Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей"»
Обобщающий урок в 7 классе
Тема: «Общая характеристика плоских, круглых, кольчатых червей. Роль в природе и жизни человека»
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и обобщить знания об особенностях самых простых трехслойных животных с двусторонней симметрией, их значении в природе, в жизни человека; проверить умение выделять признаки приспособленности червей к условиям обитания; совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд.
Обосновывать необходимость применения полученных знаний в повседневной жизни
Воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей;
- в целях решения нравственного воспитания, обеспечить в ходе урока изучение вопросов, содействующих воспитанию гуманности и ответственности по отношению к живой природе.
Развивающие:
развитие умений работать с учебником: выделять главное, анализировать, сравнивать, определять понятия;
дальнейшее развитие навыков работы с компьютером;
развитие творческих, коммуникативных способностей;
продолжить формирование умения уч-ся подбирать материал, готовить сообщения на заданную тему, выступать на аудитории, анализировать, синтезировать, оценивать, делать выводы.
По данным терминам учащиеся должны дать четкие устные формулировки.
Вопросы и задания
1. На экран выводится животное человеческая аскарида
Вопросы к учащимся.- Какое животное изображено? В чем заключается основные приспособления этих червей к паразитизму? Как отличить самку от самца?
2. На экран выводится животное белая планария.
Вопросы к учащимся - какое животное изображено? Назовите системы органов этого животного. Каковы особенности пищеварительной системы?
На слайде изображены печеночный сосальщик, острица, кошачья двуустка
Какое из данных животных лишнее? Обоснуйте ответ. Что объединяет оставщихся червей?
На слайде изображен дождевой червь
Какое животное изображено на рисунке. Перечислите особенности строения и приспособления к условиям среды обитания.
111 Тренажер
Класс делится на команды и каждая выполняет несколько заданий. Каждая команда получает карточки с названиями животных: белой планарии, дождевого червя, печеночного сосальщика, человеческой аскариды. Учащимся предлагается ряд вопросов, на которые они должны отвечать поднятием соответствующих карточек.
Вопросы: какие из данных животных являются паразитами?; какие – гермафродитами?. У кого из них имеется полость тела?. Для кого характерна личиночная стадия в развитии? Для кого характерна членистость (метамерное строение) тела? У каких животных развит один слой мышц? У кого есть кровеносная система? Кто имеет замкнутую пищеварительную систему? У кого есть кутикула, образующая покров червя?
Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните паразитических червей, относящиеся к типам Круглые черви, Плоские черви, Кольчатые черви
Программированный опрос. Внесите в таблицы соответствующие номера в колонку «Представители класса» и буквы в колонку «Признаки класса». Пользуясь полученной характеристикой представителей разных классов, перечислите общие признаки типа.
Признаки: А- паразиты; Б- Хищники; В- трехслойное животное; Г- обитает в водоеме; Д- полость тела заполнена паренхимой; Е -пищеварительная система отсутствует; Ж – тело членистое; З – кровеносная и дыхательная системы отсутствуют.
Признаки: А – вторичная полость (целом); Б – обитает в морях; В – обитает в пресных водах; Г – тело покрыто оболочкой (кутикулойокрыто оболочкой () - тело каридатела заполнена паренхимой; Е-пищеварительная система свиной цепень; 5 - печеночный ти и отв); Д – замкнутая кровеносная система; Е – гермафродиты; Ж – жабры; З – щетинки отсутствуют.
Решите задачи.
В широколиственных лесах Европы черви ежегодно возвращают в почву около 100 кг. азота на 1 га. Если учесть, что в лесах с опадом листьев обычно возвращается в почву лишь 30-70 кг азота в год, то значение червей станет очевидным. Подсчитайте количество азота, возвращенного в почву дождевыми червями, если приблизительно площадь под широколиственными лесами Европы составляет 120 млн. га?
Длина органов размножения самки человеческой аскариды может почти в 10 раз превышать длину тела червя. Какое значение имеет для аскариды такое развитие органов размножения?
В садовой и лесной плодородной почве обычно много дождевых червей. Питаются они гниющими растениями и опавшей листвой, утаскивая их в почву. Какое значение для растений леса имеет деятельность червей?
10. Важную роль в процессах почвообразования играет:
а)дождевой червь в)пиявка
б)пескожил г)нереида
Сообщения учащихся
Паразитические черви очень плодовиты. Так, паразитирующий в кишечнике человека невооруженный цепень живет 18-20 лет и за год продуцирует до 600 млн. яиц; следовательно за всю свою жизнь может произвести около 11 млрд. яиц
Из паразитов домашних животных следует упоминать мозговика, вызывающего болезнь у овец «вертячку». В половозрелой ленточной стадии мозговик встречается в кишечнике собак, охраняющих стадо, но финна его развивается в мозгу овец и некоторых других домашних и диких копытных. При поражении одного из полушарий животное начинает двигаться по кругу. Пузырчатая стадия мозговика достигает размеров грецкого ореха. Через 4-6 месяцев после обнаружения симптомов заболевания наступает смерть. В конце 19 века во Франции от мозговика ежегодно погибало до 1 млн. овец.
Без участия круглых червей не обходится ни один гнилостный процесс. Они поселяются как паразиты практически во всех органах животных и растений. Будучи паразитами птиц и насекомых они освоили и воздушную среду. Масса круглых червей живет на дне морей и в пресных водоемах, многие из них приспособились к жизни в почве.
Заключение.
Почему в трех названиях разных типов животных повторяется общее понятие «черви»?
Ответ: у животных этих типов есть общие признаки: а) они трехслойные; б) имеют удлиненное тело; в) у них отсутствуют твердые скелетные части и настоящие расчлененные конечности; г) наружные покровы образуют кожно-мускульный мешок; д) двусторонняя симметрия, свойственная всем животным, активно меняющим свое местонахождение, у паразитирующих видов симметричное строение унаследовано от свободноживущих предков. Каждый учащийся за урок получает оценку за активную работу на уроке.
Заканчивается урок игрой «Светофор»
Учащиеся получают комплект из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока: