Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".
Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".
Цель урока: обобщение и систематизация учащимися закономерностей наследования. Развитие: умение решать задачи на основе компасного применения знаний. Умение работать в команде, развитие исследовательских навыков. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, с точки зрения генетики и явлений наследственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. "Статистический характер явлений расщепления".»
Урок 9. Статистический характер явлений расщепления.
Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.
В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.
Тип урока: комплексное применение ЗУН.
Цель урока: обобщение и систематизация учащимися закономерностей наследования. Развитие: умение решать задачи на основе компасного применения знаний. Умение работать в команде, развитие исследовательских навыков. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, с точки зрения генетики и явлений наследственности.
Организационный момент: сообщение темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности:
Мы изучили законы Менделя: закон единообразия первого поколения, закон расщепления. Но, строго говоря, мы допускаем ошибку. Сегодня на уроке мы должны найти эту ошибку, доказать, что это ошибка и исправить ее.
Обобщение и систематизация опорных знаний, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания. Метод опроса по цепочке с использованием терминов на доске. Каждый обучающийся дает определение одного из них (см. ниже).
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: исследовательская работа по проверке второго закона Менделя (класс делится на 6 групп по 4 человека). Каждая группа получает задание.
Таблица. Результаты скрещивание сортов гороха.
№ опыта
Фенотипы родителей
Фенотипы I поколения
Примерное соотношение
Возможные генотипы родителей
Название закона
Общее количество горошин
Количество желтых горошин
Количество зеленых горошин
1
ж+ж
54
54
0
1:0
ААхАА
ААхАа
Закон единообразия F
2
з+з
54
0
54
0:1
Аахаа
Закон единообразия F
3
ж+з
55
55
0
1:0
ААхаа
Закон единообразия F
4
ж+з
57
27
30
1:1
Аахаа
Анализирующее скрещивание
5
ж+ж
56
44
12
3:1
АахАа
Закон расщепления
6
ж+ж
56
42
14
3:1
АахАа
Закон расщепления
7
3
1
2
1:2
(таблица заполняется самостоятельно группой обучающихся)
тавить задачу: с помощью этой таблицы мы обобщим данные нескольких опытов.
Повторить основные понятия. Фронтальный опрос.
ГЕНЕТИКА
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ
ГЕН
АЛЛЕЛЬ
ДОМИНАНТНЫЙ
РЕЦЕССИВНОСТЬ
ГЕНОТИП
ФЕНОТИП
ГОМОЗИГОТА
ГЕТЕРОЗИГОТА
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ПОЛИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ
РЕШЕТКА ПЕННЕТА
ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ
ЗАКОН РАСЩЕПЛЕНИЯ
ЗАКОН НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ
Р
Х
F
♂
♀
Задание: перечертить таблицу в тетрадь (на задание дается 2 мин.)
Самостоятельное выполнение работы под контролем учителя.
Раздаются чашки с горохом. Задание: в течение 5 мин. Подсчитать горошины и занести результаты подсчетов в строку таблицы с № вашего опыта. Рассчитать примерное соотношение желтых и зеленых горошин. Определить генотипы родителей.
Проверить готовность всех групп. Перенести результаты вашего опыта в общую таблицу на доске (один из 4 человек группы выходит к доске с результатами подсчетов). Остальные в это время заносят результаты других опытов в таблицу.
Последнюю графу учитель заполняет на доске, советуясь с классом.
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. Мы можем говорить только о больших числах, потому что малое число горошин не может отобразить закономерности. Представим, что у нас 3 горошины: получилось расщепление 1:2, но это может быть результатом как 4, так и 5 опыта. Следовательно, мы может говорить о закономерностях, которые не являются законами, потому что работают только в больших числах. Очень редко удается получить такое число потомства, которое действительно расщепилось бы на 1:2 и ли 1:3 или 1:1. Почти всегда получается приблизительное соотношение.
Решение задач.
Задача №1.
При скрещивании черного длинношерстного хомяка с черным короткошерстным хомяком получили 15 детенышей черных длинношерстных, 13 черных короткошерстных, 3 белых короткошерстных, 4 белых длинношерстных. Определить генотипы родителей, если ген черной шерсти и ген короткой шерсти доминантные.
Итоги урока. Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Обеспечивается самовоспроизведением материальных единиц наследственности — генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Вместе с изменчивостью наследственности обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.
Домашнее задание: придумать 2 задачи по 3 закону Менделя.