Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
Учащиеся должны знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.
уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.
Методы урока: Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.
Презентация, фильм
План урока:
1 этап – это АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.
2 этап – посвящен СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.
3 этап – физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз.
4 этап – ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.
5 этап – ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
6 этап – ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью электронного учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.
1. Организационный этап. Приветствие ребят и гостей.
Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята!
Учитель раздает карточки с красным, зеленым, желтым цветом, ребята таким образом разделились на три группы. Учитель раздает оценочные листы и объясняет работу сними.
Оценочный лист.
Группа ______
Раздел
Баллы
Максимальное колличество
1.Внутренняя среда организма
6 балла
2.В некотором царстве
9 балла
3.Заполнение лабораторных листов
3 балла
4.Выполнение лабораторной работы
5 балла
5.Анализы
1 балла
6.Синквейн
3 балла
Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
/Ученик: жидкая внутренняя среда./
Учитель:
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.
Учитель.
Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик :
(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)
Учитель:
А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик:
(Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!!!/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: обобщение понятий о крови ее составе, функциях.
Задачи:
Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
Развивающие: продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями; формировать навыки публичного выступления по заранее подготовленной теме, навыки использования мультимедийного оборудования, интерактивной доски.
Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
Учащиеся должны знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, оксигемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, макрофаги, антигены, антитела, тромбоциты, фибриноген, фибрин.
уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, используя дополнительный материал; работать с учебником и в лабораторных листах; объяснять функции клеток крови и их сущность.
Методы урока: Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии.
Презентация, фильм
План урока:
1 этап – это АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Повторить материал о внутренней среде обитания, ее компонентах, о постоянстве внутренней среды.
2 этап – посвящен СОЗДАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. Его цель пробудить интерес к обозначенной проблеме, наметить поисковую деятельность.
3 этап – физкультминутка – общая релаксация, зарядка для глаз.
4 этап – ОТКРЫТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Знакомство с составом крови , функциями клеток крови и с их сущностью.
5 этап – ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ . Лабораторная работа «Микроскопическое исследование эритроцитов крови человека и лягушки». Медицинский консилиум «Общий анализ крови».
6 этап – ИТОГ УРОКА. Определить качество полученных знаний с помощью электронного учебника и творческого задания в виде СИНКВЕЙНА.
Учитель раздает карточки с красным, зеленым, желтым цветом, ребята таким образом разделились на три группы. Учитель раздает оценочные листы и объясняет работу сними.
Оценочный лист.
Группа ______
Раздел
Баллы
Максимальное колличество
1.Внутренняя среда организма
6 балла
2.В некотором царстве
9 балла
3.Заполнение лабораторных листов
3 балла
4.Выполнение лабораторной работы
5 балла
5.Анализы
1 балла
6.Синквейн
3 балла
Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки?
/Ученик: жидкая внутренняя среда./
Учитель:
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему «Состав внутренней среды», а один из учеников сделает это на доске.
Учитель.
Ученик на доске правильно выполнил задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик :
(Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь)
Учитель:
А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик:
(Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся.)
Учитель: А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? /Дети – ДА!!!/
Учитель:
Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
/Дети: Гомеостаз!!!/
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
/Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д./
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Молодцы!!!
Ребята ,а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
«КРОВЬ – что это?». Из чего она состоит, ее химический состав.
Ребята, я вам представляю сказку, где главные герои закодированы теми терминами , которые вы учили дома.
В некотором царстве ………
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.
Жители одной из провинций были отличные воины и неустанно несли службу по защите государству от врагов. Воинов отличало большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.
Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были мудрыми химиками, другими беспощадными убийцами, а третьи ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретами приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и легко обезвреживало их.
Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивая.
И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить родному государству.
Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков. (слайд 1)
Сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс - это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!
Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно вспомнить о форменных элементах крови и их значении теоретически.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
/Далее следует краткое сообщение ученика. /
Ученик :
(Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная)
Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.
Лабораторный лист.
КРОВЬ
Название клетки крови
Кол-во в 1 мм3
и форма
Место образования
Срок жизни клетки
Место разрушения
Функции
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
( слайд 2)
Физкультминутка
Учитель: а сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость. (музыка + слайды)
Первичное закрепление полученных знаний.
Учитель:
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом. (слайд 3)
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе.
Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека
Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки
У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель:
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Учитель:
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток /на экране/, можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз. (слайд 4)
Учитель: слово 1 группе :
Ученик: /Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!/
Слово 2 группе:
Ученик:/В данном анализе СОЭ /скорость оседания эритроцитов/ превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!/
Слово 3 группе:
Ученик: /Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие /анемия/ - Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Итог урока.
Учитель:
Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : «КРОВЬ – ЧТО ЭТО?», как вы думаете, мы смогли ответить на этот вопрос?
/Ученики: ДА!!!/
Так что же такое кровь?
Ученик: /Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!/
Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ
I. название синквейна
II. 2 прилагательных
III. 3 глагола
IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему
V. Строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме. (слайд 5)
Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей
эритроцитов.
Учитель:
Ребята в каждой вашей красивой фразе синквейна есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:
КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах. (слайд 6)
Отметки. Ребята подсчитывают баллы и по критериям на слайде 7 ставят себе оценки.
Домашнее задание: пар…., подготовить сообщение «Иммунитет»