kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

уроки по данной тематике соответствуют календарно-тематическому планированию и стандартам ГОСО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов.»

Урок № 24, 25.

Тема: 1. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов.

2. Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции.

Тип урока: Комбинированный. Практическая работа №2.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с явле­нием неполного доминирования; дать представление об анализирующем и дигибридном скрещивании, явлении сцепленного наследования генов; объяснить особенности влияния условий среды на формирование признаков, дать определение «норма реакции»;

Развивающая: продолжить формирование умения и навыка в решении задач по генетике; научить составлять свою родословную; определять норму реакции;

Воспитательная: воспитание биологического мышления, внимания; убедить учащихся в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Оборудование: таблица «Дигибридное скрещивание».

Ход урока:

І Организационный момент.

ІІ Актуализация знаний.

Работа по карточкам.

Фронтальный опрос-беседа по вопросам:

  1. Какое скрещивание называется моногибрид­ным?

  1. Какие гены называются аллельными?

  1. Какие признаки называются доминантными, а какие — рецессивными?

  2. Сформулируйте правило единообразия гибридов первого поколения.

  3. Гибриды первого поколения являются гомози­готными или гетерозиготными организмами?

  4. Сформулируйте правило при скрещивании гиб­ридов первого поколения. Какие организмы образу­ются — гомозиготные или гетерозиготные — в ре­зультате такого скрещивания?

  1. Сформулируйте закон чистоты гамет.

Фронтальное обсуждение решения одной из задач, решённой на доске.

Задача №1.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача №2.

Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, родители которой были тоже кареглазые. С каким цветом глаз могут родиться дети?


признак

ген

генотип

кареглазые

В

ВВ Вв

голубоглазые

в

вв

F1 - ?

Решение.

х

Р

вв

ВВ



в

в

В

В


G

генотип

Вв

Вв

Вв

Вв

F1


фенотип

карие

карие

карие

карие



Исключение:

Иногда гибриды 1 поколения будут наследовать промежуточный характер признака, в таком случае говорят о неполном доминировании.

ІІІ Формирование новых знаний.

  1. Неполное доминирование. (Самостоятельная ра­бота учащихся с текстом (два первых абзаца на с. 105) и рисунок 51 учебника с последующим обсуждением.)

Прочитайте с.105 и дайте ответы на вопросы:

  • Какое явление называют неполным доминированием?

  • Почему при скрещивании растений с белыми и красными цветами у гибридов первого поколения цветы розовые?

  1. Анализирующее скрещивание. (Объяснение учителя с вычерчиванием схемы наследования при­знаков на доске - схема рис. 51)

Вопрос: Каков генотип человека с карими глазами? Ответ: АА и Аа.

Вопрос: Каков генотип гороха с желтыми семенами? Ответ: ВВ и Вв.

Задача:

У томатов ген красного цвета плодов доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся при скрещивании красно- и желтоплодных растений?

признак

ген

генотип

красные

А

АА Аа

желтые

а

аа

F1 - ? Решение.

фенотип

красн.

красн.

красн.

красн.



1. Р

х

АА

аа



а

а

А

А

G


генотип

Аа

Аа

Аа

Аа

F1




х

2. Р

аа

Аа




G

а

а

а

А


генотип

Аа

аа

аа

Аа

F1



фенотип

красн.

желт.

желт.

красн.



Анализирующее скрещивание - скрещивание, которое проводят в том случае, когда необходимо узнать генотип одной родительской формы с доминантными признаками. Скрещивание проводят обязательно с рецессивной формой.

Если поколение все окажется единообразным, то родительская форма была гомозиготной.

Если в поколении произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1, то родительская форма была гетерозиготной.

Дигибридное скрещивание и его закономерности.

Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых локализованы в разных парах гомологичных хромосом, можно путем дигибридного или полигибридного скрещивания.

В ходе объяснения нового материала учащиеся делают записи в тетради.

Для дигибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по двум генам, определяющим окраску семян (желтые и зеленые) и форму семян (гладкие и морщинистые). Доминантные признаки – желтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. При слиянии этих гамет все потомство будет единообразным – первый закон Менделя.

При образовании гамет у гибрида из каждой пары аллельных генов, расположенных в разных парах гомологичных хромосом, в гамету попадает только один, при этом вследствие случайности расхождения отцовских и материнских хромосом в первом делении мейоза ген А может с равной вероятностью попасть в одну гамету с геном В или с геном в. Точно так же как и ген а может объединиться в одной гамете с геном В или в. Поскольку в каждом организме образуется много половых клеток, в силу статистических закономерностей у гибрида – дигетерозиготного организма, образуются четыре сорта гамет в одинаковом количестве (по 25%): АВ; Ав; аВ; ав.

Во время оплодотворения каждая из четырех типов гамет одного организма случайно встречается с любой из гамет другого организма, получается 16 типов зигот.

Все возможные сочетания мужских и женских гамет можно легко установить с помощью решетки Пеннета. (учитель строит решетку на доске, учащиеся у себя в тетрадях)

Над решеткой по горизонтали вписывают гаметы одного родителя, а по левому краю решетки по вертикали – другого родителя. В квадратики вписывают генотипы зигот. Самостоятельное заполнение решетки Пеннета.

- Подсчитайте число фенотипов (9:3:3:1)

- Рассмотрите каждый признак в отдельности.

Подсчитайте, какое расщепление получится:

- по признаку окраски семян (3:1)

- по признаку формы семян (3:1)

Запишите для этих признаков расщепление по генотипу (1:2:1)

Третий закон Менделя – независимое расщепление признаков

при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

IV Формирование умений.

Практическая работа №2. Составление своей родословной. Решение генетических задач.

Задача №1.

Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления красноплодных растений нормального роста пыльцой желтоплодных карликовых растений? Какой результат даст дальнейшее скрещивание таких гибридов? Известно, что красный цвет плодов – доминантный признак, желтый – рецессивный; нормальный рост – доминантный, карликовость – рецессивный признак. Все исходные растения гомозиготны.

Задача №2.

У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над леворукостью. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство в отношении указанных признаков следует ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая:

  1. Когда мужчина гомозиготен по обоим признакам;

  2. Когда он по ним гетерозиготен.

Задача №3.

Черная окраска у кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть – над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой.

  1. Какова вероятность (в%) получения во втором поколении чистопородного сиамского котенка?

  2. Какова вероятность (в %) получения во втором поколении котенка, фенотипически похожего на персидского?

  3. Какова вероятность (в %) получения во втором поколении длинношерстного палевого котенка?

Решение задач.

Задача №1.

При скрещивании коричневых ондатр с коричневыми, получается коричневое потомство, а серых – серое. Когда же скрестили коричневых ондатр (доминантный признак) с серыми (рецессивный признак), то среди гибридных ондатр появились пестрые животные. Объясните, почему?

Ответ: неполное доминирование.

Задача №2.

Куры с белым оперением при скрещивании между собой всегда дают белое потомство, а куры с черным оперением – черное. Потомство от скрещивания белой и черной особей оказывается серым. Какая часть потомства от скрещивания серых петуха и курицы будет с серым оперением?

Задача №3.

Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно, что доминантный ген В отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген отвечает за «красную» окраску. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность (по окраске шерсти) черного быка?

Решение:

Рассмотрим два возможных варианта:

  1. генотип быка – ВВ, коровы – вв.

  2. генотип быка – Вв, коровы – вв.

Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции.

Норма реакции — способность генотипа формировать в онтогенезе, в зависимости от условий среды, разные фенотипы. Она характеризует долю участия среды в реализации признака. Чем шире норма реакции, тем больше влияние среды и тем меньше влияние генотипа в онтогенезе.

1.Качественные и количественные признаки. Признаком обычно называют способ описания организмов с целью их различия. Все признаки можно разделить на две группы: качественные и количественные. Качественными называют признаки, устанавливаемые описательным путём. Нос с горбинкой, брови «домиков», волнистым волосы или морщинистые семена – все это качественные признаки. При изучении качественных признаков обычно не возникает затруднений в их классификации. Наследование качественных признаков как правило, хорошо описывается простыми менделеевскими закономерностями. Иначе дело обстоит с количественными признаками. Количественными называют признаки, определяемые путём измерения. Яйценоскость кур, молочность коров, рост, вес организмов – это количественные признаки. Наследование количественных признаков чаще всего зависит от большого количества
генов, даже в том случае, когда вклад одного или нескольких генов велик. Среда влияет и на качество, и на количественные признаки.
2.Влияние среды на качественные признаки. Качественные признаки в меньшей степени, чем количественные, подвержены влиянию условий среды. 
Голубой цвет глаз, например, не зависит от условий, в которых растёт организм. Однако есть примеры, которые показывают, что среда может влиять на качественные признаки, например, на окраску шерсти у горностаевых кроликов: в определённых условиях эксперимента при низких температурах вместо выбритой вырастает черная шерсть, а при высоких – белая.
3.Влияние условий среды на количественные признаки. Развитие количественных признаков очень сильно зависит от влияний условий среды. 
Масса тела зависит от условий питания, густота шерсти – от температуры. Но изменения количественных признаков не могут быть любыми. Эти изменения ограничены.
4.Норма реакции. Пределы, в которых возможно изменение признаков, называют нормой реакции. Другими словами, организм наследует не признак как таковой, а способность формировать определённый фенотип в конкретных условиях среды, т.е. норму реакции. Таким образом, фенотип каждой особи есть результат взаимодействия ее генотипа с условиями окружающей среды.
V Задание на дом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завгородняя Алия Кажибаевна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363535


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства