3) Сформировать умение применять новое знание в практической деятельности.
Демонстрационные материалы: презентация, фото корней , живые экземпляры, эталоны из курса «Мир деятельности» и предмета биологии.
Раздаточные материалы:
Таблица, фото растений , карточки рефлексии.
Логическая основа урока
Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте ребята, садитесь. Мы снова встретились с вами на уроке биологии, где сами открываете новые знания, как вы это делаете? (Мы проходим два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)
− Почему так важно открывать новые знания самостоятельно?
− Какова моя роль на уроке? (Вы организуете нашу деятельность и помогаете нам.)
− Какую тему вы изучаете на уроках биологии? (Органы растения.)
− Сегодня вы продолжите изучение органов растений.
Эталон 1. Шаги учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
− С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала).
Эталон 2. Строение растения.
побег
стебель
корень
почка
лист
− Какие органы растения вы видите на слайде? (На слайде есть корень и побег – органы 1 порядка.)
− Какие органы входят в состав побега? (В состав побега входят стебель, лист, почка.)
− Как устроен корень?
− Ребята, какие чувства, ассоциации, мысли возникают у вас, когда вы слышите слово КОРЕНЬ. Запишите их, пожалуйста, в тетрадях.
Выслушиваются ответы учащихся.
− Хотелось бы спросить, кто-нибудь знает, зачем растениям нужен такой орган как КОРЕНЬ? (Корень удерживает растение в почве, …)
− Молодцы, действительно корень - это осевой орган растения, удерживающий в почве, обеспечивающий растение минеральным питанием. Корни разных растений разнообразны , но есть у них и много общего.
− Что вы сейчас повторили и узнали? (Мы повторили органы растения, узнали, что корень есть у каждого растения, и он является вегетативным органом, служит для минерального питания и укрепления в почве.)
− Молодцы. А теперь перед вами
На доске изображение корня и корня в разрезе:
− Вам надо найти и подписать части корня от 1 до 4. Каким будет для вас это задание? (Это задание является пробным, т.к. оно новое.)
− Какой этап учебной деятельности это задание поможет вам выполнить? (Это задание поможет нам выполнить первый этап: понять, что мы не знаем.)
− Как вы должны его выполнять? (Самостоятельно.)
− Выполните.
− Поднимите руки, у кого не получилось назвать ни одной части корня?
− Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли подписать части корня от 1 до 4.)
− Поднимите руки, кто назвал некоторые части корня?
− Поднимите руки, у кого получилось назвать все части растения?
− Вы уверены, что назвали все части корня правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем, обосновать свои ответы, не можем предъявить эталон.)
− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)
Эталон 3 Затруднение
3. Выявления места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было назвать части корня.)
− Почему вы не справились с заданием? (Мы не знаем, из каких частей состоит корень)
− Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроен корень растения, построить эталон строения корня, и научится определять части у корней и их функции в жизни растения.)
На доску можно вывесить опорный сигнал:
Узнать.
Построить.
Научиться.
− Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение корня растения.)
− Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких частей состоит корень, создадим эталон для всех корней растений, научимся его применять.)
План фиксируется на доске:
1. Найти части корня в источниках информации.
2. Составить эталон строения корня
3. Научиться применять эталон на корнях различных растений.
5. Реализация построенного проекта.
− Цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.
− В каких источниках информации вы будете искать, из каких частей состоит корень? (Можно использовать учебник, интернет, художественная литература).
− По количеству источников информации предлагаю разделиться на группы, и каждая группа попытается составить свой эталон строения цветка растения.
1 группа - изучает параграф № 14 стр. 55-57.
2 группа – интернет (википедия).
− Работая в группе, не забываете выполнять правила.
Эталон 5. Работа в группе.
Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях, заполняя 2 столбца.
Таблица 1. Строение цветка растений:
название частей (зон корня)
строение
функция
− Предъявите полученные эталоны и сравните их.
После согласования на доске фиксируется эталон:
Эталон 6 Строение корня
− Молодцы, смотрите, что у вас получилось. Используя разные источники информации, вы открыли новое знание и составили одинаковые эталоны. Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться называть и находить части корня у различных растений.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
− Правильно, надо научиться называть части корня , научиться применять новое знание Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении корней по рисунку используя эталон, остальные по эталону учебное общение выступят в позиции понимающих и критиков.
Распределяются роли: кто будет автором, понимающими, критиками.
Эталон 7 учебное общение
На доске:
Вариант ответа:
Цветок вишни располагается на цветоножке, которая переходит в цветоложе, На цветоложе располагаются ярко белые лепестки и зеленые чашелистики. В центре цветка есть пестик, окруженный тычинками.
− Предлагаю задать вопросы понимающим:
Варианты вопросов понимающих:
1. Правильно ли я понял, что тычинки располагаются по кругу вокруг пестика?
2. Я не поняла, что идет из частей первым лепестки или чашелистики?
Варианты выступлений критиков:
1. Я не согласен с тем, как вы описали цветоложе, я считаю (высказывает свое мнение).
2. Вы не достаточно описали пестик. Пестик (высказывает свое мнение.)
Если мнения критиков были неверными, автор должен аргументировать с вою точку зрения, в этой ситуации в качестве арбитра может выступить учитель, который и определяет, кто из учащихся прав.
Следующий корень предлагается описать в парах, с последующей проверкой по образцу.
− У кого возникли затруднения в нахождении основных частей цветка? Если да то соотнесите еще раз фото цветка и эталон.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
− Что теперь необходимо сделать? (Выполнить самостоятельную работу и проверить ее.)
− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)
− Это как раз последний шаг в нашем плане работы.
Какие утверждения верны?
Корень — специализированный орган почвенного питания.
Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная.
Боковые корни отходят от главного корня.
Придаточные корни образуются на боковых корнях.
Удаление верхушки корня усиливает рост корня.
Корень всасывает воду из почвы с помощью корневых волосков.
Рост корня обеспечивается делением клеток на его верхушке.
Кончик корня покрыт корневым чехликом.
В корне за зоной всасывания находится зона поглощения.
Корневые волоски — это выросты клеток покровной ткани корня.
Корнеплоды — плоды, образующиеся на корнях.
Корень моркови называют корневой шишкой.
13Корни дышат кислородом.
Проверьте свою работу по образцу.
Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:
Образец выполнения задания
− У кого возникли затруднения?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− Молодцы, вы разобрались с строением корня и смогли выполнить самостоятельную работу, каждый из вас попробовал..
8. Включение в систему знаний и повторение.
− К какому этапу урока мы переходим? (Мы посмотрим, где новые знания можно применять.)
− Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет знание и умение определять части корня? (Ответы детей.)
− Решите практическую задачу:
Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?
При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы. Почему?
Как увеличить массу корней у растения?
9. Рефлексия учебной деятельности.
− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
(Узнать, как устроен корень растения, построить эталон строения корня, и научится определять части корня .)
− Вы достигли цели? (Да.)
− Чем вы пользовались при достижении цели? (Различными источниками информации, таблицей, фотографиями)
− Что вы узнали?
− Чему научились?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:
Карточка для рефлексии.
Я знаю основные зоны корня.
Я могу определить зоны корня и их функции у растения.
В самостоятельной работе у меня были ошибки.
Я понял причину своих ошибок (если они были).
Я сегодня был активным на уроке.
Я сегодня был внимательным на уроке.
Я выполнял правила работы в паре.
Я выполнил правила работы в группе.
Я выполнял правила эталона учебное общение.
Я сам открыл новое знание.
Я доволен своей работой на уроке.
− Дома, используя новый открытый вами эталон строение корня растений, подготовьте полный развернутый устный ответ «Строение корня» и заполните 3 столбец таблицы, используя параграф 14 учебника.