kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень, разработка урока в соответствии с системно-деятельным подходом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по СДМ, в соответствии с методикой Л. Петерсон

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень, разработка урока в соответствии с системно-деятельным подходом»

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: «Строение корня».

Тип урока: ОНЗ

Учебник: Биология, под редакцией И.Н. Пономаревой, М., Издательский центр «Вентана-граф», 2011.

Автор: Белянина Елена Васильевна учитель биологии МБОУ СШ №61 г. Липецка.

Основные цели урока:

Метапредметные:

1) Тренировать умение фиксировать этапы учебной деятельности.

2) Сформировать умение работать в парах, группах.

3) Сформировать умение работать с различными источниками информации.

4) Тренировать умения работать с таблицами и наглядным материалом.

5) Тренировать умение составлять устно монологический ответ.

Личностные:

1) Сформировать умение проводить рефлексивный анализ своей деятельности.

2) Тренировать умение отстаивать свою точку зрения в учебном общении.

Предметные:

1) Сформировать знание о строении корня растения.

2) Сформировать умение строить эталон на примере эталона «Строение корня растений»

3) Сформировать умение применять новое знание в практической деятельности.

Демонстрационные материалы: презентация, фото корней , живые экземпляры, эталоны из курса «Мир деятельности» и предмета биологии.

Раздаточные материалы:

Таблица, фото растений , карточки рефлексии.

Логическая основа урока

  1. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней



  • Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

− Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете? (Мы проходим два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)

− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно?

− Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.)

− Какую тему вы изучаете на уроках биологии? (Органы растения.)

− Сегодня вы продолжите изучение органов растений.

  • Эталон 1. Шаги учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

− С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала).

  • Эталон 2. Строение растения.

побег

стебель

корень

почка

лист




− Какие органы растения вы видите на слайде? (На слайде есть корень и побег – органы 1 порядка.)

− Какие органы входят в состав побега? (В состав побега входят стебель, лист, почка.)

− Как устроен корень?

− Ребята, какие чувства, ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово КОРЕНЬ. Запишите их, пожалуйста, в тетрадях.

  • Выслушиваются ответы учащихся.

− Хотелось бы спросить, кто-нибудь знает, зачем растениям нужен такой орган как КОРЕНЬ? (Корень удерживает растение в почве, …)

− Молодцы, действительно корень - это осевой орган растения, удерживающий в почве, обеспечивающий растение минеральным питанием. Корни разных растений разнообразны , но есть у них и много общего.


− Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили органы растения, узнали, что корень есть у каждого растения, и он является вегетативным органом, служит для минерального питания и укрепления в почве.)

− Молодцы. А теперь перед вами

  • На доске изображение корня и корня в разрезе:














− Вам надо найти и подписать части корня от 1 до 4. Каким будет для вас это задание? (Это задание является пробным, т.к. оно новое.)

− Какой этап учебной деятельности это задание поможет вам выполнить? (Это задание поможет нам выполнить первый этап: понять, что мы не знаем.)

− Как вы должны его выполнять? (Самостоятельно.)

− Выполните.

− Поднимите руки, у кого не получилось назвать ни одной части корня?

− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли подписать части корня от 1 до 4.)

− Поднимите руки, кто назвал некоторые части корня?

− Поднимите руки, у кого получилось назвать все части растения?

− Вы уверены, что назвали все части корня правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем, обосновать свои ответы, не можем предъявить эталон.)

− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

  • Эталон 3 Затруднение

3. Выявления места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было назвать части корня.)

− Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, из каких частей состоит корень)

− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроен корень растения, построить эталон строения корня, и научится определять части у корней и их функции в жизни растения.)

  • На доску можно вывесить опорный сигнал:

Узнать.

Построить.

Научиться.







− Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение корня растения.)

− Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких частей состоит корень, создадим эталон для всех корней растений, научимся его применять.)

  • План фиксируется на доске:

1. Найти части корня в источниках информации.

2. Составить эталон строения корня

3. Научиться применять эталон на корнях различных растений.








5. Реализация построенного проекта.

− Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.

− В каких источниках информации вы будете искать, из каких частей состоит корень? (Можно использовать учебник, интернет, художественная литература).

− По количеству источников информации предлагаю разделиться на группы, и каждая группа попытается составить свой эталон строения цветка растения.

1 группа - изучает параграф № 14 стр. 55-57.

2 группа – интернет (википедия).

− Работая в группе, не забываете выполнять правила.

  • Эталон 5. Работа в группе.

  • Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях, заполняя 2 столбца.

Таблица 1. Строение цветка растений:

название частей (зон корня)

строение

функция



















− Предъявите полученные эталоны и сравните их.

  • После согласования на доске фиксируется эталон:

  • Эталон 6 Строение корня


− Молодцы, смотрите, что у вас получилось. Используя разные источники информации, вы открыли новое знание и составили одинаковые эталоны. Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться называть и находить части корня у различных растений.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− Правильно, надо научиться называть части корня , научиться применять новое знание Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении корней по рисунку используя эталон, остальные по эталону учебное общение выступят в позиции понимающих и критиков.

  • Распределяются роли: кто будет автором, понимающими, критиками.

  • Эталон 7 учебное общение

На доске:

Вариант ответа:

Цветок вишни располагается на цветоножке, которая переходит в цветоложе, На цветоложе располагаются ярко белые лепестки и зеленые чашелистики. В центре цветка есть пестик, окруженный тычинками.

− Предлагаю задать вопросы понимающим:

Варианты вопросов понимающих:

1. Правильно ли я понял, что тычинки располагаются по кругу вокруг пестика?

2. Я не поняла, что идет из частей первым лепестки или чашелистики?

Варианты выступлений критиков:

1. Я не согласен с тем, как вы описали цветоложе, я считаю (высказывает свое мнение).

2. Вы не достаточно описали пестик. Пестик (высказывает свое мнение.)

Если мнения критиков были неверными, автор должен аргументировать с вою точку зрения, в этой ситуации в качестве арбитра может выступить учитель, который и определяет, кто из учащихся прав.

  • Следующий корень предлагается описать в парах, с последующей проверкой по образцу.

− У кого возникли затруднения в нахождении основных частей цветка? Если да то соотнесите еще раз фото цветка и эталон.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

− Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу и проверить ее.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

Какие утверждения верны?

  1. Корень — специализированный орган почвенного питания.

  2. Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.

  3. Боковые корни отходят от главного корня.

  4. Придаточные корни образуются на боковых корнях.

  5. Удаление верхушки корня усиливает рост корня.

  6. Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.

  7. Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.

  8. Кончик корня покрыт корневым чехликом.

  9. В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.

  1. Корневые волоски — это выросты клеток покровной ткани корня.

  2. Корнеплоды — плоды, образующиеся на корнях.

  3. Корень моркови называют корневой шишкой.

13Корни дышат кислородом.

Проверьте свою работу по образцу.

  • Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

Образец выполнения задания


− У кого возникли затруднения?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− Молодцы, вы разобрались с строением корня и смогли выполнить самостоятельную работу, каждый из вас попробовал..

8. Включение в систему знаний и повторение.

− К какому этапу урока мы переходим? (Мы посмотрим, где новые знания можно применять.)

− Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет знание и умение определять части корня? (Ответы детей.)

− Решите практическую задачу:


  1. Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

  1. При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать
    из почвы. Почему?

  1. Как увеличить массу корней у растения?


9. Рефлексия учебной деятельности.

− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

(Узнать, как устроен корень растения, построить эталон строения корня, и научится определять части корня .)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями)

− Что вы узнали?

− Чему научились?

− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

Карточка для рефлексии.

  1. Я знаю основные зоны корня.

  2. Я могу определить зоны корня и их функции у растения.

  3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

  4. Я понял причину своих ошибок (если они были).

  5. Я сегодня был активным на уроке.

  6. Я сегодня был внимательным на уроке.

  7. Я выполнял правила работы в паре.

  8. Я выполнил правила работы в группе.

  9. Я выполнял правила эталона учебное общение.

  10. Я сам открыл новое знание.

  11. Я доволен своей работой на уроке.


− Дома, используя новый открытый вами эталон строение корня растений, подготовьте полный развернутый устный ответ «Строение корня» и заполните 3 столбец таблицы, используя параграф 14 учебника.

− Спасибо за урок! До свидания!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Корень, разработка урока в соответствии с системно-деятельным подходом

Автор: Белянина Елена Васильевна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 380219


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства