kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Рождённые для полёта» (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с классом птиц, даст определение птицам, позволит выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Рождённые для полёта» (ФГОС)»

«Конспект урока биологии в 7 классе по теме

«Рождённые для полёта» (ФГОС)

Брандукова Нина Михайловна, учитель биологии МБОУ «Гимназия»


Тема урока: «Рождённые для полёта».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,

выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.

Задачи:

1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам, показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

 2) развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций (сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте необходимые сведения.

3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

Межпредметные связи: биология – физика

 Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.

Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч, веревка.

Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы).

    Видеофильм: «Разнообразие птиц»

    Музыка: мелодия «Голоса птиц».

Мультимедийная презентация.

Методы: словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;

работа на компьютере, выход в интернет; работа с энциклопедиями и другими источниками, по сбору информации представляющей интерес при подготовке к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент (1 мин)

Учитель проверяет готовность к уроку.


Л: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика

II. Постановка учебной задачи (4 мин)

Вводное слово учителя:

Я приглашаю вас сегодня в необычайный, загадочный и великий «Мир Птиц».

 Показ фрагмента Видеофильма: «Разнообразие птиц».

Подведение учащихся к формулированию темы урока "Рождённые для полёта".

 

Через ответы на проблемные вопросы и анализ фрагмента видеофильма учащиеся формулируют тему урока.

Р: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности 

К: умение слушать и понимать речь других людей

П: уметь воспроизводить самостоятельно приобретенные знания;

Л: осознавать недостаток знаний.

III. Открытие новых знаний (8 мин)

Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!

Парить, наслаждаться ощущением свободы и простора могут только они:

«РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»

 Рассмотрите рис.2 на с.207, ответьте на вопросы:

- Покровы каких организмов экономят тепло?

- Какие для них характерны покровы?

- А кроме перьевого покрова, чем ещё отличаются птицы?

- . Какое определение можно дать птицам?

Рассматривают рисунок в учебнике, отвечают на вопросы:

Шерсть кошки, собаки; перья голубя, утки, воробья.

Птицы летают.   Птицы имеют крылья.     Птицы имеют клюв.

Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие крылья и клюв.



К: уметь точно и грамотно отвечать на вопросы; уметь воспроизводить полученные знания.

П:уметь сравнивать, обобщать, делать выводы; уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности;

Л: развивать мотивацию к познавательной деятельности

IV. Практическая работа (8 мин)






















Рассмотрите рис.2 на стр.230 и перья птиц (раздаточный материал). Какие виды перьев выделяют у птиц. Опишите их, заполнив таблицу.







Составьте схему, отражающую строение пера.




Рассматривают рисунки в учебнике, рассматривают перья птиц, заполняют таблицу:

Тип пера

Строение

Функции






Составляют схему, отражающую строение пера.

Перо


Стержень Опахало


- бородки

- бородочки - крючочки

Р: уметь самостоятельно контролировать свое время;

К: уметь понять поставленную задачу;

П: уметь применять полученные знания в новых условиях;

Л: формирование адекватной позитивной самооценки.

V. Первичное закрепление (5мин)

Фронтальная беседа по вопросам:

Какими свойствами обладает перо? Откуда пошла поговорка «Как с гуся вода?»

Все птицы летают?

Отвечают на вопросы, получив первичные знания:



лёгкое, сохраняет тепло, отталкивает воздух; отталкивает воду.



Р:уметь контролировать мыслительную деятельность;

К:уметь воспроизводить полученные знания;

П: уметь сопоставлять и применять полученные знания в новой деятельности

VI. Открытие новых знаний (10мин)

Какие ещё приспособления могут поднять тело птицы в воздух?

Проведём аналогию между птицей и самолётом – чудом конструкторской мысли человека.





















Демонстрация опыта, доказывающего прочность полых костей.

Дают различные варианты ответов. Обучающиеся, увлекающиеся физикой, комментируют ответы и подводят итоги.

1.Крылья – несущие плоскости самолёта.

Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.

Полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает крыло. Это связано с тем, что давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящее над крылом. Эта разница давлений и создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.

2.  Обтекаемая форма тела.

Обтекаемый контур необходим для того, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению.


3. Легкий скелет (кости) - Прочность, легкость, компактность материала (сплавы алюминия).

Важное условие для хорошего полета – это малый вес. Самолетным металлом является алюминий, вернее его сплавы, они очень легкие и прочные.

Значит скелет птиц, должен состоять из легких и прочных костей. Это достигается за счет полых костей. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.

4.     Сильные мышцы.

Самолет взлетает за счет работы двигателей. Двигателем, обеспечивающим работу крыльев, у птиц служат мощные летательные мышцы, на долю которых приходится до 25% веса тела. Мышцы прикрепляются к килю – особому вырасту на грудине.



П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

К: слушать ответы друг друга, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения.

Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.









VII. Домашнее задание (2 мин)

Составить кроссворд по многообразию птиц. Подготовить рефераты, доклады, стихи, поговорки, легенды о птицах.



Записывают в дневник.

Р: планировать пути достижения целей;  устанавливать целевые приоритеты;

 уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.



VIII. Итог урока, рефлексия (5 мин)

Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

Что лично вам дала такая работа?



Подводят итоги. Осознают, чему научились, что узнали на уроке.

П: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Л: формирование адекватной позитивной самооценки




Выводы и рекомендации коллегам: применяемые методы нацелены на активизацию познавательной деятельности детей, направлены на усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации. В классе обычно мало детей, увлекающихся биологией, поэтому важно привлечь к активной познавательной деятельности учащихся, увлекающихся физикой, литературой, музыкой и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии в 7 классе по теме «Рождённые для полёта» (ФГОС)

Автор: Брандукова Нина Михайловна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 338005


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства