II. Проверка д/з (8 мин) | Индивидуальная работа Работа по карточке: Напротив, приведенных ниже характеристик поставьте заглавные буквы соответствующего органа растения (корень, стебель, лист) 1. Образует питательные вещества для всего живого организма. 2. Поглощает из почвы минеральные вещества. 3. Соединяет подземные и надземные органы. 4. Имеется проводящая система. 5. Существуют клетки газообмена и испарения. 6. Волоски выделяют клейкую жидкость. 7. Орган, где можно наблюдать годичные кольца. 8. Имеются столбчатые и губчатые клетки. 9. Развивается цветок. 10. Есть узлы и междоузлия. Работа в группе. Дайте характеристику листьев по следующему плану. 1. Название листа. 2. Простой или сложный лист. 3. Жилкование листа. 4. Листорасположение. 5. Двудольное или однодольное растение. | Учебник, флипчарт, фломастеры |
III. Изучение нового материала (20 мин) | Стебель – это каркас, центральная опора растения, соединяющая его подземные и надземные части. Основные функции стебля: 1) Опорная; 2) Проводящая; 3) Рост вверх и ветвление; 4) Газообмен; 5) Вегетативное размножение; 6) Фотосинтез; 7) Запас питательных веществ. Разнообразие стеблей. Стебли бывают однолетними и многолетними, тонкими и толстыми, мягкими и твердыми, округлыми, ребристыми. По степени одревеснения стебли растений бывают травянистыми и одревесневшими. По направлению роста стебли бывают прямостоячими, стелющимися, лазящими, ползучими, вьющимися. Работа в группе. Заполнить таблицу «Внутреннее строение стебля», используя новый материал учебника. Название слоя | Название ткани | Описание строения | Функции | Кора (кожица, пробка) | | | | Луб | | | | Камбий | | | | Древесина | | | | Сердцевина | | | | Кора - наружный слой кожица (эпидермис) с возрастом пробка пробка – защита от неблагоприятных условий чечевички через чечевички газообмен В кожице стебля имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке развиваются чечевички – маленькие бугорки с отверстиями. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. паренхима – основная ткань лубяной слой - луб гибкость и прочность по ситовидным трубкам по лубу передача растворов органических веществ от листьев ко всем частям растения камбий -слой под корой между лубом и древесиной клетки образовательной ткани Клетки откладываются в сторону древесины (больше) и луба (меньше) древесина -под камбием к центру от луба сосуды и трахеиды проводящая функция вверх – вода и растворенные в ней питательные вещества (восходящий ток) По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о плохом питании. Определяем стороны горизонта Широкое кольцо – Юг Узкое кольцо - Север Передвижение воды и питательных веществ по стеблю (проводящая система) Ксилема – транспортирует жидкость из корней к листьям (по лубу) Флоэма – доставляет питательные вещества, образованные в листьях, в корни и другие части растения (по древесине) | Интерактивная доска, флипчарт, фломастеры |
IV. Закрепление (8 мин) | Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева. Оборудование: поперечные срезы различных деревьев, лупа. Ход работы
1. Рассмотреть с помощью лупы срезы стволов деревьев различной толщины, найти годичные кольца. 2. Определить в каком слое стебля они образованы (древесина). 3. Назовите возраст каждого дерева, подсчитав количество годичных колец. 4. Рассмотреть ширину кольца, объяснить погодные условия, повлиявшие на рост растения. Вывод: Выполнив лабораторную работу я … | Интерактивная доска |