выполняет защитную функцию организма человека.


Ⅲ. Закрепление материала.

Тестовые задания по вариантам (см. приложение 2).


Ⅳ. Проверка консультантами работ


Ⅴ. Вывод урока.

* Что узнали нового?

Ⅵ. Подведение итогов урока

Ⅶ. Запись домашнего задания :

  • стр. 4-6, 15-16 по учебнику И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.Человек. 8 класс».

  • Работа с компьютером. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Интернет-ссылки:

  1. http://www.ebio.ru/che06.html

  2. http://www.fep.tsure.ru/win/egamt/learn/biology/lek_8.pdf

Приложение 1


Движение крови и лимфы в организме

Вариант 1

  1. Соотнесите названия сосудов с особенностями их строения:


Сосуды

Особенности строения

  1. Артерии ___________

  2. Вены ____________

  3. Капилляры ________

а) стенки растяжимы, содержат мало мышечных волокон
б) стенки состоят из одного слоя плоских клеток
в) стенки эластичные, содержат много мышечных волокон


2. Плоский эпителий выстилает:

а) наружный слой артерии

б) средний слой артерии

в) внутренний слой артерии

3. Обмен веществ между кровью и клетками происходит:
а) в капиллярах

б) в венах

в) в артериях

4. В каждый момент времени в кровоток включены:

а) 100% капилляров

б) 30% капилляров
в) 70% капилляров

5. Малый круг кровообращения заканчивается:

а) в левом предсердии

б) в левом желудочке

в) в правом желудочке

Ответы:

Вариант 2


1. Какие сосуды впадают в правое предсердие?

а) легочные вены

б) верхняя и нижняя полые вены

в) венечные (коронарные) сосуды

г) легочные артерии

2. Наиболее важной функцией лимфатической системы яв­
ляется:

  1. возвращение питательных веществ в кровь, имунная защита
    организма

  2. транспорт кислорода и углекислого газа

  3. синтез органических соединений

3. Распределите сосуды и отделы сердца по их отношению к большому и малому кругам кровообращения (см.приложение 1)



Круги кровообращения

Сосуды и отделы сердца

Большой круг ________________

Малый круг__________________

а) левое предсердие
б) левый желудочек
в) аорта
г) легочные вены
д) легочная артерия
е) верхняя полая вена
ж) нижняя полая вена
з) правое предсердие
и) правый желудочек
к) сонные артерии
л) воротная вена печени м) печеночная вена




Ответы:








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кровообращение. Лимфообращение

Автор: Жукова Ирина Дмитриевна

Дата: 11.07.2016

Номер свидетельства: 337281


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства