kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему "Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 7 классе по теме "Земноводные" с применением проблемно- поискового метода.В результате решения проблемной ситуации учащиеся узнают о причинах ограничивающих увеличение размеров земноводных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение"»

Предмет. Биология Кайранкольская средняя школа

Дата учитель химии и биологии

Класс 7б Сеитова Гульнар Каракановна

Количество присутствующих.

Количество отсутствующих.

Тема урока

Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение.

Цель обучения

Обеспечить усвоение учениками знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой.

Цели урока

1.Изучить внешнее строение земноводных

2.Изучить анатомические и физиологические особенности строения земноводных на примере лягушки.

3.Рассмотреть жизненный цикл лягушки.

4. Выяснить значение земноводных в природе.

Критерии успеха

  1. Уметь обосновывать своё мнение.

  2. Уметь находить отличия в строении и физиологии земноводных и рыб.

  3. Приходить к правильным выводам.

Языковые цели

Amphibia-земноводные, the in habitant sof the land–обитают в водной среде, aquatic animals– обитатели суши,respiratory system– дыхательная система, digestive system–пищеварительная система, the cardiovascular system– сердечно-сосудистая система, frog-лягушка, toad-жаба, newt-тритон,salamander - саламандра.

Привитие ценностей

  1. Бережное, гуманное отношение к земноводным.

  2. Коллективное сотрудничество

  3. Уважение чужого мнения

Межпредметные связи

  1. Связь с предметов физика при изучении дыхания земноводных.

  2. География – рассказ о памятниках, поставленным лягушки.



Предварительные знания

  1. Особенности внутреннего и внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

  2. Животные, обитающие на суши.

Методы и приёмы

Проблемно- поисковый, практический, словесные

Оборудование

Интерактивная доска, ПК, проектор,инструктивные карточки, презентация «Земноводные», коллекция «Скелет лягушки», анимационный модуль,приложения, таблица «Тип хордовые. Класс Земноводные», оценочные листы.


Формы обучения

Групповая, коллективная, индивидуальная



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ресурсы

1.Организационный этап

Приветствие. Предварительную организация класса (проверка отсутствующих, организация внимания)




2.Актуализация знаний

Опрос домашнего задания

Выполнение теста

Тестовые задания

3. Целеполагание

Показ слайда №1 «Многообразие земноводных» Помогает поставить и озвучить цель и задачи урока

Формулируют тему урока. Самостоятельная формулировка познавательной цели.заполняют оценочные листы


Слайд №1

  1. Изучение новой темы

Выяснение среды обитания земноводных. Разбор слова ЗЕМНОВОДНЫЕ,АМФИБИИ, ДВОЯКОДЫШАЩИЕ

Разбор слова ЗЕМНОВОДНЫЕ, АМФИБИИ - – это животные, приспособленные к жизни и на суше, и в воде. ДВОЯКОДЫШАЩИЕ Выясняют среду обитания земноводных

Слайд №2

Классификация земноводных

Работа по таблице. Изучение классификации земноводных

Знакомятся с классификацией земноводных по таблице.

Слайд №3


Изучить внешнее строение лягушки

Изучают внешнее строение лягушки по слайду

Слайд№4



Создание проблемной ситуации.

Земноводные значительно уступают по своим максимальным размерам как рыбам, так и пресмыкающимся, причём такая ситуация характерна и для ископаемых форм. Какие анатомические, физиологические и экологические причины ограничивают увеличение размеров земноводных

Предлагают пути решения данной проблемы:

  1. Изучение анатомического строения земноводных

  2. Изучение физиологических процессов.

  3. Изучение экологических причин, ограничивающих увеличение размеров земноводных.


Строение скелета земноводных

Изучение скелета лягушки по инструктивной карточке

Изучают скелет лягушки по коллекции, заполняют таблицу,записывают выводы.

Инструктивная карточка, коллекция «скелет лягушки», слайд№

Изучение внутреннего строения лягушки

Разбивка класса на три группы.

Задание для 1 группы: Каковы особенности строения пищеварительной системы земноводных, ограничивающие увеличение их размеров.

Задание для 2 группы: Каковы особенности строения дыхательной системы земноводных, ограничивающие увеличение их размеров

Задание для 3 группы: Каковы особенности строениясердечно- сосудистой системы.

Работа по группам.

Составление кластера.

Записывают выводы

Информационные листы














Выступление групп

Слушают выступления других групп, делают записи в тетрадях.заполняют оценочные листы.



Рассказ о строении нервной системы

Головной мозг имеет 5 отделов.

Передний мозг у лягушки более крупный.

Развитие получили органы чувств- органы зрения, слуха, обоняния.

Работа по слайдам. Запись в тетрадях

Слайд№5


Рассказ о строении выделительной системы:

Состоит из пары почек мочеточников и мочевого пузыря. Образующая моча поступает в клоаку.

Записи в тетрадях.

Клоа́ка (от лат. cloaca — подземный канал для стока нечистот) — расширенная конечная часть задней кишки у некоторых позвоночных животных, куда впадают выделительные и половые протоки мочеполовой системы.



Слайд№6

Размножение лягушки

Изучить вопросы

  1. Жизненный цикл лягушки

  2. Метаморфоз

  3. Сходство головастика с рыбами

Просматривают анимационный модуль, записывают в тетради схему размножения и развития лягушки.

Вывод. Каковы особенности размножения и развития у земноводных?

Анимационный модуль.

Слайд№7

Значение земноводных

Работа по слайдам. Слушают рассказ учителя. В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему. Лягушек используют в физиологических и медицинских исследованиях. За верную службу по охране здоровья человека лягушке поставлены памятники во многих городах.

Понимание значения земноводных в природе, как одного из звена пищевой цепочки, а также уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Слайд№







Закрепление

Решение биологических задач

  1. Почему лягушка на ощупь такая холодная

  2. Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие летние дни, зимой можно содержать для лабораторных целей где – нибудь в подвале, не заботясь о их пропитании.

  3. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком оно долго не скисало. Объясните этот факт.

Решают биологические задания (устно)

Слайд№8

Домашнее задание

Параграф 48. Написать эссе по теме «Гигантское земноводное» (В каком из трёх отрядов земноводных с наибольшей вероятностью мог бы появиться вид, сопоставимый по размеру с крупными рыбамиили рептилиями? Предложите модель такого гипотетического гигантского земноводного).

Записывают домашнее задание

Слайд№9

Рефлексия

Закончи предложение: сегодня на уроке я бы похвалил себя за… Выставление оценок за урок

Устно или письменно закончить предложение. Высказывают собственное мнение, оценивают свои чувства, настроение.

Слайд№10























Приложение №1 Инструктивная карточка. Лабораторная работа №7. Тема. Изучение скелета лягушки.

  1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей.

  2. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть че­репа и кости верхней и нижней челюстей. ■

  3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нем. Обратите вни­мание на то, что многие из них прочно соединены между собой.

  4. Найдите плечевой пояс — опору передних конечностей. Он состоит из во­роньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охваты­вают туловище.

  5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое со­стоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами.

  6. Найдите пояс задних конечностей — таз. Он состоит из сросшихся костейи очень плотно примыкает к позвоночнику.

  7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень,стопу.

  8. Заполните таблицу

Особенности строения и значение скелета лягушки

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

1. Череп

Мозговая часть, кости че­люстей

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9:. 1+7+1+ хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, груди­на, вороньи кости

Опора для передних конеч­ностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости пред­плечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы

Участвуют в передвижении



Вывод.





Приложение №2.

Оценочный лист ученика.

Класс. Фамилия, имя

Тема. Класс Земноводные.

Целеполагание

Строение скелета

Работа по группам

Жизненный цикл лягушки

Биологические задачи

Итоговая оценка










Оценочный лист ученика.

Класс. Фамилия, имя

Тема. Класс Земноводные.

Целеполагание

Строение скелета

Работа по группам

Жизненный цикл лягушки

Биологические задачи

Итоговая оценка
















Приложение №3. Информационный лист №1.

Тема. Пищеварительная система лягушки.

Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насеко­мых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травяные лягушки, напри­мер, начинают искать ее с удвоенной силой.

Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мяси­стый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине — глубокая выемка, а сам он покрыт клей­кой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рга. Он может достичь добычу, сидя­щую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы — почти в два раза быстрее.

Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скак­нуть вверх и лететь спиной вниз. Пры Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать язы­ком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с физиономии лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез, которые производят слюну предназначенную для смачивания пищи. (Вспомни, еще животные имеют слюнные железы и каково их назначение.) Полость рта переходит в пищевод, что открывается в желудок, где начинается переваривание пищи. Двенадцатиперстная кишка лежит под желудком, в нее впадает желчный проток печени и проток поджелудочной железы. Кишечник образует несколько петель, переходит в прямую кишку и заканчивается клоакой. В кишечнике происходит всасывание воды. 










Приложение №4. Информационный лист №2.

Тема. Дыхательная система лягушки.

Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней — она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на даль­нюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха — возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха. Расширяют мышцы грудную полость, давление в ней падает — воздух устремляется в легкие. Сократится грудная полость, давление в ней станет выше, воздух выходит из легких. Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат? Дышат лягушки легкими и кожей. Легкие представляют собой парные пустые мешки с ячеистой внутренней поверхностью, пронизанной сетью кровеносных капилляров, где и происходит газообмен. Механизм дыхания у земноводных несовершенный, нагнетательного типа. Поэтому насыщение крови кислородом происходит не только через легкие, но и через кожу. Находясь под водой, земноводные дышат исключительно кожей. Чтобы кожа в наземных условиях функционировала как орган дыхания, она должна быть влажной. 














Приложение №5. Информационный лист №3.

Тема. Сердечно- сосудистая система лягушки.

Кровеносная система земноводных приспособлена к легочного типа дыхания. (Вспомни строение сердца окуня.) Это означает, что у лягушки озерной трёхкамерное сердце, которое состоит из двух предсердий и желудочка, а два круга кровообращения позволяют частично разделять артериальную и венозную кровь и лучше насыщать ткани тела кислородом. В правое предсердие собирается смешанная кровь: венозная, насыщенная углекислым газом - от внутренних органов. В левое предсердие поступает только артериальная кровь, в легких обогащается кислородом. Оба предсердия сокращаются одновременно, и кровь из них попадает в желудочек. В желудочка кровь смешанная. Благодаря наличию сердечного клапана происходит распределение крови: артериальная кровь поступает к головному мозгу, венозная - до легких и кожи, где насыщается кислородом и превращается в артериальную, а смешанная - во все органы. Вследствие того, что у земноводных артериальная и венозная кровь смешиваются и насыщения тканей кислородом происходит недостаточно быстро, обмен веществ замедлен. (Вспомни, что такое обмен веществ.) Поэтому температура тела у амфибий, как и у рыб, не отличается от температуры окружающей среды. 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Сеитова Гульнара Каракановна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства