Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,
выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.
Задачи:
1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.
2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.
3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.
Межпредметные связи: биология – физика
Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.
Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.
Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы).
Видеофильм: «Разнообразие птиц»
Музыка: мелодия «Голоса птиц».
Мультимедийная презентация.
Методы:словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;
работа на компьютере, выход в интернет; работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный момент (1 мин)
Учитель проверяет готовность к уроку.
Л: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика
II. Постановка учебной задачи (4 мин)
Вводное слово учителя:
Я приглашаю вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».
Показ фрагмента Видеофильма: «Разнообразие птиц».
Подведение учащихся к формулированию темы урока "Рождённые для полёта".
Через ответы на проблемные вопросы и анализ фрагмента видеофильма учащиеся формулируют тему урока.
Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
К: умение слушать и понимать речь других людей
П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания;
Л: осознавать недостаток знаний.
III. Открытие новых знаний (8 мин)
Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!
Парить, наслаждаться ощущением свободы и простора могут только они:
«РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»
Рассмотрите рис.2 на с.207, ответьте на вопросы:
- Покровы каких организмов экономят тепло?
- Какие для них характерны покровы?
- А кроме перьевого покрова, чем ещё отличаются птицы?
- . Какое определение можно дать птицам?
Рассматривают рисунок в учебнике, отвечают на вопросы:
Дают различные варианты ответов. Обучающиеся, увлекающиеся физикой, комментируют ответы и подводят итоги.
1.Крылья – несущие плоскости самолёта.
Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.
Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.
2. Обтекаемая форма тела.
Обтекаемый контур необходим для того, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению.
Важное условие для хорошего полета – это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные.
Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.
4. Сильные мышцы.
Самолет взлетает за счет работы двигателей. Двигателем, обеспечивающим работу крыльев, у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела. Мышцы прикрепляются к килю – особому вырасту на грудине.
П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.
Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
VII. Домашнее задание (2 мин)
Составить кроссворд по многообразию птиц. Подготовить рефераты, доклады, стихи, поговорки, легенды о птицах.
Записывают в дневник.
Р: планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
VIII. Итог урока, рефлексия (5 мин)
Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
Что лично вам дала такая работа?
Подводят итоги. Осознают, чему научились, что узнали на уроке.
П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
Л: формирование адекватной позитивной самооценки
Выводы и рекомендации коллегам: применяемые методы нацелены на активизацию познавательной деятельности детей, направлены на усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации. В классе обычно мало детей, увлекающихся биологией, поэтому важно привлечь к активной познавательной деятельности учащихся, увлекающихся физикой, литературой, музыкой и т.д.