Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. Знают новые понятия и термины, умеют использовать доказательства эволюционного процесса, используя примеры из различных разделов биологии. Анализируют информацию, систематизируют, обобщают. | Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог. | Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы. |
Вызов | 2-3 мин. | Орг.момент | - желаю (соприкасаются большими пальцами); - успеха (указательными); - большого (средними); - во всём (безымянными); - и везде (мизинцами); - Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). (для позитивного настроя) | Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: | Форматив ное (похвала) | Оценивание для обучения Лидерство | Учебник, таблицы |
15 мин | Актуализация знаний | Проверка проводится по карточкам (вопросы сформулированы в виде тестовых заданий ГИА. Традиционно существование как очень простых, примитивных так и очень сложных форм объясняли деятельностью _____________, создавшего все возможное разнообразие живого. В первой половине 18 века были открыты многие новые виды животных и растений. К этому времени были получены первые ____________________________ данные по вымершим видам. Одним из первых, кто попытался разработать теорию эволюции, был __________________________ . согласно его теории все биологические виды произошли от других видов. Ч. Дарвин заложил основы теории ________________________ биологических видов. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора: _____________________________________________________ палеонтологические Творца эволюции изменчивость организмов, борьба за существование, естественный отбор Ж.Б. Ламарк. (Проверяем правильность выполнения задания) Дополните таблицу «Формы изменчивости» Форма | Определение понятия | Пример | | Передается по наследству | | Ненаследственная | | Засыхание травы во время засухи | | 1.Вставьте пропущенные термины из следующего перечня: Дополнить таблицу | Суммативное оценивание | Критическое мышление (вопросы, открытого и закрытого типа) | Оценочные листы, Взаимопроверка |
осмысление | 20 мин | Освоение нового, примение знаний | 1.Назовите известные вам движущие силы эволюции, по мнению Дарвина (наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование) Вы знаете, что Дарвин был всесторонне развитым человеком, много читал, анализировал. Однажды, после прочтения книги Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» Дарвин приходит к некоторому несоответствию: Виды способны размножаться практически неограниченно, а площади для размещения потомства очень немного. Как же происходит разрешение этого несоответствия в природе?
Борьба за существование - это сложные связи между различными организмами и условиями среды в биогеоценозах. 2. Из предложенных картин выбрать и составить постер по тематике по группам 1) внутривидовая борьба, 2) Конкуренция, 3)Хищничество , 4)Паразитизм, 5)Симбиоз, 6) Борьба с неблагоприятными условиями 3. Закрепление Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов. О тветы: А – 6; Б – 1, 2, 3, 4, 5, 10; В – 7, 8, 9.
| Ученики в парах анализирую новый матери ал, заполняют таблицу Работают с доп материалом Учащиеся знакомятся с содержанием карточек «Информация для размышления» Запись в тетради Составляют постер на флипчартах | Формативное (взаимное оценивание) | Оценивание для обучения Критическое мышление Лидерство Методика РАФТ | Таблица ЗХУ, учебник |
Рефлексия | 5-7 мин | Анализ урока, домашнее задание | Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока | Ученики отвечают на вопросы, оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники | Взаимооценивание | Лидерство Критическое мышление | |