kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.
  2. Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.
  3. Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).
  4. Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для  определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.
  5. Подчеркнуть  диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя».»

Урок 7. Интегрированный урок модульной технологии «Законы Менделя ».

Учебник: Общая биология: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица. М.: Просвещение, 2005.

В качестве дополнительного источника литературы использован учебник : Захаров В.Б. Общая биология: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/В.Б.Захаров,С.Г Мамонтов, Н.И.Сонин.- 5-е изд., -М.:Дрофа, 2002.-624с.


Цели урока:

  1. Узнать в чем сущность основных свойств живых организмов с точки зрения генетики. Вспомнить основные законы Менделя, научиться применять следствие из них на практике.

  2. Научиться оперировать понятиями доминантные и рецессивные признаки, гомозиготный и гетерозиготный организмы.

  3. Развивать общеинтеллектуальные умения: логическое мышление, умение быстро переключаться с родного языка на иностранный (английский).

  4. Понять, что дает изучение признаков и свойств для формирования представления о генотипе, научиться применять полученные знания для определения своего генотипа, генотипа родителей и будущего потомства.

  5. Подчеркнуть диалектичность понятий доминантности и рецессивности признаков.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Построение. Приветствие.

  2. Подготовка к осознанному восприятию нового материала.

Вступительное слово учителя.

Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность.

Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК — вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.

Самостоятельная работа со словарем и карточками с заданиями.

УЭ 1. время выполнения 15 минут. Цель: способствовать развитию мышления, умения сопоставлять перевод и определения, данные в учебнике.

Переведи и запиши перевод в таблицу.

Heredity is a fundamental property of living beings & means the ability of all the organisms to transfer their features, properties & peculiarities of development from one generation to another. Owing to this property every species of animals, plants, fungi & procariots reserves its characteristic sings in many generations.


Property – свойство, собственность

Mean –стремление, желание

Ability - способность

Feature -характеристика

Peculiarity - специфичный

Owing - благодаря

Species - виды

plants, fungi – растения и грибы

sings - воспроизведение


Прослушивание аудиофрагмента правильного произношения определения.


Запиши определения из учебника: 1 закон Менделя

Закон чистоты гамет-

Запиши по памяти определения: генотип - это

фенотип-


Переведи и определи, что это – генотип или фенотип. (whole – целый, полный).

The whole complex of sings & properties of the organism

.

Обменяйтесь работами и проверьте друг друга (соседа по парте). Исправьте ошибки (если встречаются). Поставьте друг другу оценку за


УЭ 2. время выполнения 10 минут.

Определи и запиши свой генотип, и типы гамет, которые образуются в твоем организме, в таблицу ниже, исходя из того, что доминантные признаки записываются большими английскими буквами, а рецессивные маленькими. Не забудь о том, что половина признака досталась от отца, а другая от матери. И поэтому каждые признак записывается двумя буквами.

Например: у тебя темные глаза, а у одного из твоих родителей светлые. Значит ты сам гетерозигота по цвету глаз – одна из гамет несет рецессивный признак - «а» - светлые глаза, а другая - «А» доминантный темные глаза. Значит, свой цвет глаз запиши так – «Аа».

Если же у тебя светлые глаза – твой генотип «аа», потому что у тебя оба рецессивных признака.

Наследование признаков у человека.

признаки

доминантные

рецессивные

Мой генотип. Заполни все строки.

волосы

Курчавые (у гетерозигот – волнистые)

Прямые


Цвет волос

Не рыжие

рыжие


Цвет глаз

Карие или черные

Голубые, серые


Пигментирование кожи

веснушки

Нет веснушек


Количество пальцев

6

5


Ногти на пальцах

отсутствуют

норма


зрение

близорукость

Норма


Длина ресниц

длинные

короткие


зубы

кариес

норма


Цвет кожи

смуглый

светлый


Способности к точным наукам

отсутствуют

присутствуют



Резус положительный фактор крови

Резус отрицательный фактор крови



праворукость

леворукость



Это интересно. Чем больше в организме человека доминантных признаков, тем ниже его рост!


УЭ 3. время выполнения 15 минут. Выучи обозначения, использующиеся в генетике для решения задач.

Пример решения и оформления задачи.

1.Ген черной масти коров Ч доминирует над рыжим (красным) ч. Какое потомство получится при скрещивании черного гетерозиготного быка с красной коровой?

Решение:

Родители (Р): гетерозиготный бык гомозиготная корова

Чч х чч

Гаметы (G): Ч, ч ч,ч

У гетерозигот два типа гамет у гомозигот – гаметы одного типа

Решетка Пеннета:

гаметы

Ч

ч

ч

Чч (черный гетерозиготный.)

чч (красный гомозиготный.)

ч

Чч

чч

Ответ: по генотипу и по фенотипу расщепление признаков в первом поколении (F1) 2 : 2 или 1 : 1, то есть 50% к 50%.

2. Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке. В каком случае у них могут родиться голубоглазые дети? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения голубоглазого ребенка. Почему при решении подобных задач говорят о вероятности, но не дают точного прогноза по наследованию признаков?






3.Девушка с веснушками вышла замуж за юношу без веснушек. В каком случае у них могут родиться дети без веснушек? Запишите возможные варианты их генотипов, и определите вероятность рождения веснушчатого ребенка.







Спасибо за урок.

Домашнее задание: придумай две задачи , используя таблицу наследования признаков у человека. Если не успели решить предложенные задачи, решите дома.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Биймурзаева Светлана Гусейновна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465887

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства