Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 9 класс "Эволюционная теория Чарльза Дарвина"»
МОУ «Родниковская школа»
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Конспект урока
По биологии в 9 классе
Тема «Эволюционная теория Чарльза Дарвина»
Подготовила:
Учитель биологии
МОУ «Родниковская школа»
Леоненко Марина Анатольевна
2018
Конспект урока по биологии в 9 классе
Тема урока: Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Цели урока: - сформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
- научить объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль эволюционной теории в формировании современной естественно—научной картины мира.
-развивать умение работать с разными источниками информации, формулировать выводы, учить находить подтверждение теории примерами из окружающей действительности.
- воспитывать целеустремлённость в овладении знаниями, усидчивость и трудолюбие.
Задачи урока:
Образовательная. Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.
Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.
Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь
к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: портрет Ч. Дарвина, видеоролик «эволюция человека», презентация «Жизнь Ч. Дарвина», схемы, плакаты , рисунки растений и животных, карта мира, анкеты.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Межпредметные связи: история, география.
I.Организация класса.
Психологический настрой
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети:
-
-
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: ставите снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.
II Актуализация опорных знаний
1) Введение
Я предлагаю вам просмотреть небольшой ролик и сказать О чём мы будем говорить на уроке?
2)(просмотр видеоролика)
О чём мы будем говорить, просмотрев этот фильм? Вопрос о развитии жизни, об эволюции –один из самых спорных и сложных вопросов в биологии, т.к. есть люди, которые не верят в эволюционный процесс, а трудный потому, что сложно представить себе развитие жизни на протяжении 3,5 млд. лет. Фильм показывает нам, как организмы изменяются с течением времени и эти изменения происходят в сторону усложнения организмов. Почему это происходит объясняет нам теория эволюции. Так что же такое эволюция? (ответ учащихся)
3)прием «Корзина идей»
ЭВОЛЮЦИЯ - естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом
III. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока «Эволюционная теория Чарльза Дарвина».
Проблемный вопрос
Наша задача узнать почему созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке? И как она повлияла на будущее?
IV Изучение нового материала
Жизнь и биография Ч. Дарвина (. Пушкарь Маргарита)
Рассказ учителя с элементами беседы.
Создателем основ современного эволюционного учения по праву считают великого английского биолога Ч. Дарвина. В своих работах Дарвин объяснил изменение органического мира действием законов природы без вмешательства сверхъестественных сил. Эти объяснения ученый сформулировал в виде довольно простых положений:
Организмы обладают изменчивостью.
Об этом нам более подробно расскажет Козлов Виталий.
Да действительно невозможно найти две особи, относящиеся к одному виду, у которых все признаки были бы одинаковыми.
Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.
Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножиться в геометрической прогрессии, однако такого не случается, так как жизненные ресурсы ограничены, и многие особи погибают в борьбе за существование, не успев произвести потомство.
О вымерших видах животных и растений нам расскажет Голик Александра.
Те организмы, которые располагают свойствами, полезными в данных условиях существования, имеют большую вероятность выжить. Выживая, они имеют преимущества в передаче этих полезных свойств потомству. Дарвин назвал этот процесс естественным отбором, или выживанием наиболее приспособленных.
Идеи Ч. Дарвина были научно обоснованы фактическим материалом, поэтому большинство ученых принимает их и сегодня. В ХХ столетии эволюционное учение Дарвина было подкреплено хромосомной теорией наследственности, развитием молекулярно-генетических исследований, систематики, экологии, эмбриологии, палеонтологии и других областей биологии.
Физминутка
3)путешествие Ч.Дарвина.
Огромную роль в том, что Дарвин заинтересовался проблемами видообразования, сыграло его пятилетнее путешествие в качестве натуралиста к берегам Южной Америки на корабле «Бигль».
Об этом нам расскажет Лыга Светлана.
Ч.Дарвин об искусственном отборе.
Ч. Дарвин был хорошо знаком с изменчивостью домашних животных.
Об этом нам расскажет Зледенная Валерия.
V. Закрепление изученного материала.
Что такое эволюция?
В чем состоят основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?
Как назывался корабль на котором путешествовал Дарвин?
Что такое изменчивость?
Проблемный вопрос
Наша задача была узнать почему созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке? И как она повлияла на будущее?
Созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке, позволила по новому взглянуть на естественные процессы, происходящие в природе. Теория Дарвина показала, что при изучении явлений живой природы надо изучать их причинно-следственные связи. Знание её в наше время позволяет разумно выбирать пути хозяйственной деятельности человека, использовать все отрасли биологической науки, которые подтверждают верность этой теории.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Я сейчас буду задавать вам вопросы, если ответ вас устраивает вы поднимаете руку.
Оценивание
VII. Домашнее задание
Прочитать параграф 28.
Пронаблюдать за особями животных или растений, которые относятся к одному виду. Составить списки различий.