Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Расселение и распространение плодов и семян"»
Урок биологии 6 класс «Расселение и распространение организмов»
Тип урока: Урок - открытие новых знаний.
Цель: создание условий для изучения особенностей и способов расселения растений, бактерий, грибов и животных, выяснить роль расселения и распространения организмов.
Задачи:
- образовательные: знать о способах расселения и распространения у представителей разных царств живой природы; о роли расселения и распространения для организмов
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять способ распространения и расселения у разных организмов; уметь организовать совместную деятельность; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
- знать способы расселения и распространения; рассмотреть приспособления разных организмов к расселению и распространению;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
- работать с учебником; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов;
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Добрый день ребята. Рада вас видеть! Надеюсь, настроились на продуктивный урок?
Поздороваемся необычно: Желаю (мизинцы) Большого (безымянный) Успеха (средний) во всем (указательный) и везде (большой) Здравствуйте (ладошки)?
Проверить учебные принадлежности на парте.
Актуализация пройденного материала.
Дидактическая игра «Собери в корзину плоды».
Игра «Как передвигаются животные» (показываю картинки, они говорят глаголы).
Хочу показать вам сказку о Жадном дубе. Смотрите и слушайте внимательно.
Я: Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».
Выявление места и причины затруднений.
Почему дуб не дождался смены?
Что же нужно было сделать семенам? (Семенам растений нужны новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению).
Какой выход? (Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно.)
Какую проблему будем обсуждать на уроке? (Как же плодам и семенам отправиться в путь?)
Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
Сформулируйте тему нашего урока и цель. («Расселение и распространение организмов».
Как распространяются плоды и семена, какие приспособления для расселения есть у плодов и семян.) Вспомним какие царства живых организмов существуют.
Мудрая природа придумала много способов для распространения плодов и семян.
Где вы можете получить информацию об этом? (Учебник, дополнительная литература, Интернет, коллекции семян, гербарии).
Предложите план работы для достижения цели. Как будете достигать цель.
План.
Расселение бактерий и грибов.
Распространение растений.
Расселение животных.
Реализация построенного проекта
У вас на парте лежат рабочие листы. Прочитайте первое задание и начинайте выполнять.
Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа. Читайте внимательно, будут задания.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Поработали, а теперь ответьте на мои вопросы:
А) Почему споры некоторых одноклеточных грибов имеют разветвленную форму? (увеличивает поверхность и позволяет удерживаться в воде).
Б) Какие приспособления имеются у растений для распространения ветром (волоски, крылатые выросты).
В) Какие приспособления имеются у растений для распространения водой? (воздушные мешки).
Г) Какие приспособления имеются у растений для распространения животными? (крючки и щетинки, сочные плоды).
Д) Каким способом расселяются одноклеточные животные? (цисты переносятся ветром).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А) составить схемы способов распространения и расселения живых организмов
8. Включение в систему знаний повторение.
А) Рассмотрите плоды боярышника, рябины, лопуха, череды. Определите способы распространения семян у этих растений. Опишите приспособления плодов растений к данному способу распространения семян.
Б) Рассмотрите плоды тополя, клена, одуванчика. Определите способы распространения семян у этих растений. Опишите приспособления, которые имеют плоды этих растений к данному способу распространения семян.
9. Рефлексия УД на уроке «Дерево».
1. Какая проблема у нас стояла перед началом урока? (отвечают)
2. Украсьте дерево плодом, исходя из обозначения цвета:
Красный – урок очень интересный. Мне все понравилось.
Желтый – урок понравился, но я не со всеми заданиями справился.
Зеленый – было скучно, я ничего не выполнил.
10. Д/з:
Параграф 52.
Найти информацию и составить сообщение или презентацию о необычном способе расселения какого-либо растения.
Выбрать животное, которое мигрирует, и составить план его миграции, выявить причину миграции.