kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кожа-зеркало души

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Кожа – зеркало здоровья»

Учитель: Каргина Татьяна Сергеевна

Цели:

  • Обобщение и закрепление изученного материала по данной теме;
  • Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его   сохранению и укреплению.

Задачи:

  • Обобщение, закрепление и углубление знаний учащихся об анатомо-физиологических особенностях кожи, гигиенических требований к состоянию кожи.
  • Расширение биологического кругозора, развитие интереса к предмету, воспитание навыка групповой и индивидуальной работы.
  • Формирование навыка работы по использованию опыта применения  веб – ресурсов как способа подачи материала и контроля знаний учащихся, опыта использования информационных технологий при подготовке к проведению уроков биологии.
  • Формирование бережного отношения к своему здоровью, воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование :  мультимедийная презентация  урока «Кожа – зеркало здоровья», инструктивные карточки по выполнению исследовательской  практической работы, таблица «Строение кожи», плакаты – рисунки по гигиене кожи, компьютеры, проектор, раздаточные смайлики. Рекомендуется проводить урок в кабинете информатики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кожа-зеркало души»

Внеурочное мероприятие по биологии «Кожа – зеркало здоровья».

Учитель: Каргина Татьяна Сергеевна



Цели:

  • Обобщение и закрепление изученного материала по данной теме;

  • Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его   сохранению и укреплению.



Задачи:

  • Обобщение, закрепление и углубление знаний учащихся об анатомо-физиологических особенностях кожи, гигиенических требований к состоянию кожи.

  • Расширение биологического кругозора, развитие интереса к предмету, воспитание навыка групповой и индивидуальной работы.

  • Формирование навыка работы по использованию опыта применения  веб – ресурсов как способа подачи материала и контроля знаний учащихся, опыта использования информационных технологий при подготовке к проведению уроков биологии.

  • Формирование бережного отношения к своему здоровью, воспитание коммуникативной культуры учащихся.

Оборудование :  мультимедийная презентация  урока «Кожа – зеркало здоровья», инструктивные карточки по выполнению исследовательской  практической работы, таблица «Строение кожи», плакаты – рисунки по гигиене кожи, компьютеры, проектор, раздаточные смайлики. Рекомендуется проводить урок в кабинете информатики.



Ход урока:

1 слайд «Чистая кожа – залог здоровья;

«Кожа – зеркало  здоровья».

.Организационный момент. Вступление учителя биологии.

…Посмотрите ребята, какие вы нарядные.  На вас красивая одежда.  Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться, а через 2 года она станет мала.

…Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет не промокать, не мяться, не станет маленькой!

…А ведь такая  одежда у вас есть. Как вы думаете, о чём идёт речь? / о коже/

… Речь пойдёт  о наружных покровах организма, т.е. обо всём, что связано с кожей. Кожа – это наша  природная одежда и защита, дерево защищено -  корой, фрукты - кожурой, а у животных  есть шерсть и кожа.



(помогать мне сегодня вести урок будут помощники, профессор Неболейка,  его ассистенты Почемучка и Знайка).

Основная часть урока: (актуализация знаний)

  1. Презентация №1 « Строение и функции кожи».

  2. Фронтальное устное задание (интерактивная схема «Строение кожи»).

  3. Игровое задание «Игра слов».

  4. Презентация №2 «Интересное о коже»

  5. Выполнение тестового задания на компьютерах.

  6. Практическая работа «Исследование ногтей».

  7. Викторина « Кожа – зеркало здоровья»

  8. Биологический кроссворд.

  9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Слайд презентации урока

Всемогущий Боже!

Ты придумал кожу,

Ей покрыл ты человека

И лисицу и кота,

И свинью, и – бегемота,

Ах, какая красота!



Почемучка: - Неужели о коже можно рассказать что- нибудь интересное?  Ведь это просто оболочка, покрывающая тело наподобие водолазного костюма?

Знайка: - На первый взгляд, кажется, что так оно и есть, а на самом деле « оболочка» - то не простая – знакомство с ней полно  неожиданностей, о которых ты и не подозреваешь…

Слайд презентации урока

  • Кожа покрывает всё тело человека, масса кожи составляет 15% массы среднего человека 12 лет;

  • Если кожу взрослого человека среднего роста разложить на земле, она займёт  10 м квадратных;

  • Кожа – это не просто оболочка, а сложный орган с многочисленными функциями;

  • На каждые 6,45 квадратных сантиметров кожи приходится 94 сальных железы, 65 волосяных мешочков и 650 потовых желез;

  • Врачи – дерматологи справедливо утверждают, что никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже

Физкультминутка №1 (выполняется под музыку)



1.Учитель биологии:  Настроение начинается с утра. Лицо – зеркало состояния души человека. Если зеркало становится кривым, оно отражает излишнюю серьёзность, пренебрежение, скованность.

Улыбка способствует выделению гормона эндорфина, обеспечивающего уверенное бодрое настроение. Чтобы снять напряжение и активизировать работу нашего мозга необходимо выполнить следующие упражнения…

«Ленивая восьмёрка»

- Вытягиваем правую руку вперёд и поднимаем вверх большой палец.

- Взгляд фиксируем на ноготь  большого пальца. Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмёрку» / знак бесконечности/, продолжая следить за ней глазами.

- Рисуем всегда налево и вверх, полминуты правой рукой, затем полминуты левой рукой ( продолжать 1 мин.)

( упражнение помогает активизировать работу одновременно обоих полушарий головного мозга, выполняется, когда нужно сосредоточиться).

«Думательный колпак»

- большим и указательным пальцами мягко оттянуть  назад и прижать (массировать)  мочки раковины ушей, большой палец держать на внутренней части ушной раковины (1 мин.), массировать сверху вниз.

(упражнение помогает сосредоточиться на  процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах)



Знайка: Кожа – орган самый важный

Он огромный и отважный

Защищает, дышит, выделяет

И от солнца меланином защищает

Север, юг ли, нас везде

Адаптирует к среде.

Кожа – это покровный орган с очень сложным строением. Сейчас я немного напомню вам о нём.

1.Презентация  №1 « Строение  и функции кожи» (ученик кратко рассказывает о строении кожи, используя слайды презентации)

2.Закреплениевыполнение  фронтального устного задания по  интерактивной таблице «Строение кожи» (слайд презентации урока).



3.Почемучка (выполнение фронтального  игрового задания « Игра слов»). Подберите однокоренные слова к слову «кожа»  (кожанка, кожевник, кожник, кожура, кожух, кожзаменитель, кожная) слайд презентации урока.

Почемучка: Я,  между прочим, тоже знаю о коже много интересных фактов. Сейчас я вас с ними познакомлю.

4.Презентация №2  «Интересное о коже».

v  В слове  «эпидермис» ничего таинственного нет – так называется верхний слой кожи.

v  У носорогов, например,  кожа толщиной в пять учебников арифметики и такая прочная, что саблей не разрубишь, и не всякая пуля пробьёт. Поэтому раньше африканцы и индусы делали из кожи носорогов доспехи.

v  А вот у зайцев кожа тонюсенькая  и,  чуть тронешь, - рвётся. Какой от неё кажется прок? Оказывается, большой. Схватит волк или лисица косого, а он рванётся посильнее, и только клок шкуры останется у хищника в зубах. Ранка быстро заживёт,  и снова длинноухий скачет как ни в чём не бывало. Так жертвуя кожей, будто ящерица хвостом, заяц спасает себе жизнь.

v  Чешуйки и щитки ящериц, змей, черепах и чешуя рыб состоит из уплотнённого, ороговевшего эпидермиса. Из него же образуются нежный кроличий пух, грубая шерсть волков и козлов, волосы человека и жёсткие иглы ежей. Ему же обязаны своим появлением ногти людей, копыта у коров, когти у хищников и даже перья у птиц.

v  Рыбья чешуя, например, каждый год, прирастает на небольшой кусочек, который отделяется от прошлого прироста тоненькой полосой. Рассматривая чешую под микроскопом, по этим полосам, как по годичным кольцам на деревьях, можно узнать не только возраст рыбы, но и хорошо ли ей жилось.

v  Волосы человека и животных ничем, по существу, не отличаются, а вот по длине разница огромная. Среди самых длинношерстных четвероногих называют обычно ленкоранских овец, шерсть которых может достигать длины 40 сантиметров. Рекордсменами же считаются овцебыки с длиной шерсти  до 90 сантиметров.

v  Глядя на птиц, кажется, что у них много перьев на теле и мало на голове. На самом деле всё как раз наоборот. У лебедя, например, из 25 тысяч перьев 20 тысяч растут на голове и шее, и только 5 тысяч – на остальном теле. Но ведь лебедь – самая оперенная из птиц, а у лесного конька или каменки с головы до ног наберётся меньше 3 тысяч перьев.

v  Человеку же, особенно живущему в жарком климате, длинные волосы не к чему. Так что жительница Индии Мата Дагдамба отращивала их просто для интереса. Растила, растила, а когда наконец измерила, коса оказалась длиной 6 метров 40 сантиметров – в 4 раза больше её роста.

v  Обладатель прежнего мирового рекорда самой длинной бороды Бхаи Сарван Сингх, обновил рекорд. Спустя немного времени его борода выросла, и теперь новый рекорд составил 1, 895 метра. Бхаи Сарван Сингх уверяет, что длина его бороды, это не его заслуга, а дар от Бога.

v  Самые длинные усы в мире принадлежат Кальяну Рамджи Сайни, 70 лет, из Раджастана (Индия). Их общая длина 339 сантиметров. Причём отращивать их он начал случайно: после глазной операции в 1966 году врач посоветовал не мочить лицо 2-3 недели.

v  Обладательницей самых длинных волос в мире считается китаянка Кси Квипинг. Длина её волос составила 5,63 метра. Китаянка отращивает волосы с 1973 года, когда ей было 13 лет.

v  Согласно книге рекордов Гиннесса обладательницей самых длинных ногтей является ЛИ Редмонд, жительница Солт – Лейк – Сити. На момент регистрации рекорда, суммарная длина её ногтей составляла 7 метров 51 сантиметр и 3 миллиметра.

v  Как сообщает сегодня информагенство,43 – летний житель штата Нью – Йорк, будет занесён в книгу рекордов Гиннесса, как обладатель самых длинных бровей в мире. Длина волос бровей Франка Амеса из Саранака составляет 3, 78 дюйма (около 8 сантиметров).  « Я не знаю, почему они выросли такими длинными. Они всегда у меня были такими» - сказал новый рекордсмен.

v  Подсчитано, что на голове брюнетов 150 тысяч волос, тогда как у блондинов – 100 тысяч. Для сравнения, - у белок на одном квадратном сантиметре шкурки до 100 тысяч волос, у калана – 40 тысяч.

v  Волосами покрыто 95% тела человека. Лишены волос только губы, стопы ног и ладони рук.

v  В сутки волос вырастает на 0,35 миллиметров, за год на 12 сантиметров.

v  Волос крепок, как медная проволока сходной толщины. Пучок из 100 волос выдерживает 10 килограмм, а все волосы на голове 12 тонн.

v  Максимальный рост волос наблюдается летом, минимальный – зимой. Волосы хорошо растут с 15 до 30 лет. В 45 лет рост волос постепенно прекращается



5.Учитель информатики:  Выполнение тестового задания на компьютерах. Компьютерная программа оценивает работы учащихся, выставляет оценки, учитель их заносит в журнал. Чтобы дети не советовались  друг с другом в тестовой программе предусмотрен вывод вопросов случайным образом  (тестовая работа введена в презентацию урока)

Учитель предлагает занять учащимся рабочие места за компьютерами. Проводит профилактическую беседу о правилах работы за компьютером. Чтобы учиться комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны правильно организовать своё рабочее место

- Как следует сидеть за компьютерным  столом?

- В каком положении должна находиться спина?

- Под каким углом должны находиться локтевые, тазобедренные, коленные и голеностопные  суставы?

Чему равно оптимальное расстояние от глаз до дисплея?  (50-70 см.)



Памятка

  • За компьютерным столиком следует сидеть прямо, не сутулясь и опираясь спиной о спинку кресла;

  • Недопустимо работать, развалившись в кресле, такая поза вызывает быстрое утомление, снижает работоспособность;

  • Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти, это может быть причиной боли в руках и онемения пальцев;

  • Нельзя «скрещивать» ноги, класть нога на ногу, - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов;

  • Необходимо сохранять прямой угол в области локтевого, тазобедренного и голеностопных  суставов;

  • Дышать ритмично, глубоко.



После выполнения тестовой работы учителем биологии и ассистентами проводится Физкультминутка №2 (Выполняется под музыку, проводится после выполнения тестовой работы,  проводит учитель биологии и его ассистенты)

Гимнастика для глаз ( расслабляет мышцы глаз)

Энергичное зажмуривание глаз, плотно, затем широко открыть и посмотреть вдаль.               Повторить 10 раз.

Не поворачивая головы посмотреть направо, зафиксировать взгляд, затем посмотреть вдаль прямо, по кругу – налево,  вниз, вверх и снова зафиксировать. Повторить упражнение 10 раз.

«Медвежьи покачивания»

Сидя на стуле, не отрывая ног от  пола, покачивания вперёд – назад, вправо – влево ( расслабляет мышцы спины, позвоночника, шеи снимает утомление мозга)

Вращения головой

Медленные круговые  вращения головой по часовой стрелке слева направо, и справа налево ( повторить по 5 раз каждое вращение)



Выполнение индивидуальной  практической  исследовательской работы   « Исследование ногтей» (оборудование: ручные лупы, инструктивные карточки). Работу проводит профессор Неболейка.

Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей может свидельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.

Ход работы:  (слайд презентации урока)

Признак

Вывод о здоровье или заболевании

1.

Гладкие бледно-розовые ногти

здоровые

2.

Бледный цвет

Возможно малокровие

3.

Наличие желтизны

Возможно  заболевание печени

4.

Синюшный цвет ногтей

Возможна сердечная недостаточность

5.

Вогнутая форма ногтей

Недостаток железа в организме

6.

Сильновыпуклая форма ногтей

Возможна сердечная и лёгочная недостаточность

7.

Длинные продольные линии на ногтях

Плохая всасываемость  в системе пищеварения

8.

Белые пятна на ногтях

Признак стресса

9.

Поперечные борозды на ногтях

Возможно плохое питание или запущенная болезнь



Итог работы:  Сделайте вывод о состоянии своего здоровья (каждый ученик самостоятельно).

Общий фронтальный вывод: Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведённые ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья



Игровое закрепление знаний (загадки, шуточные советы, викторина)

Почемучка: Ребята, давайте поиграем, а заодно и проверим ваши знания по гигиене кожи.

Загадки:

  1. Кирпичик розовый, душистый                    2. Зубов много , а ничего не ест (расчёска)

Потри его и будешь чистым (мыло)

  1. Ношу их много лет                                           4.  Говорит дорожка, два вышитых конца,

А счёту не знаю,                                                     Помойся ты немножко,

Не сею, не сажаю,                                                  Чернила смой с лица.

Сами вырастают (волосы)                                    Иначе ты в полдня, испачкаешь меня.

(полотенце)

5. Вот какой забавный случай!                           6.  Резинка Акулинка,

Поселилась в ванне туча.                                      Пошла гулять по спинке

Дождик льётся с потолка,                                      И пока она гуляла

Мне на спину и бока.                                               Спинка розовою стала (губка).

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят … (душ)

7Викторина «Кожа – зеркало здоровья» ( викторину проводит профессор Неболейка, викторина проводится в виде фронтального устного опроса, учащиеся сигнализируют ответы на вопросы с помощью раздаточных смайликов).

Профессор НеболейкаВсё знать конечно невозможно. Но некоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем!

  • От курения кожа и зубы становятся жёлтыми? (да).

  • Кожа становится жёлтой и угреватой, если человек ест много жирной , мучной и острой пищи? (да, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной жировой клетчатке).

  • Чёрные угри содержат грязь?  (нет, чёрные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры).

  • От употребления алкоголя на лице появляются красные прожилки, а нос краснеет? (да).

  • Кожа становится сальной при занятиях спортом и физической работой? (нет, при занятиях спортом, физической культурой улучшается кровоснабжение  кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет  здоровой, упругой).

  • При употреблении овощей кожа становится упругой, эластичной? (да, так как пополняется запас внутриклеточной воды, витамины А, В, С влияют на кожу).

  • Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить из рациона жиры? (нет, нельзя исключать из рациона жиры, питание должно быть сбалансированным, иначе кожа будет тусклой, невзрачной).

  • Использование косметики  может привести  к появлению прыщей? (Да и нет, жирная косметика, нанесённая толстым слоем может заблокировать поры. Это может случиться, если косметика не смывается ежедневно вечерним лосьоном. Правильно подобранная косметика не вызывает угревой сыпи).

  • Выдавливание угрей поможет быстрее избавиться от них? (нет, выдавливание прыщей может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до заражения крови, На коже могут остаться раневые рубцы).

  • Наше настроение не влияет на состояние кожи? (нет, стрессы и ссоры ведут к сужению кровеносных сосудов, нарушению регуляции обмена веществ, кожа становится сухой, волосы ломким).

  • Чрезмерное частое мытьё ведёт к пересушиванию кожи? (да и нет, пересушивание кожи возникает,  если при каждом мытье использовать мыло и обезжиривающие вещества. Есть увлажняющие  средства  для кожи).

  • Можно ли пользоваться маминой косметикой? (нет, она для детей не подходит).

  • Закаливание влияет на состояние кожи, она становится упругой и эластичной? (да, так как улучшается кровоснабжение кожи).

  • Стал ходить в бассейн, а ногти стали ломкими, покрылись белым налётом? (да, если не соблюдать правила личной гигиены, можно заразиться грибковыми заболеваниями).

  • Если ходить зимой без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво? (нет, от мороза сосуды суживаются, нарушается кровоснабжение волос, они становятся ломкими и выпадают).



Знайка: А я хочу предложить вам решить биологический кроссворд (слайд презентации урока). Устная, фронтальная работа.

  1. Наружный слой кожи (эпидермис);

  2. Второе название кожи (дерма);

  3. Заболевание, проявляющееся в избыточном росте волос (гипертрихоз);

  4. Раздел медицины, изучающий строение  и функции кожи (дерматология);

  5. Возрастная  «апельсиновая» корка на коже (целлюлит);

  6. Самая тонкая кожа расположена на…  (веки)

Учитель биологии: Ребята, сейчас мои ассистенты познакомят вас с шуточными гигиеническими советами.

- Подружка просит вас дать свою расчёску, чтобы поправить свою причёску;

- Не забывай в числе других продуктов, побольше кушать овощей и фруктов;

- Солнце, воздух и вода, - ваши лучшие друзья;

- надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым -  трубочистам, стыд и срам;

- Не бери чужие платья, ногти тоже не грызи, не дружите с сигаретой, так здоровья не    найти.



Итог урока: (учитель биологии). Мы с вами очень интересно провели время. Сегодня на уроке мы говорили о том как ухаживать за кожей, волосами, ногтями чтобы они всегда оставались здоровыми. Что – то вам уже было известно, а что – то для вас стало новым знанием, надеюсь, теперь вы будете  более тщательно заботиться о своём здоровье (слайд презентации урока)

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливание, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Маски, ванны и массажи

Нам полезны, спора нет.

Ну а лень, обжорство, пьянство

Оставляют тоже след

Кожа – зеркало здоровья!

Все недаром говорят.

Ты запомни это точно

Это важно для ребят!



Подведение итогов урокаВыставление оценок. Творческое домашнее задание ( разработать собственную гигиеническую программу по уходу за кожей  и волосами)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Кожа-зеркало души

Автор: Каргина Татьяна Сергеевна

Дата: 26.09.2017

Номер свидетельства: 429783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства