kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кровь.Состав и свойства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мирончук Наталия Сергеевна. Учитель биологии МБОУ Могилевецкой ООШ. Урок в 8 классе по теме кровь

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кровь.Состав и свойства»

Тема урока: «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тип урока. изучения и первичного закрепления материала

Технология урока.

Вид урока: урок-беседа с использованием презентации.

Цель урока: показать, что внутренняя среда организма - единая система; выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах, образуется тромб.

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать представление о составе крови, её форменных элементах, их строении и значении.

  • Развивающая: продолжить обучение умение находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы, сравнивать клетки эритроцитов и лейкоцитов, применять знания о количестве клеток крови для профилактики сохранения здоровья.

  • Воспитывающая: сформировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Методы урока: словесные (рассказ, беседа); наглядные ( таблицы, презентация).

Средства обучения: таблицы “Кровь” и “Кровеносная система”;

Ход урока

I. Организационный

II. Актуализация знаний 

1) Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2) Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?

3) Что такое лимфа?

4) Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?

III. Изучение нового материала 

1. На сегодняшнем уроке мы продолжаем работать с общей темой “Внутренняя среда организма”. Тема урока “Состав и функции крови.

Какова цель урока? (дети высказывают предложения по постановке цели урока)

1. К какому типу ткани относится кровь организма человека? (соединительная ткань).

2. Какие ещё виды тканей относятся к типу соединительной? (лимфа, костная ткань, хрящевая, жировая, рыхло-соединительная и т. д.).

Для выполнения поставленной цели нашего урока в деталях познакомимся с составом и функциями крови.

Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение “кровь” и запишите в своих тетрадях

1. Вытекает ли кровь в полость тела? (

2. Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости. В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите? (красный осадок и желтоватая жидкость)

Схема на доске (устно проговорить):

Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?

Функции плазмы:

  • Взаимосвязь всех органов организма в целом с внешней средой;

  • Питательная;

  • Выделительная;

  • Защитная;

  • Регуляторная (учащиеся записывают функции плазмы в тетрадь)

В тетрадях заполняют таблицу “Строение и функции крови”).

1. Эритроциты:

  • Красные кровяные тельца.

  • Зрелые эритроциты не содержат ядра.

  • Форма двояковогнутых дисков.

  • Циркулируют 120 дней.

  • Разрушаются в печени и селезенке.

  • Содержат белок — гемоглобин.

  • В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин.(HbO8)

  • Гемоглобин в форме карбоглобина переносит из тканей в лёгкие и небольшое количество углекислого газа.

2. Лейкоциты:

  • Белые клетки крови.

  • Главная функция лейкоцитов - защита.

  • Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом

  • Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества;

  • В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества.

В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

3. Тромбоциты:

  • Кровяные пластинки

  • Бесцветные безъядерные тельца сферической, овальной или палочкообразной формы, диаметром 2-4 мкм.

  • Продолжительность жизни 5-7 дней.

  • Образуются тромбоциты в красном костном мозге.

Функция: СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ.

 2.Лабораторная (демонстрационная) работа.

Изучение препарата крови лягушки и человека.

Цель: Выявить особенности строения эритроцитов человека и лягушки.

Оборудование: микропрепараты крови человека, лягушки; микроскоп.

Ход работы

1. Рассмотрите при большом увеличении микроскопа микропрепараты крови человека.

Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму.

Зарисуйте 1-2 эритроцита.

 2. Рассмотрите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа.

Обратите внимание на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.

3. Сравните эритроциты лягушки и человека; результаты наблюдений занесите в таблицу.

 Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

Эритроцит

Диаметр клетки, мкм.

Форма клетки

Наличие ядра

Человека

7-8

 

 

Лягушки

21-24

 

 

4.Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки.

В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?

Решить задачу: криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Учитель предлагает решить задачу теоретически, выясняя какие вопросы надо рассмотреть при решении этой задачи, для этого какие элементы крови надо сравнить, затем решают задачу практически. По вызову учителя, подходят к препаратам и определяют, где какая кровь. Далее они заполняют таблицу, предложенную учителем. В конце решения задачи выясняют, чья кровь переносит больше кислорода. Почему? (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, эта кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но безъядерные эритроциты характерны для всех млекопитающих, поэтому дать окончательный ответ невозможно.)

Закрепление изученного материала 

Подводя итог изученного материала какие же основные функции выполняет кровь в нашем организме? (учащиеся отвечают)

Функции крови:

1. Транспортная:

  • перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;

  • доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;

  • удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей

  • перенос гормонов, медиаторов.

2. Защитная – участие в клеточных и гуморальных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.

3. Регуляторная – регуляция температуры, водно–солевого обмена между кровью и тканями.

4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза: рН, осмотического давления и др.

А сейчас выполним небольшой тест (презентация)

-У вас есть бланки, где написаны предложения. Если предложение по смыслу правильное, то напротив поставьте “+”, если нет, то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3 минуты.

А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг, другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили?

Бланк

Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”

Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”, если предложение неверно, поставьте “-”.

1. Кровь – это твёрдая ткань.

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

3. Плазма занимает 50% от объёма крови.

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

8. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

9. Мечников И.И. открыл фагоцитоз.

10. Гемоглобин простой или сложный белок.

Выполнил(а):___________ ______

Проверил(а):______ ____________

Оценка:_____________

V. Задание на дом ):

2. Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов;

3. Подумайте над вопросом, каким докторам нужно обращаться для обследования крови?

VI. Подведение итогов проводится беседа по обсуждению результатов работы учащихся.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кровь.Состав и свойства

Автор: Мирончук Наталия Сергеевна

Дата: 15.10.2021

Номер свидетельства: 588614


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства