Конспект урока с приемом самооценки учащихся по биологии на тему " Царство Грибы. Разнообразие,их значение".
Конспект урока с приемом самооценки учащихся по биологии на тему " Царство Грибы. Разнообразие,их значение".
Цель урока:
ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, разнообразием грибов и их ролью в природе и жизни человека. Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с приемом самооценки учащихся по биологии на тему " Царство Грибы. Разнообразие,их значение".»
Тема урока:
«Царство Грибы. Разнообразие грибов, их значение»
Работу выполнила:
Быкова Екатерина Павловна, учитель биологии МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
Цель урока:
ознакомить обучающихся с общей характеристикой грибов, разнообразием грибов и их ролью в природе и жизни человека. Задачи: дать представление о строении грибов и их роли в природе и жизни человека, продолжить формировать умение работать с научной литературой для получения учебной информации.
Этапы урока: I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. III. Изучение нового учебного материала IV. Закрепление материала урока. V. Рефлексивная деятельность. VI. Информация о домашнем задании.
Литература:
Биология: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Исаева Т.А, Романова Н.И. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.-232с.:ил.- (Инновационная школа).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло!
Я не случайно начала урок с этой загадки, потому что мы будем говорить о грибах.
В самом начале урока ребята я попрошу вас ответить на несколько вопросов. Для этого на ваших столах есть лист самооценки, в котором вы должны указать знаете ли вы что-либо о грибах. В конце урока мы проведем с вами точно такую же самооценку.
Планируемые результаты
Самооценка «+»/«-»
В начале урока
В конце урока
Знаю:
Особенности внешнего строения шляпочных грибов;
Классификацию грибов: шляпочные, плесневые , ядовитые, съедобные и не съедобные грибы
Размножение шляпочных грибов
Умею:
Различать изученные объекты на таблицах и муляжах;
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека;
Итак. Ребята, что же такое грибы? Почему грибы выделяют в отдельное царство?
И почему многие люди так любят эти удивительные творения природы?
Ответы на эти вопросы мы с вами попытаемся найти сегодня на уроке.
Тема нашего урока: Царство грибы. Общая характеристика.
Мы рассмотрим общую характеристику данного царства, узнаем какова роль грибов в природе и жизни человека.
III. Изучение нового учебного материала
Египетские фараоны верили в то, что грибы обладали магическими силами и возможно так оно и есть. Составляя целое царство, они часто ассоциируются с чем-то мистическим и непонятным для нас. Так, давайте же разберемся, что представляют из себя грибы, и какую роль они играют.
Грибы – это самая большая группа растительных организмов (около 100 тыс. видов). Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.
Изучением грибов занимается наука – микология. Эта наука прошла долгий путь. Её родоначальником считается Аристотель, который в 4 веке до нашей эры впервые составил описание грибов.
До 18 века о законах развития грибов ничего не было известно. Появление грибов «из ничего», их быстрый рост приписывали удару молнии в землю или обильному выпадению росы. Образование грибных кругов в середине которых трава засыхала, объясняли кознями потусторонних сил.
Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.
- основа вегетативного тела – грибница или мицелий;
- грибница состоит из нитей – гиф;
- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;
- переплетение гифов образует плодовое тело.
Грибы окружают нас повсюду, и даже там, где их вроде бы и не видно. Всё дело в том, что по своему строению и размерам они очень разнообразны. Мы с вами привыкли видеть «шляпку на ножке», но плесень на продуктах, дрожжи – это тоже грибы.
Строение гриба
Одноклеточные
Многоклеточные
Пенициллиум
Мукор
Дрожжи
Шляпочные
Трутовики
Пластинчатые
Трубчатые
У одноклеточных грибов весь разветвленный мицелий представляет одну клетку. Тело многоклеточных грибов состоит из тонких нитей — гифов, которые часто ветвятся и образуют мицелий, или грибницу. Грибница обладает огромной площадью поверхности, через которую поглощает питательные вещества. Часть грибницы, расположенная в почве, называется почвенной грибницей, наружная часть – это плодовое тело гриба. На нём формируются органы размножения.
Грибная клетка, как правило, имеет хорошо выраженную клеточную стенку. В цитоплазме расположено значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо. Наследственный аппарат сосредоточен в ядрах, число которых колеблется от одного до нескольких десятков. Большое количество включений представлены гликогеном и каплями жира.
А теперь узнаем, какой способ размножения характерен для Царства Грибов.
На нижней стороне шляпок плодовых тел образуются споры. Их можно увидеть, если положить шляпку гриба на лист белой бумаги и оставить на некоторое время. Споры будут видны как маленькие черные точки.
Когда споры попадают в почву, они произрастают и образуют нити грибницы, а через некоторое время появляются плодовые тела. Именно таким способом размножаются грибы. Но есть и другой способ размножения – частями грибницы – это уже способ вегетативного размножения грибов.
Перейдем к следующему этапу нашего знакомства с Царством грибов, а именно к его разнообразию.
Вы уже узнали что Царство Грибов насчитывает около 100 тысяч видов. В это число грибов включают: плесневые грибы, ядовитые грибы, съедобные грибы и дрожжи.
На ваших столах находятся муляжи грибов, сейчас мы с ними познакомимся и распределим их по группам: плесневые, съедобные, ядовитые грибы, после чего заполним таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу.
Съедобные грибы
Плесневые
Несъедобные грибы
Белый гриб
Мукор
Бледная поганка
Подберезовик
Белая плесень
Мухомор
Волнушка
Пенициллиум
Ложные лисички
Подосиновик
Ложные опята
Груздь
Какую же роль могут выполнять грибы в природе и жизни человека? Давайте это выясним, одновременно заполнив таблицу.
Учащиеся заполняют таблицу.
Роль грибов в природе и жизни человека огромна.
Роль грибов
Положительная
Отрицательная
- разложение остатков животных и растений, повышение плодородия почвы;
- в медицине - антибиотик (пенициллин);
- укрепляют иммунную систему;
- в пищевой промышленности:
а) как продукты питания
б) в хлебопечении, пивоварении, виноделии, производстве спирта, производстве уксусной кислоты
в) для осветления фруктовых соков
- приготавливают препараты для уничтожения вредных насекомых и сорняков;
- переработка сырья, грубых кормов;
- разрушение бумажных отходов.
- порча продуктов питания;
- болезни растений (фитофтора, чёрная ножка и др.);
На ваших столах представлены муляжи съедобных и не съедобных видов грибов. Давайте с каждым из этих видов грибов познакомимся и научимся их отличать друг от друга.
IV. Закрепление материала урока.
Почему грибы можно считать более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов.
V. Рефлексивная деятельность.
Вернемся снова к листу самооценки, который вы заполняли в начале урока. Вы должны его снова заполнить. Что сейчас вам стало знакомо после проведенного урока. Думаю, что сейчас ваши ответы будут совсем другими.
Планируемые результаты
Самооценка «+»/«-»
В начале урока
В конце урока
Знаю:
Особенности внешнего строения шляпочных грибов;
Классификацию грибов: шляпочные, плесневые , ядовитые, съедобные и не съедобные грибы
Размножение шляпочных грибов
Умею:
Различать изученные объекты на таблицах и муляжах;