Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».
Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».
Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.
Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.
Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).
Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.
Подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».»
Урок 7. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя ».
Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.
В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.
Цели урока:
Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.
Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.
Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).
Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.
Подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.
Ход урока.
Организационный момент. Построение. Приветствие.
Подготовка к осознанному восприятию нового материала.
Вступительное слово учителя.
Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность.
Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.
Самостоятельная работа со словарем и карточками с заданиями.
УЭ 1. время выполнения 15 минут. Цель: способствовать развитию мышления, умения сопоставлять перевод и определения, данные в учебнике.
Переведи и запиши перевод в таблицу.
Heredity is a fundamental property of living beings & means the ability of all the organisms to transfer their features, properties & peculiarities of development from one generation to another. Owing to this property every species of animals, plants, fungi & procariots reserves its characteristic sings in many generations.
Переведи и определи, что это – генотип или фенотип. (whole – целый, полный).
The whole complex of sings & properties of the organism
.
Обменяйтесь работами и проверьте друг друга (соседа по парте). Исправьте ошибки (если встречаются). Поставьте друг другу оценку за
УЭ 2. время выполнения 10 минут.
Определи и запиши свой генотип, и типы гамет, которые образуются в твоем организме, в таблицу ниже, исходя из того, что доминантные признаки записываются большими английскими буквами, а рецессивные маленькими. Не забудь о том, что половина признака досталась от отца, а другая от матери. И поэтому каждые признак записывается двумя буквами.
Например: у тебя темные глаза, а у одного из твоих родителей светлые. Значит ты сам гетерозигота по цвету глаз – одна из гамет несет рецессивный признак - «а» - светлые глаза, а другая - «А» доминантный темные глаза. Значит, свой цвет глаз запиши так – «Аа».
Если же у тебя светлые глаза – твой генотип «аа», потому что у тебя оба рецессивных признака.
Наследование признаков у человека.
признаки
доминантные
рецессивные
Мой генотип. Заполни все строки.
волосы
Курчавые (у гетерозигот – волнистые)
Прямые
Цвет волос
Не рыжие
рыжие
Цвет глаз
Карие или черные
Голубые, серые
Пигментирование кожи
веснушки
Нет веснушек
Количество пальцев
6
5
Ногти на пальцах
отсутствуют
норма
зрение
близорукость
Норма
Длина ресниц
длинные
короткие
зубы
кариес
норма
Цвет кожи
смуглый
светлый
Способности к точным наукам
отсутствуют
присутствуют
Резус положительный фактор крови
Резус отрицательный фактор крови
праворукость
леворукость
Это интересно. Чем больше в организме человека доминантных признаков, тем ниже его рост!
УЭ 3. время выполнения 15 минут. Выучи обозначения, использующиеся в генетике для решения задач.
Пример решения и оформления задачи.
1.Ген черной масти коров Ч доминирует над рыжим (красным) ч. Какое потомство получится при скрещивании черного гетерозиготного быка с красной коровой?
Решение:
Родители (Р): гетерозиготный бык гомозиготная корова
Чч х чч
Гаметы (G): Ч, ч ч,ч
У гетерозигот два типа гамет у гомозигот – гаметы одного типа
Решетка Пеннета:
гаметы
Ч
ч
ч
Чч (черный гетерозиготный.)
чч (красный гомозиготный.)
ч
Чч
чч
Ответ: по генотипу и по фенотипу расщепление признаков в первом поколении (F1) 2 : 2 или 1 : 1, то есть 50% к 50%.
2. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке. В каком случае у них могут родиться голубоглазые дети? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения голубоглазого ребенка. Почему при решении подобных задач говорят о вероятности, но не дают точного прогноза по наследованию признаков?
3.Девушка с веснушками вышла замуж за юношу без веснушек. В каком случае у них могут родиться дети без веснушек? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения веснушчатого ребенка.
Спасибо за урок.
Домашнее задание: придумай две задачи , используя таблицу наследования признаков у человека. Если не успели решить предложенные задачи, решите дома.