kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: Движущие силы эволюции: борьба за существование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для 9 класса.Будет хорошим подспорьем при подготовке к уроку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: Движущие силы эволюции: борьба за существование.»

Дата:

Предмет, класс, № урока

Биология, 9,Б,В, №

Учитель:

Тлеубаева К.Н.

Тема урока:

Движущие силы эволюции: борьба за существование.

Основная идея

Сформировать представление о сложном характере взаимоотношений в живой природе

Цели:

  • Формирование у учащихся новых биологических понятий «борьба за существование», «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба с неблагоприятными условиями жизни», «естественный отбор».

  • Развивать общебиологические понятия учащихся о взаимосвязи факторов неживой природы и живых организмов;

  • Показать роль таких взаимосвязей в эволюции органического мира.

  • Продолжать экологическое воспитание, убеждать учащихся сознательно вырабатывать привычки правильного природопользования.


Критерии успеха

Все ученики

Большинство учеников

Отдельные ученики

Работают в парах и индивидуально, в группах. Выделяют главное, осмысленно анализируют текст, выполняют задания опираясь на свои знания. Знают новые понятия и термины, умеют использовать доказательства эволюционного процесса, используя примеры из различных разделов биологии. Анализируют информацию, систематизируют, обобщают.

Хорошо работают в паре и индивидуально во время выполнения задания. Наблюдают за другими учащимися и принимают их размышления, строят с ними диалог.


Правильно излагают свои мысли, аргументируют свои ответы, опираясь на ранее полученные знания, составляют тонкие и толстые вопросы.


Время


Этапы

урока

Что делает учитель?

Что делают ученики?

Оценивание

Используемые модули

Ресурсы

Вызов


2-3 мин.

Орг.момент

- желаю (соприкасаются большими пальцами);

- успеха (указательными);

- большого (средними);

- во всём (безымянными);

- и везде (мизинцами);

- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

(для по­зитивного настроя)


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Форматив­

ное

(похвала)

Оценивание для обучения


Лидерство

Учебник, таблицы

15 мин

Актуализация знаний

Проверка проводится по карточкам (вопросы сформулированы в виде тестовых заданий ГИА.

Традиционно существование как очень простых, примитивных так и очень сложных форм объясняли деятельностью _____________, создавшего все возможное разнообразие живого. В первой половине 18 века были открыты многие новые виды животных и растений. К этому времени были получены первые ____________________________ данные по вымершим видам. Одним из первых, кто попытался разработать теорию эволюции, был __________________________ . согласно его теории все биологические виды произошли от других видов. Ч. Дарвин заложил основы теории ________________________ биологических видов. В основу своего объяснения эволюции Ч. Дарвин положил три главных фактора: _____________________________________________________

  1. палеонтологические

  2. Творца

  3. эволюции

  4. изменчивость организмов, борьба за существование, естественный отбор

  5. Ж.Б. Ламарк. (Проверяем правильность выполнения задания)

Дополните таблицу «Формы изменчивости»

Форма

Определение понятия

Пример


Передается по наследству


Ненаследственная


Засыхание травы во время засухи


1.Вставьте пропущенные термины из следующего перечня:


















Дополнить таблицу

Суммативное оценивание


Критическое мышление (во­просы, открыто­го и закрытого типа)

Оценочные листы,




















Взаимопроверка

осмысление

20 мин

Освоение нового, примение знаний

1.Назовите известные вам движущие силы эволюции, по мнению Дарвина (наследственная изменчивость, естественный отбор, борьба за существование)

Вы знаете, что Дарвин был всесторонне развитым человеком, много читал, анализировал. Однажды, после прочтения книги Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» Дарвин приходит к некоторому несоответствию: Виды способны размножаться практически неограниченно, а площади для размещения потомства очень немного. Как же происходит разрешение этого несоответствия в природе?



Борьба за существование - это сложные связи между различными организмами и условиями среды в биогеоценозах. 2. Из предложенных картин выбрать и составить постер по тематике по группам 1) внутривидовая борьба, 2) Конкуренция, 3)Хищничество , 4)Паразитизм, 5)Симбиоз, 6) Борьба с неблагоприятными условиями 3. Закрепление Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Причины гибели особей одуванчика:

1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов. О тветы: А – 6; Б – 1, 2, 3, 4, 5, 10; В – 7, 8, 9.



Ученики в парах анализирую новый матери ал, заполняют таблицу

Работают с доп материалом

Учащиеся знакомятся с содержанием карточек «Информация для размышления»

Запись в тетради


Составляют постер на флипчартах

Формативное (взаимное оценивание)

Оценивание для обучения


Критическое мышление


Лидерство


Методика РАФТ

Таблица ЗХУ, учебник

Рефлексия

5-7

мин

Анализ урока, домашнее задание

Рефлексия – «Калифорнийский сэндвич», итоги урока


Ученики отвечают на вопросы, оценивают друг друга, зап.дом.зад.в дневники

Взаимооценивание

Лидерство


Критическое мышление


Анализ урока

Что удалось?




Что не удалось?



Что можно улучшить?
























Дополнительный материал:

  • Три мухи могут съесть лошадь за столько же дней, что и лев»

Каждая муха (самка) может за пять дней дать 20000 личинок. Три мухи дадут 60000 личинок. Ясно, что если все это множество личинок начнет есть лошадь, то они, пожалуй, съедят ее быстрее, чем лев.

  • Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».

  • В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

  • Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.

Что мы во всех этих случаях наблюдаем?



Делаем выводы:

Во всех этих случаях животные и растения широко расселились не потому, что их плодовитость внезапно и временно возросла, а в результате того, что они попали в благоприятные жизненные условия.







Относительно этого известный ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок

  • Бактерии - 1,5 дня

  • Инфузории - 31-67 дней

  • Сельди - 7-12 лет

  • Куры – 15-18 лет

  • Крысы 8 лет

  • Дикие свиньи – 5-6 лет

  • Домашние свиньи – 8 лет

  • Индийский слон – 1000 лет








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: Движущие силы эволюции: борьба за существование.

Автор: Тлеубаева Карашаш Нуроллаевна

Дата: 25.04.2018

Номер свидетельства: 467686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План- конспект урока на тему: "Приспособленность организмов к среде обитания""
    ["seo_title"] => string(73) "plan_konspekt_uroka_na_temu_prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "530549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575626208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства