kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ «Значение опорно-двигательной системы. Строение костей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель  урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.

   Задачи урока:

  1. Образовательные

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

  1. Развивающие

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  1. Воспитательные

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ «Значение опорно-двигательной системы. Строение костей».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛООМУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»











КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

«Значение опорно-двигательной системы. Строение костей».


8 «Б» класс











Учитель биологии:

Пильщикова Ольга Михайловна

Стаж работы 2,5 года












Значение опорно-двигательной системы. Строение костей.


Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.


Задачи урока:

  1. Образовательные

сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.

  1. Развивающие

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  1. Воспитательные

воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.


Оборудование:

Таблицы, презентация к уроку, результаты экспериментов по определению химического состава кости.



Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь.


II. Проверка знаний учащихся о рефлекторной регуляции

  1. Что такое рефлекс? (Рефлекс - ответ организма на раздражение, происходящий при участии ЦНС и под ее контролем.)

  2. Какие рефлексы характерны для человека? (безусловные и условные)

  3. Что такое рефлекторная дуга? (Путь по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа.)

  4. Из чего состоит рефлекторная дуга? (рецептор, чувствительный нейрон, вставочный нейрон, двигательный нейрон, исполнительный орган.)

  5. Какова роль рецепторов? (Преобразуют раздражение в нервный импульс)

  6. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны? (По отросткам чувствительных нейронов возникшие в рецепторах импульсы достигают ЦНС)

  7. Какую функцию выполняют вставочные нейроны? (обрабатывают информацию поступившая по чувствительным нейронам)

  8. Какую функцию выполняют двигательные нейроны? (передают сигнал от ЦНС к исполнительным органам)


III. Изучение новой темы

1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

«Движение – это жизнь», - заметил Вольтер.  Мы совершаем множество  различных  движений, перемещаемся в пространстве, бегаем,  шагаем, прыгаем, плаваем. Выполняем многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний,  поворотов. Благодаря чему же это возможно? (Обеспечивает все это опорно-двигательная система).


  1. Скелет и мышцы

Итак, ребята тема нашего урока «Значение опорно-двигательной системы. Строение костей».

Сегодня на уроке мы разберем:

  1. Функции опорно-двигательной системы

  2. Химический состав костей

  3. Микроскопическое строение кости

  4. Макроскопическое строение кости


Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. Почему? Потому, что в состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, туловища и конечностей образуют скелет (от греч. «скелетон»  - «высохший»).

Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы.


Ребята,  что значит «пассивность»?


Предполагаемый ответ. Отсутствие собственных действий

Правильно, кости приводятся в движение не сами по себе, а сокращением, прикрепленным к ним, мышц.

Мышцы  составляют активную часть опорно-двигательной системы.


Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

(Каждый ряд предлагает свои варианты ответов).


Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определят форму тела, обеспечивают двигательную, защитную и опорную функции.


Двигательная функция обеспечивает перемещение тела и его частей в пространстве. Двигательная функция возможна только при условии взаимодействия мышц и костей скелета, так как мышцы приводят в движение костные рычаги.


Защитная функция.

Кости скелета защищают органы от травм. Так, спинной и головной мозг находятся в костном «футляре» - головной мозг защищен черепом, - спинной позвоночником. Грудная клетка закрывает сердце и легкие, дыхательные пути, пищевод  и крупные кровеносные сосуды. Органы брюшной полости сзади защищены позвоночником, снизу – тазовыми костями, спереди – мышцами брюшного пресса.


Опорная функция

Ребята, что такое опора?

Предполагаемый ответ. Поддержка

Правильно, опорно-двигательная система  осуществляет опору для тела в целом, а также  для всех его частей и органов. Опорная функция – проявляется в том,  что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

 

Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.


Выполните задание 37 на стр. 22 рабочей тетради


У кого по другому?


3. Химический состав  костей

О существовании костей в нашем теле знает каждый. Скрещенные кости и череп – знак, отпугивающий излишне любознательных, использовали пираты. В художественной литературе много черепов и скелетов. Чаще всего они вносят в повествование атмосферы таинственности. Действует скелет и в сказках. Старославянское слово «кощь» («кошть») означает «сухой». От него произошло слово «кость» и название персонажа русских сказок - Кощей Бессмертный. Такое имя ему отведено не случайно – кости надолго «переживают» человека и порой сохраняются в земле тысячелетиями, почти не изменяясь.

Давайте шаг за шагом выясним, какие особенности строения придают костям такие уникальные свойства.

Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: неорганические и органические. Из неорганических – вода и минеральные соли кальция, магния, фосфора. Из органических веществ в состав костей входит белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты. Чтобы выяснить роль этих веществ, можно проделать ряд опытов.

  1. если долго прокаливать кость, то она становится настолько хрупкой, что при малейшем прикосновении рассыпается на мелкие кусочки. Что произошло при прокаливании кости? Органические вещества сгорели, удалилась вода. Остались неорганические, которые придают костям твердость.

  2. Если кость некоторое время выдержать в растворе соляной кислоты, то она становится настолько гибкой и эластичной, что её можно завязать в узел. Что произошло? Неорганические вещества удалены, остались органические, которые придают костям гибкость и упругость.


Выполните задание 38 на стр. 22 рабочей тетради.


Итак, органические вещества (белки) придают кости гибкость и упругость, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость. Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность.

Необходимо еще знать пропорции органических и неорганических веществ. Потому что, если в костях будет больше неорганических веществ, то они будут твердыми, но хрупкими. А если будет избыток органических веществ, то кости будут слишком гибкими.

Природа, создавая костный скелет, нашла золотую середину (3:1). Поэтому кости человека достаточно прочны, чтобы выполнять возложенные на них функции.

Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.

В зависимости от возраста, у человека содержится неодинаковое количество органических и неорганических веществ. От рождения до 20 лет больше органических веществ, поэтому кости меньше ломаются, но больше деформируются. От 20 до 40 лет баланс органических и неорганических веществ примерно одинаков. Кости в этом возрасте наиболее прочные. После 40 лет в организме больше неорганических веществ, поэтому кости пожилых людей более ломки.


  1. Микроскопическое строение кости.

Ребята, какие группы тканей вы знаете? (Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная)

К какой группе относится костная ткань? (К соединительной)

Каковы характерные особенности соединительной ткани (Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани).

Костная ткань организована в виде пластинок, расположенных определенным образом. Они или перекрещиваются, как металлические балки сложных инженерных конструкций, или образуют плотные костные цилиндры. Такое строение придает костям прочность. В зависимости от расположения костных пластинок различают два типа костного вещества: компактное и губчатое.

Пластинки компактного вещества образуют остеоны. Остеоны представляют собой несколько слоев тончайших костных пластинок, расположенных вокруг канала, в котором проходят кровеносные сосуды и нервы. Между костными пластинками находятся костные клетки.

В губчатом веществе перекрещиваются тонкие костные перекладины, состоящие из костных пластинок, образуют множество ячеек. Такое строение позволяет выдерживать большие нагрузки. В ячейках губчатого вещества находится красный костный мозг (основная функция образование клеток крови).

Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости»


Лабораторная работа

«Микроскопическое строение кости»

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1.  Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 23, А и Б определите, поперечный или продольный срез вы рассматриваете.

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3.  Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Зарисуйте рисунок микроскопическое строение кости и подпишите.

Ответьте на вопрос:

 Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, ко­торые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости? (Это укрепляет кость.)


Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.


  1. Макроскопическое строение кости.

Ребята сейчас мы с вами посмотрим строение кости.

По типу строения различают трубчатые, губчатые, плоские кости.

В скелете человека различают два вида трубчатых костей: длинные (кости плеча и предплечья, бедра и голени) и короткие (кости плюсны, пясти и фаланги пальцев).

Губчатые кости имеют на поверхности довольно тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество. К губчатым костям относятся кости тел позвонков, грудины, кости запястья и предплюсны. В основном губчатые кости располагаются там, где необходимо совместить прочность и подвижность.

Плоские кости расположены там, где необходима повышенная прочность. Они состоят из двух параллельных пластинок компактного вещества, между которыми располагается губчатое вещество. К плоским костям относятся кости, образующие свод черепа, лопатки, тазовые кости.


Перед вами карточки с костями распределите их по типу строения костей.


Трубчатые кости. Снаружи тело трубчатой кости покрыто плотной соединительной тканью – надкостницей. В надкостнице проходят сосуды и нервы. Надкостница принимает участие в питании кости и образовании новой костной ткани.

Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток  внутреннего слоя  надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.

Под надкостницей расположен слой компактного вещества. В центре кости находится канал (костномозговая полость), заполненный желтым костным мозгом (богат жировыми клетками).


IV. Домашнее задание

П. 10, вопросы, выполнить задание 39, 40 в рабочей тетради



V. Закрепление

  1. Какую функцию выполняет ОДС?

  2. Какой тканью образована ОДС?

  3. Какие типы костей характерны для скелета человека?

  4. Какие вещества входят в состав костей?

  5. Как происходит рост костей в длину и толщину?


Выводы:

  • ОДС выполняет функцию опоры, движения, защиты и биологическую.

  • ОДС образована костной тканью, состоящей из костных клеток и костных пластинок.

  • В скелете человека различают кости трубчатые, губчатые, плоские.

  • В состав скелета входят неорганические и органические вещества. Вместе они обеспечивают прочность костей.

  • Рост костей в длину происходит за счёт деления клеток хрящевой ткани, концевых участков кости. Рост костей в ширину происходит за счёт деления клеток надкостницы.


VI. Рефлексия

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Был активен

Материал понял

Скучно

Бездельничал

Узнал больше чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял


































Приложение

ЛИСТ САМООЦЕНКИ биология 07.10.16

Класс ___________

Ф.И. учащегося_____________________________________________________



Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Был активен

Материал понял

Скучно

Бездельничал

Узнал больше чем знал

Безразлично

Помогал другим

Не понял


































Список литературы.


  1. Биология. 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.Дрофа, 2010.

  2. Биология. Человек: учебник 8 класс, Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н. / М.: Дрофа, 2015

  1. Биология. Человек: рабочая тетрадь 8 класс, Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н. / М.: Дрофа, 2015

  2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: Дрофа, 2014

  3. http://www.myshared.ru/slide/641594

  4. www.bio.1september.ru

  5. www.bio.nature.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ «Значение опорно-двигательной системы. Строение костей».

Автор: Пильщикова Ольга Михайловна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413751


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства