kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение и систематизация учащимися закономерностей наследования. Развитие: умение решать задачи на основе компасного применения знаний. Умение работать в команде, развитие исследовательских навыков. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, с точки зрения генетики и явлений наследственности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".»

Урок 9. Статистический характер явлений расщепления.

Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.

В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.


Тип урока: комплексное применение ЗУН.

Цель урока: обобщение и систематизация учащимися закономерностей наследования. Развитие: умение решать задачи на основе компасного применения знаний. Умение работать в команде, развитие исследовательских навыков. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, с точки зрения генетики и явлений наследственности.

  1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока.

  2. Мотивация учебной деятельности:

Мы изучили законы Менделя: закон единообразия первого поколения, закон расщепления. Но, строго говоря, мы допускаем ошибку. Сегодня на уроке мы должны найти эту ошибку, доказать, что это ошибка и исправить ее.

  1. Обобщение и систематизация опорных знаний, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания. Метод опроса по цепочке с использованием терминов на доске. Каждый обучающийся дает определение одного из них (см. ниже).

  2. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: исследовательская работа по проверке второго закона Менделя (класс делится на 6 групп по 4 человека). Каждая группа получает задание.

Таблица. Результаты скрещивание сортов гороха.


№ опыта

Фенотипы родителей

Фенотипы I поколения

Примерное соотношение

Возможные генотипы родителей

Название закона

Общее количество горошин

Количество желтых горошин

Количество зеленых горошин

1

ж+ж

54

54

0

1:0

ААхАА

ААхАа

Закон единообразия F

2

з+з

54

0

54

0:1

Аахаа

Закон единообразия F

3

ж+з

55

55

0

1:0

ААхаа

Закон единообразия F

4

ж+з

57

27

30

1:1

Аахаа

Анализирующее скрещивание

5

ж+ж

56

44

12

3:1

АахАа

Закон расщепления

6

ж+ж

56

42

14

3:1

АахАа

Закон расщепления

7


3

1

2

1:2



(таблица заполняется самостоятельно группой обучающихся)

тавить задачу: с помощью этой таблицы мы обобщим данные нескольких опытов.

Повторить основные понятия. Фронтальный опрос.

  • ГЕНЕТИКА

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

  • ИЗМЕНЧИВОСТЬ

  • ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ

  • ГЕН

  • АЛЛЕЛЬ

  • ДОМИНАНТНЫЙ

  • РЕЦЕССИВНОСТЬ

  • ГЕНОТИП

  • ФЕНОТИП

  • ГОМОЗИГОТА

  • ГЕТЕРОЗИГОТА

  • МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

  • ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

  • ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

  • РЕШЕТКА ПЕННЕТА

  • ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ

  • ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ

  • ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ

  • Р

  • Х

  • F



  • Задание: перечертить таблицу в тетрадь (на задание дается 2 мин.)

Самостоятельное выполнение работы под контролем учителя.

  • Раздаются чашки с горохом. Задание: в течение 5 мин. Подсчитать горошины и занести результаты подсчетов в строку таблицы с № вашего опыта. Рассчитать примерное соотношение желтых и зеленых горошин. Определить генотипы родителей.

  • Проверить готовность всех групп. Перенести результаты вашего опыта в общую таблицу на доске (один из 4 человек группы выходит к доске с результатами подсчетов). Остальные в это время заносят результаты других опытов в таблицу.

  • Последнюю графу учитель заполняет на доске, советуясь с классом.

Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. Мы можем говорить только о больших числах, потому что малое число горошин не может отобразить закономерности. Представим, что у нас 3 горошины: получилось расщепление 1:2, но это может быть результатом как 4, так и 5 опыта. Следовательно, мы может говорить о закономерностях, которые не являются законами, потому что работают только в больших числах. Очень редко удается получить такое число потомства, которое действительно расщепилось бы на 1:2 и ли 1:3 или 1:1. Почти всегда получается приблизительное соотношение.

Решение задач.

Задача №1.

При скрещивании черного длинношерстного хомяка с черным короткошерстным хомяком получили 15 детенышей черных длинношерстных, 13 черных короткошерстных, 3 белых короткошерстных, 4 белых длинношерстных. Определить генотипы родителей, если ген черной шерсти и ген короткой шерсти доминантные.

Итоги урока. Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности — генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Вместе с изменчивостью наследственности обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.


Домашнее задание: придумать 2 задачи по 3 закону Менделя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".

Автор: Биймурзаева Светлана Гусейновна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465889

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства