kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.
  2. Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.
  3. Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).
  4. Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для  определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.
  5. Подчеркнуть  диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».»

Урок 7. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя ».

Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.

В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.


Цели урока:

  1. Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.

  2. Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.

  3. Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).

  4. Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.

  5. Подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Построение. Приветствие.

  2. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Вступительное слово учителя.

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Самостоятельная работа со словарем и карточками с заданиями.

УЭ 1. время выполнения 15 минут. Цель: способствовать развитию мышления, умения сопоставлять перевод и определения, данные в учебнике.

Переведи и запиши перевод в таблицу.

Heredity is a fundamental property of living beings & means the ability of all the organisms to transfer their features, properties & peculiarities of development from one generation to another. Owing to this property every species of animals, plants, fungi & procariots reserves its characteristic sings in many generations.


Property – свойство, собственность

Mean –стремление, желание

Ability - способность

Feature -характеристика

Peculiarity - специфичный

Owing - благодаря

Species - виды

plants, fungi – растения и грибы

sings - воспроизведение


Прослушивание аудиофрагмента правильного произношения определения.


Запиши определения из учебника: 1 закон Менделя

Закон чистоты гамет-

Запиши по памяти определения: генотип - это

фенотип-


Переведи и определи, что это – генотип или фенотип. (whole – целый, полный).

The whole complex of sings & properties of the organism

.

Обменяйтесь работами и проверьте друг друга (соседа по парте). Исправьте ошибки (если встречаются). Поставьте друг другу оценку за


УЭ 2. время выполнения 10 минут.

Определи и запиши свой генотип, и типы гамет, которые образуются в твоем организме, в таблицу ниже, исходя из того, что доминантные признаки записываются большими английскими буквами, а рецессивные маленькими. Не забудь о том, что половина признака досталась от отца, а другая от матери. И поэтому каждые признак записывается двумя буквами.

Например: у тебя темные глаза, а у одного из твоих родителей светлые. Значит ты сам гетерозигота по цвету глаз – одна из гамет несет рецессивный признак - «а» - светлые глаза, а другая - «А» доминантный темные глаза. Значит, свой цвет глаз запиши так – «Аа».

Если же у тебя светлые глаза – твой генотип «аа», потому что у тебя оба рецессивных признака.

Наследование признаков у человека.

признаки

доминантные

рецессивные

Мой генотип. Заполни все строки.

волосы

Курчавые (у гетерозигот – волнистые)

Прямые


Цвет волос

Не рыжие

рыжие


Цвет глаз

Карие или черные

Голубые, серые


Пигментирование кожи

веснушки

Нет веснушек


Количество пальцев

6

5


Ногти на пальцах

отсутствуют

норма


зрение

близорукость

Норма


Длина ресниц

длинные

короткие


зубы

кариес

норма


Цвет кожи

смуглый

светлый


Способности к точным наукам

отсутствуют

присутствуют



Резус положительный фактор крови

Резус отрицательный фактор крови



праворукость

леворукость



Это интересно. Чем больше в организме человека доминантных признаков, тем ниже его рост!


УЭ 3. время выполнения 15 минут. Выучи обозначения, использующиеся в генетике для решения задач.

Пример решения и оформления задачи.

1.Ген черной масти коров Ч доминирует над рыжим (красным) ч. Какое потомство получится при скрещивании черного гетерозиготного быка с красной коровой?

Решение:

Родители (Р): гетерозиготный бык гомозиготная корова

Чч х чч

Гаметы (G): Ч, ч ч,ч

У гетерозигот два типа гамет у гомозигот – гаметы одного типа

Решетка Пеннета:

гаметы

Ч

ч

ч

Чч (черный гетерозиготный.)

чч (красный гомозиготный.)

ч

Чч

чч

Ответ: по генотипу и по фенотипу расщепление признаков в первом поколении (F1) 2 : 2 или 1 : 1, то есть 50% к 50%.

2. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке. В каком случае у них могут родиться голубоглазые дети? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения голубоглазого ребенка. Почему при решении подобных задач говорят о вероятности, но не дают точного прогноза по наследованию признаков?






3.Девушка с веснушками вышла замуж за юношу без веснушек. В каком случае у них могут родиться дети без веснушек? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения веснушчатого ребенка.







Спасибо за урок.

Домашнее задание: придумай две задачи , используя таблицу наследования признаков у человека. Если не успели решить предложенные задачи, решите дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Биймурзаева Светлана Гусейновна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465887


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства