Просмотр содержимого документа
«Конспект урокапо биологии в 6 классе: "Организм растения- единое целое".»
Тема урока: Организм растения – единое целое.
Задачи урока: сформировать знания о целостности организма, закрепить знания об основных органах растения, продолжить формировать умения логически мыслить, творчески работать, активизировать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формировать умения работать в коллективе.
Оборудование: конверты с карточками 3-х цветов для каждого ученика; письмо «Советы барона Мюнхгаузена огородникам», таблички- анаграммы; стеклянные банки с номерами, коробка с фасолью и горохом, таблицы по теме «Органы растений».
Тип урока: урок- игра.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Подготовка к игре (инструктаж по правилам игры).
Что такое ярмарка? По толковому словарю С. Ожегова слово ярмарка означает: «большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и тоже время».
Сегодня и у нас будет развлечение. Но самое главное- это торг и товар. Я- покупатель, а вы купцы. Ваш товар- знания, и всем хочется, чтобы товар оказался добротным, не залежавшимся. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете очень состоятельными людьми, у Вас появится капитал, который обычно сохраняют в самом надежном месте- банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки.
(учитель делит класс на 3 группы. Группы выбирают капитана и дают название своей команде. Учитель раздает на группы стеклянные банки с названием команд).
В качестве валюты- горох. А вот фасоль- штрафные очки.
Итак, начинаем!
3.Проведение игры.
«Аукцион». (учитель проверяет общую информированность учащихся по теме: Корень, Стебель, Лист).
Каждая команда получает свою тему:
1 команда- корень, 2- стебель, 3- лист.
План ответа:
1.Определение данного органа;
2.Его функции;
3.Строение;
4.Виды данных органов.
(при ответе учащиеся соблюдают последовательность изложения фактов, рекомендованную планом. По ходу получают заработанную валюту (полный правильный ответ- 5 горошин, или штрафные очки- ответ неточный. Ответы не обсуждаются, наводящие вопросы не задаются- дети сами излагают материал в том объеме, в котором он ими усвоен. Валюта и штрафы складываются в банку).
«Светофор».
(учитель проверяет степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться. Дети раскладывают на столах перед собой 3 сигнальные карточки из конверта: красную, желтую, зеленую. Учитель задает вопросы классу и называет 3 ответа разного цвета- ребята должны поднять сигнальные карточки того цвета, которая соответствует правильному ответу).
А) Цветковые растения имеют:
Красный- корень и побег;
Желтый- корень, побег, плоды с семенами;
Зеленый- побег, цветки, плоды с семенами.
Б) Корневая система:
Красный- удерживает растение в почве;
Желтый- удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и питательных веществ;
Зеленый- обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает его в почве, служит местом запасания питательных веществ.
В) Главной частью цветка является:
Красный- пестик и лепестки;
Желтый- венчик и тычинки;
Зеленый- тычинки и пестик.
Г) Зародыш состоит из:
Красный- почечки и семядолей;
Желтый- зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;
Зеленый- зародышевого корешка, стебелька и почечки.
Д) Ткани, образующие растение, могут состоять из:
Красный- только живых клеток;
Желтый- живых и мертвых клеток;
Зеленый- только мертвых клеток.
(за правильные ответы команды получают горошины).
«Почемучка».
(учитель выявляет способность детей к творческому мышлению, задавая вопросы).
Вопрос 1 команде: Почему лист считается «зеленой» химической лабораторией?
Вопрос 2 команде: Почему устьице можно назвать «форточкой» зеленого растения?
Вопрос 3 команде: Почему осенью листья изменяют свою окраску?
(за правильный ответ- 5 горошин).
Учитель распечатывает письмо, присланное бароном Мюнхгаузеном «Советы огородникам» и читает его. (можно вывести его на экран).
А) В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений- это их освежает;
Б) Никогда не рыхлите почву- это способствует повреждению корней;
В) Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду;
Г) Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве- они подгрызают корни растений.
Объясните почему советы Мюнхгаузена нанесут вред растениям? Как правильно за ними ухаживать?
(команда первая правильно ответившая на вопрос получает 5 горошин).
Конкурс капитанов. «Отгадай загадку о растениях».
Примеры: Золотое решето крупным бисером полно. (подсолнух).
Знакома с детства каждому их белая рубашка, с срединой ярко- желтой. Что это за цветы? (ромашка).
Ягода красна, ягода вкусна. Режь, да соли! Ешь да хвали! (томат).
Цветок- напрасный, плод- опасный, а поле все засеяно( картофель).
За каждый правильный ответ по 1 баллу.
«Перевертыши».
-Составьте названия известных деревьев из слогов на карточках. (Задание раздаются капитанам команд. Команда, первая справившаяся с заданием получает свои 5 горошин, остальные 4 или 3).
2 команда: поль- то (тополь); рис- па- ки (кипарис);
3 команда: тан- каш (каштан); би- ря- на (рябина).
4. Подведение итогов.
(Подсчитывается число горошин и фасолин, заработанных за время ярмарки).- Так определяются наиболее ловкие, удачливые купцы, ставшие благодаря своему товару- знаниям- состоятельными людьми.
Оценки за урок можно выставить:
1 место: все члены команды получают- «5»;
2 место: 50%- «5», 50%- «4»;
3 место: все «4».
Приложение.
« Советы огородникам».
В яркий солнечный день обильно опрыскивайте листья растений- это их освежает;
Никогда не рыхлите почву- это способствует повреждению корней;
Для закалки рассады особенно полезно использовать холодную воду;
Уничтожайте дождевых червей, обитающих в почве- они подгрызают корни растений.