kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка используется для обучения 7-ых классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей"»

Обобщающий урок в 7 классе

Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль в природе и жизни человека»


Задачи:

Образовательные:


Закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией, их значении в природе, в жизни человека; проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.

Обосновывать необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни


Воспитательные:

- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;

- в целях решения нравственного воспитания, обеспечить в ходе урока изучение вопросов, содействующих воспитанию гуманности и ответственности по отношению к живой природе.


Развивающие:

развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;

дальнейшее развитие навыков работы с компьютером;

развитие творческих, коммуникативных способностей;

продолжить формирование умения уч-ся подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.


Оборудовние: Таблицы, дидактические карточки. Электронный учебник: «Лаб. практикум 6-11 кл. Биология» Ноутбук, экран, проектор.


Ход урока.

I Сообщение темы и цели урока.


II. Повторение

У каждого ученика карточка с терминами

Термины: кожно-мускульный мешок, паренхима, первичная полость тела, вторичная полость тела (целом), мезодерма, ткань, орган, система органов, свободноживущие, паразиты, окончательный хозяин, промежуточный хозяин, гермафродиты, самец, самка, яичник, семенник, финна, регенерация, первичноротые, симметрия тела.

По данным терминам учащиеся должны дать четкие устные формулировки.

Вопросы и задания

1. На экран выводится животное человеческая аскарида

Вопросы к учащимся.- Какое животное изображено? В чем заключается основные приспособления этих червей к паразитизму? Как отличить самку от самца?

2. На экран выводится животное белая планария.

Вопросы к учащимся - какое животное изображено? Назовите системы органов этого животного. Каковы особенности пищеварительной системы?

  1. На слайде изображены печеночный сосальщик, острица, кошачья двуустка

Какое из данных животных лишнее? Обоснуйте ответ. Что объединяет оставщихся червей?

  1. На слайде изображен дождевой червь

Какое животное изображено на рисунке. Перечислите особенности строения и приспособления к условиям среды обитания.


111 Тренажер

Класс делится на команды и каждая выполняет несколько заданий. Каждая команда получает карточки с названиями животных: белой планарии, дождевого червя, печеночного сосальщика, человеческой аскариды. Учащимся предлагается ряд вопросов, на которые они должны отвечать поднятием соответствующих карточек.

Вопросы: какие из данных животных являются паразитами?; какие – гермафродитами?. У кого из них имеется полость тела?. Для кого характерна личиночная стадия в развитии? Для кого характерна членистость (метамерное строение) тела? У каких животных развит один слой мышц? У кого есть кровеносная система? Кто имеет замкнутую пищеварительную систему? У кого есть кутикула, образующая покров червя?


Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните паразитических червей, относящиеся к типам Круглые черви, Плоские черви, Кольчатые черви

Признаки сравнения

Тип Круглые черви

Тип Кольчатые черви

Тип Плоские черви

Представитель




Полость тела заполнена




Строение пищеварительной системы




Органы прикрепления




Соотношение полов




Деление тела на части




Организм, в котором развивается личиночная стадия




Кровеносная система




Отделы тела





Словарик. 1. Раздельнополые. 2. Паренхима. 3. Человеческая аскарида. 4. Членистое тело. 5. Жидкость. 6. Бычий цепень. 7. Рот. 8. Нечленистое тело. 9 Всасывание всей поверхностью тела. 10. Человек. 11. Кишечник. 12. Гермафродиты. 13. Присоски и крючки. 14. Корова (крупный рогатый скот). 15. Замкнутая кровеносная система. 16. Отсуствуют. 17. Анальное отверстие. 18 Членики. 19. Дождевой червь.


Физкультминутка.

Программированный опрос. Внесите в таблицы соответствующие номера в колонку «Представители класса» и буквы в колонку «Признаки класса». Пользуясь полученной характеристикой представителей разных классов, перечислите общие признаки типа.


Тип Плоские черви

Классы

Представители класса

Признаки класса

Сосальщики

Ленточные черви

Ресничные черви



Общие признаки типа

  1. Представители: 1 - человеческая аскарида; 2 - кошачья двуустка; 3 - широкий лентец; 4 - свиной цепень; 5 – печеночный сосальщик; 6 - эхинококк; 7 - острица; 8 - белая планария.

  2. Признаки: А- паразиты; Б- Хищники; В- трехслойное животное; Г- обитает в водоеме; Д- полость тела заполнена паренхимой; Е -пищеварительная система отсутствует; Ж – тело членистое; З – кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.


Тип Кольчатые черви

Классы

Представители класса

Признаки класса

Многощетинковые кольчатые черви

Малощетинковые кольчатые черви

Пиявки



Общие признаки класса

  1. Представители: 1 – дождевой червь; 2 – медицинская пиявка; 3 - нереида; 4 – широкий лентец; 5 – морская планария; 6 – пескожил; 7 – луковая нематода; 8 - лошадиная аскарида.

  2. Признаки: А – вторичная полость (целом); Б – обитает в морях; В – обитает в пресных водах; Г – тело покрыто оболочкой (кутикулойокрыто оболочкой () - тело каридатела заполнена паренхимой; Е-пищеварительная система свиной цепень; 5 - печеночный ти и отв); Д – замкнутая кровеносная система; Е – гермафродиты; Ж – жабры; З – щетинки отсутствуют.


Решите задачи.

  1. В широколиственных лесах Европы черви ежегодно возвращают в почву около 100 кг. азота на 1 га. Если учесть, что в лесах с опадом листьев обычно возвращается в почву лишь 30-70 кг азота в год, то значение червей станет очевидным. Подсчитайте количество азота, возвращенного в почву дождевыми червями, если приблизительно площадь под широколиственными лесами Европы составляет 120 млн. га?

  2. Длина органов размножения самки человеческой аскариды может почти в 10 раз превышать длину тела червя. Какое значение имеет для аскариды такое развитие органов размножения?

  3. В садовой и лесной плодородной почве обычно много дождевых червей. Питаются они гниющими растениями и опавшей листвой, утаскивая их в почву. Какое значение для растений леса имеет деятельность червей?


Выполните тестовое задание

1.Тип Кольчатые черви включает классы:

а)многощетинковые, малощетинковые, ресничные черви

б)пиявки, малощетинковые, многощетинковые черви

в)пиявки, сосальщики, дождевые черви

г)цепни, пиявки, сосальщики

2. К классу Ленточные черви относится:

а) планария

б) широкий лентец

в) печеночный сосальщик

г) кошачий сосоальщик.

3. Органы фиксации печеночного сосальщика:

а) две присоски

б) четыре присоски

в) четыре присоски и венчик крючьев

г) присасывательные щели


4. Боковые выросты у малощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте и являющиеся органами движения – это:

а) параподии в) уроподы

б) псевдоподии г )педипальпы


5.Выделительная система дождевого червя представлена:

а) метанефридиями в)почками

б) мальпигиевыми сосудами г)зелеными железами


  1. Окончательным хозяином эхинококка является:

а) крупный рогатый скот в) человек

б) малый прудовик г) собака


7. Верхний слой кожно-мускульного мешка представлен ресничным эпителием у:

а) бычьего цепня в) печеночного сосальщика

б) свиного цепня г) планарии


8.Нервная система дождевого червя представлена:

а)головным и спинным мозгом

б)нервными клетками, разбросанными по всему телу

в) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой

г)окологлоточным нервным кольцом, надглоточным, подглоточным узлами,


9. Слюнные железы пиявок содержат:

а)инсулин в)пепсин

б)гирудин г)фибрин


10. Важную роль в процессах почвообразования играет:

а)дождевой червь в)пиявка

б)пескожил г)нереида



Сообщения учащихся

Паразитические черви очень плодовиты. Так, паразитирующий в кишечнике человека невооруженный цепень живет 18-20 лет и за год продуцирует до 600 млн. яиц; следовательно за всю свою жизнь может произвести около 11 млрд. яиц


Из паразитов домашних животных следует упоминать мозговика, вызывающего болезнь у овец «вертячку». В половозрелой ленточной стадии мозговик встречается в кишечнике собак, охраняющих стадо, но финна его развивается в мозгу овец и некоторых других домашних и диких копытных. При поражении одного из полушарий животное начинает двигаться по кругу. Пузырчатая стадия мозговика достигает размеров грецкого ореха. Через 4-6 месяцев после обнаружения симптомов заболевания наступает смерть. В конце 19 века во Франции от мозговика ежегодно погибало до 1 млн. овец.


Без участия круглых червей не обходится ни один гнилостный процесс. Они поселяются как паразиты практически во всех органах животных и растений. Будучи паразитами птиц и насекомых они освоили и воздушную среду. Масса круглых червей живет на дне морей и в пресных водоемах, многие из них приспособились к жизни в почве.

Заключение.

Почему в трех названиях разных типов животных повторяется общее понятие «черви»?

Ответ: у животных этих типов есть общие признаки: а) они трехслойные; б) имеют удлиненное тело; в) у них отсутствуют твердые скелетные части и настоящие расчлененные конечности; г) наружные покровы образуют кожно-мускульный мешок; д) двусторонняя симметрия, свойственная всем животным, активно меняющим свое местонахождение, у паразитирующих видов симметричное строение унаследовано от свободноживущих предков. Каждый учащийся за урок получает оценку за активную работу на уроке.

Заканчивается урок игрой «Светофор»

Учащиеся получают комплект из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока:

красный цвет – урок очень понравился, особенно …;

желтый – урок понравился, но …;

зеленый цвет – урок не понравился, потому что… .

Такой анализ урока – информация к размышлению.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей"

Автор: Артукбаева Дилара Ильдусовна

Дата: 03.01.2017

Номер свидетельства: 375006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства