конспект урока "Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток"
Конспект урока "Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток"
Цели урока: сформировать знания об особенностях строения бактерий и сине-зеленых, их роли в природе и жизни человека, обеспечить усвоение знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотами. Ввести основные понятия: мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток"»
Урок на тему: «Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотическихклеток»
9 класс ; учебник Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В.
Цели урока: сформировать знания об особенностях строения бактерий и сине-зеленых, их роли в природе и жизни человека, обеспечить усвоение знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотами. Ввести основные понятия: мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.
Оборудование: таблицы «Строение бактерий и сине-зелёных», схема «Прокариоты и эукариоты». Схема «Спорообразование у бактерий», научно – популярная литература по микробиологии.
Ход урока
Актуализация знаний. Провести в форме беседы по вопросам, основываясь на знаниях полученных учащимися в 6 классе, при изучении темы «Бактерии, Грибы. Лишайники».
Что вы знаете о бактериях?
Почему бактерии считают самыми древними организмами?
Вспомните, какой формы бывают бактерии?
Где обитают бактерии?
Как питаются бактерии?
Что такое спора?
Чем отличается бактериальная спора от растительной споры?
Как размножаются бактерии?
Почему бактерии выделены в отдельное царство «Дробянки»?
Почему бактерии и сине-зеленые водоросли относят к прокариотам?
II. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя о строении прокариот в сравнении с эукариотами.
Основная особенность прокариот – отсутствие ядра, ограниченного оболочкой. Наследственная информация заключена в одной хромосоме, состоящей из одной молекулы ДНК и имеющей форму кольца, свободно расположенной в цитоплазме.
Клеточная стенка у бактерий сходна с клеточной стенкой растений, но образована не целлюлозой, а пектином и муреином. По строению клеточной стенки различают грамположительные и грамотрицательные бактерии. Такое название бактерии получили по имени ученого Грама, открывшего особенности окраски клеток бактерий. Грамположительные окрашиваются по методу Грама в фиолетовый цвет, а грамотрицательные нет. У некоторых бактерий сверху образуется слизистая капсула.
В прокариотах отсутствуют мембранные органоиды: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пластиды, митохондрии. Функцию этих органоидов выполняют специфические «выпячивания» цитоплазматческой мембраны в цитоплазму – мезосомы.
Рибосомы у бактерий очень мелкие.
Цитоплазма у бактерий густая и неподвижная, клетка не имеет цитоскелета.
Имеют жгутики или ворсинки, которые используются для передвижения, некоторые бактерии передвигаются изменяя форму тела, волнообразными движениями.
Самостоятельная работа с учебником. Параграф 2.7; стр. 58 – 60 (размножение прокариот и образование спор)
Закрепление изученного материала.
Заполнить таблицу «Сравнение клеток прокариот и эукариот»
Признаки
Прокариоты
(присутствие или отсутствие признака, особенности)
Эукариоты
(присутствие или отсутствие признака, особенности)
Ядро
Генетический материал
Клеточная стенка
Мезосомы
Мембранные органоиды
Рибосомы
Цитоскелет
Способ поглощения вещества клеткой
Гаметы
Плазмиды
Жгутики
Размеры
Работа с научно – популярной литературой по микробиологии.
Отбор нужной информации по бактериям и сине-зеленым водорослям о значении в природе и жизни человека.
Домашнее задание.
Выучить параграф 2.7, ответить на вопросы к параграфу, приготовить сообщения о роли бактерий в природе и жизни человека. Расширить ЛСМ по оси «строение прокариот», используя знания, полученные на уроке.
Методические рекомендации по уроку при подготовке к ЕГЭ.
В начале урока обязательно провести актуализацию знаний по вопросам , используя остаточные знания полученные в 6 классе при изучении темы «Бактерии. Грибы. Лишайники», если учащиеся затрудняются в ответах, материал быстро повторяется при помощи ЛСМ, которая строится учащимися в 6 классе при изучении данной темы. (ЛСМ прилагается). При повторении вопроса о питании бактерий целесообразно использовать ментальную карту.