Просмотр содержимого документа
««Конструирование урока биологии с использованием средств центра образования «Точка роста»»
«Конструирование урока биологии с использованием средств центра образования «Точка роста»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Строение клетки»
Предмет: биология
Класс: 5
Автор УМК: Сивоглазов В.И., Плешаков А.А.
Тема урока: «Строение клетки»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного материала. Развитие умений и навыков, позволяющих получить полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности.
Цель: создать условия для осмысления знаний о строении растительной клетки и функциях ее органоидов, формировать начальные исследовательские компетенции: умение проводить наблюдения и сравнения, описывать результаты, делать выводы.
Задачи:
Сформировать понятие о сложности строения клетки: ядре, оболочке, цитоплазме и вакуолях;
Продолжить формирование умения работать с микроскопом;
Научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради;
Метапредметные: развивается умение выполнения лабораторной работы и оформления ее результатов;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Оборудование: цифровой микроскоп комплекса «НаукоЛаб» - междисциплинарной лаборатории по изучению естественных наук; лупы; предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы, раствор йода, фильтровальная бумага, пипетки; микропрепараты кожицы лука; приложение с инструкцией по выполнению лабораторной работы.
Этап
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Организа-ционный момент
Настрой учащихся на работу
Приветствует учащихся, выяснение отсутствующих
• Приветствуют учителя.
• Планирование учебного сотрудничества.
Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности
Получить представ-ление о качестве ус-воения учащимися материала по разделу, выявление пробелов и их коррекция.
Проводит проверку знаний об устройстве лупы, микроскопа и правил работы с ним.
Выдает некоторым учащимся индивидуаль-ные карточки на проверку знаний о работе с микроскопом и лупой.
Работают по карточ-кам.
• Отвечают у доски, демонстрируют после-довательность действий при работе с лупой и микроскопом.
Постановка проблемы
Создание проблемной ситуации. Обеспечение условий для овладения учащимися умения ре-шать проблемные ситуации
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук.
• Из чего состоят все живые организмы? (изклеток).
• Кто изобрел световой микроскоп? (Антони ван Левенгук)
• Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
• Давайте вспомним, что является самой маленькой структурной единицей всего живого?
• Как вы думаете клетка - это простая система или сложная?
• Отвечают на заданные вопросы.
• Обсуждать в рабочей группе информацию.
• Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
• Выражать свои мысли и идеи.
• Самостоятельно опре-деляют цель учебной дея-тельности, находят пути решения проблемы и средства достижения цели.
• Участвовать в коллек-тивном обсуждении про-блемы, интересоваться чужим мнением, выска-зывать свое.
Изучение нового материала
Формирование новых знаний и умений. Обеспечение условий для учащихся на развитие навыков и умений постановки цели своей деятельности.
• Что нам предстоит сегодня узнать?
• Какова тема нашего урока?
1.Рассказывает о строении клеток, сопровождая свой рассказ слайд-презентацией.
•Прочитайте текст в учебнике на странице 41-44 и заполните таблицу «Органоиды клетки и их функции»
3.Организует проведение лабораторной работы «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
• Делают предположе-ния по поводу изучае-мой темы.
• Планируют свои дей-ствия.
• Слушают рассказ учи-теля.
• Работают с понятий-ным аппаратом.
• Работают с учебником.
• Изучают рис. 34.
• Запалняют таблицу.
• Выполняют лаборатор-ную работу, пользуясь инструкцией (см. При-ложение) и занося результаты в рабочую тетрадь.
• Делают вывод об увиденном объекте.
• Знать строение клетки;
• Рассмотреть клеточ-ные органоиды и их роль в клетке.
• Удерживать цель дея-тельности до получения результата.
• Задавать вопросы, необ-ходимые для организации собственной деятельнос-ти.
Закрепление изученного материала
Обеспечить условия для развития внима-тельности и наблюда-тельности, отработка полученных знаний
• Проводит беседу с использованием рисунков 34-35, учебника ст. 43, 47.
• Подумайте и ответьте на вопросы, ориентируясь на ваши знания:
1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой. Как изменится число клеток в разных группах через некоторое время и почему?
2. Чем можно объяснить, что многоклеточные растения состоят из нескольких видов тканей?
3. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах?
• Участвуют в беседе, делают вывод о слож-ности строения клетки живого организма.
1) Ядро отвечает за деление клеток.
2) Без ядра клетки не делятся и через некоторое время погибают.
1) Необходимостью поглощать и доставлять питательные вещества на различное расстояние в связи с выходом на сушу.
2) В связи с выполнением органами растения различных функций.
1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты;
2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
Рефлексия деятель-ности
(итог урока)
Способствовать разви-тию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить ана-лиз своей деятельнос-ти на уроке, делать выводы.
• Давайте обменяемся впечатлениями о нашем уроке:
- что вам понравилось?
- что осталось непонятным?
- как вы думаете, зачем нам знания о клетке?
• Делятся впечатлениями о уроке, обмениваются мнениями, делают выводы по уроку.