kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-обобщающий урок по темам: «молекулярно-генетический уровень», «органоидно-клеточный уровень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация знаний учащихся по изучению биологии на молекулярно-генетическом и органоидно-клеточном уровнях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-обобщающий урок по темам: «молекулярно-генетический уровень», «органоидно-клеточный уровень»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНОСЕРБСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ










КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ:

«МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ»,

«ОРГАНОИДНО-КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ»




Урок по биологии

учителя высшей квалификационной категории

Лотиковской ООШ I – III ст.

Ватулиной Таисы Стефановны






пгт. Лотиково

2018г.

Контрольно-обобщающий урок для 9 класса по темам «Молекулярно-генетический уровень», «Органоидно - клеточный уровень»


Урок – игра «Счастливый случай»


Цель: обобщить и систематизировать знания по темам «Молекулярно – генетический уровень», «Органоидно – клеточный уровень», развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование: зал можно оформить газетами, рисунками, учащихся занимательными заданиями и т.д.


Ход урока

I. Организационный момент

В игре участвуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся ведут подсчет очков, выступают в роли болельщиков.

II. Проведение игры

Гейм первый – «Дальше, дальше…»

В зал приглашается первая команда. За одну минуту она должна дать как можно больше правильных ответов на предлагаемые вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предлагаются те же задания.

1. Какие структурные элементы видны в клетках кожицы лука? (Клеточная стенка; цитоплазма; ядро, вакуоли.).

2. Какое значение имеет клеточная стенка? (Защищает клетку, придает ей форму, обладает полупроницаемостью.)

3. Какие химические вещества преобладают в составе стенки растительной клетки? (Углеводы.)

4. Что такое вакуоль? (Ограниченный мембраной органоид с клеточным соком.)

5. Как отличить молодую растительную клетку от старой? (В молодой клетке вакуолей много, они мелкие; в старой одна – три крупные вакуоли.)

6. Как называется полужидкое вещество, заполняющее все пространство между органоидами? (Гиалоплазма.)

7. Каким свойством обладает цитоплазма? (Движение.)

8. Почему листья растений имеют зеленую окраску? (Листья растений окрашиваются в зеленый цвет благодаря хлоропластам, которые содержат хлорофилл.)

9. Какое значение имеет хлорофилл? (Благодаря хлорофиллу в листьях растений происходит фотосинтез.)

10. Что содержится в ядре клетки? (Хромосомы.)

11. Каково значение хромосом? (Хромосомы несут наследственную информацию о свойствах данной клетки и организма в целом.)

12. К какой группе органоидов относятся реснички инфузории-туфельки? (Органоиды специального назначения.)

13. Приведите пример органоида движения у других простейших. (Жгутики у эвглены зеленой.)

14. Какие из пластид выполняют функцию накопления запасного крахмала? (Лейкопласты.)

15. Какие органоиды могут быть желтыми, зелеными, бесцветными, лиловыми. (Пластиды.)

16. Какие органоиды клеточные ядра образованы двухцепочными молекулами ДНК. (Хромосомы.)


Гейм второй – «Заморочки из бочки»

Ведущий предлагает членам команд по очереди достать фишку. Номер фишки соответствует номеру вопроса. Если команда не может ответить, то вопрос передается другой команде, если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.


  1. Это вещество как побочный продукт обмена веществ образуется в организме, с помощью его выявляют в живых клетках наличие фермента. Как называется это вещество? (Перекись водорода.)

  2. Его называют вторым хлебом. В нем накапливаются питательные вещества, которые можно распознать с помощью качественных реакций. О каком продукте идет речь, и какой реактив используют для определения веществ, которые в нем откладываются про запас. (Картофель, раствор синеет под действием йода.)

  3. Почему при попадании кислоты или щелочи на пальцы руки, их кожа желтеет. (В построении клетки входит белок, под действием кислот его структура разрушается).

  4. Почему листья растений осенью становятся желтыми, оранжевыми? (Примерный ответ. Уменьшается количество тепла, света, понижается температура воды, хлорофилл разрушается, и становятся заметными каротиноиды, хлоропласты превращаются в хромопласты – желтые, оранжевые пластиды.)

  5. Почему клубень картофеля становится зеленым, если лежит на солнце? (Примерный ответ. В клубне картофеля содержатся бесцветные пластиды – лейкопласты, которые под действием солнечных лучей превращаются в хлоропласты.)


Гейм третий – «Темная лошадка»

Ведущий: клетку изучали многие ученые, отвечая на вопрос, назовите фамилию ученого сделавшего определенное открытие в клетке.

  1. Рассматривая срез пробки, увидел ячейки. Для их обозначения впервые использовал название «клетка» (Р. Гук).

  2. Обобщили знания о клетке и показали, что клетка является единицей строения всех живых организмов (М. Шлейден, Г.Шванн).

  3. Сформулировал положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной клетки, путем деления (Р. Вирхов).

  4. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов (К.Бэр).

  5. Открыл одноклеточные организмы (А. Левенгук)


Гейм четвертый – «Гонка за лидером»

Ведущий по очереди задает вопросы командам.

  1. Биологические катализаторы (ферменты).

  2. Элементарная структура организма (клетка).

  3. Клетка исследуется с помощью (микроскопа).

  4. Высокомолекулярные соединения – (биополимеры).

  5. Биополимеры состоят из (мономеров).

  6. Вещества хорошо растворимые в воде (гидрофильные).

  7. Нерастворимые в воде вещества (гидрофобные).

  8. Мономеры нуклеиновых кислот (нуклеотиды).

  9. Мономеры полисахаридов (моносахариды).

  10. Белки состоят из (аминокислот).

  11. Дезоксирибоза и рибоза - (пентозы).

  12. Глюкоза и фруктоза - (моносахариды).

  13. Лактоза, мальтоза и сахароза - (дисахариды).

  14. В печени откладывается животных сахар – (гликоген).

  15. Клеточная стенка растений состоит из (целлюлозы).

  16. Самая прочная структура белков – (первичная).

  17. Разрушение II, III, IV структур – (денатурация).

  18. Разрушение всех структур белка – (деструкция).

  19. Основной источник энергии – (углевод).

  20. В делении клетки принимает участие (клеточный центр).

  21. Внутреннее содержимое клетки, способная, к движению (цитоплазма).

  22. Синтез белка происходит в рибосоме.

  23. Фотосинтез происходит в хлоропластах.

  24. Неклеточные формы жизни – вирусы.

  25. В состав клеточной стенки прокариот входит – муреин.

  26. В состав стенки грибной клетки входит хитин.

  27. Непостоянные структуры клетки – включения.

  28. Активный захват клеткой микроскопических твердых объектов – фагоцитоз.

  29. Захват и поглощение клеткой жидкостей – пиноцитоз.

  30. Опорой клетки является – цитоскелет.


Гейм пятый – «И один в поле воин»

Ведущий предлагает каждому члену команды ответить на вопрос

  1. Перечислите мембранные органоиды клетки. (Цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондри, лизосомы, пластиды.).

  2. Какие органические вещества образуют цитоплазмическую мембрану? (Белки, липиды.).

  3. Какой из органоидов является «энергетической станцией» клетки? (Митохондрия.).

  4. Какая функция в клетке характерна для лизосомы? (Осуществляют внутриклеточное пищеварение, расщепление веществ.).

  5. Какое строение, имеет комплекс Гольджи и какое его значение в клетке? (Примерный ответ. В цистернах и пузырьках комплекса Гольджи осуществляется синтез углеводов и липидов, секреция белков, углеводов и липидов.).

  6. Какая функция в клетке эндоплазматической сети (ЭПС)? (Мембраны и каналы шероховатой ЭПС осуществляют синтез и транспорт белков, а гладкой – синтез и транспорт липидов.).

  7. Назовите, немембранные органоиды. (Рибосомы, клеточный центр, микротрубочки.).

  8. Какое строение и функция рибосомы? (Примерный ответ. Рибосома состоит из двух субъединиц: большой и малой. Рибосомы, объединяясь в группы, образуют полисомы. Функция рибосом - синтез белка.).

  9. В каких частях эукариотических клеток «встречаются» рибосомы? (В цитоплазме, в митохондриях, в хлоропластах.).

  10. Какие органоиды создают цитоскелет клетки, поддерживая ее форму? (Микротрубочки.).

  11. Что такое «включения»? (Внутриклеточные образования, в которых образуется запас питательных веществ: жир, крахмал, белок. Непостоянные структуры.).

  12. Чем «отделено» ядро от цитоплазмы? (Двухслойной ядерной мембраной.).

III. Подведение итогов игры

По окончании игры подводят итоги. Участники команды получают призы, активные учащиеся – оценку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ватулина Таиса Стефановна

Дата: 17.10.2018

Номер свидетельства: 480936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства